Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Июль-Август 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Море без статуса

Очередное заседание заместителей министров прикаспийских государств прошло в июне. Тем не менее окончательное решение опять не принято. По просьбе «МЭ» ситуацию комментирует спецпредставитель президента по урегулированию статуса Каспийского моря, заместитель министра иностранных дел РФ Виктор Калюжный.

Напомню, что речь идет не о разделе природных богатств Каспия вообще (это слишком широкое понятие), а о разделе его минеральных ресурсов, прежде всего углеводородных, путем разграничения дна Каспия на зоны недропользования между сопредельными и противолежащими прибрежными государствами. Отсюда и выдвинутый нами принцип: «разграничиваем дно в целях недропользования, вода общая». На основе этого принципа в 2002 г. были подписаны и в 2003 г. вступили в силу двусторонние соглашения между Россией, Казахстаном и Азербайджаном (всего их три), а также трехстороннее соглашение между упомянутыми странами о точке стыка разграничительных линий, установленных двусторонними соглашениями.

Карта Каспийского моря, Мировая энергетика Договоренностями, достигнутыми между Россией и Казахстаном и Россией и Азербайджаном, предусматривается совместное освоение структур и месторождений, находящихся на стыке зон недропользования. Наиболее предметно это проработано в российскоказахстанском Протоколе от 13 мая 2002 г., который был подписан в Москве президентами В.В. Путиным и Н.А. Назарбаевым. Освоение трех залежей «Курмангазы» (юрисдикция Казахстана), «Хвалынское» и «Центральная» (юрисдикция России) договорились осуществлять совместно по принципу 50 на 50. Так что если говорить о северном и центральном Каспии, то вопрос о разграничении ресурсов в этой части водоема можно считать закрытым, горизонт достигнут и покорен.

Соглашениями с Азербайджаном и Казахстаном полностью определена зона недропользования России, а с ней и доля России в нефтегазовых ресурсах дна Каспия. Разграничение осуществлялось по модифицированной срединной линии, учитывающей как конфигурацию и протяженность побережья сторон, так и особые исторические обстоятельства. К примеру, месторождение «Хвалынское», которое при разграничении по линии, строго равноудаленной от берегов России и Казахстана, должно было бы отойти под юрисдикцию Казахстана, однако с учетом затрат, понесенных на его открытие компанией ЛУКОЙЛ, отошло под юрисдикцию России. Следует признать вместе с тем, что география северного Каспия оказалась более благосклонной к Казахстану, в силу чего ему достались большая часть дна и расположенные под ним ресурсы. По площади дна соотношение 2:3, по ресурсам 3:7 в его пользу.

В южной части Каспия ситуация остается неурегулированной. Туркменистан согласен с принципом разграничения дна в целях недропользования. Соглашение на этот счет с Казахстаном практически готово, однако подписать его Ашхабаду мешают некоторые привходящие обстоятельства. Переговоры о разграничении с Азербайджаном ведутся, но здесь у сторон противоречия по методологии разграничения.

Особая позиция у Ирана, который выступает за разграничение Каспия на «полнопрофильные» национальные сектора, причем, как считают в Тегеране, иранская доля при таком разделе должна составлять не менее 20% площади Каспия. Иран ведет переговоры о разграничении с Азербайджаном и Туркменистаном, делаются попытки поделить залежи углеводородов, расположенные в спорных районах, но пока безрезультатно.

Отсутствие правового статуса Каспия сказывается на экологии и рыболовстве негативно. Каспий уникальная замкнутая экосистема, эффективно поддерживать и управлять которой можно только общими усилиями всех прибрежных стран, действующих в соответствии с совместно установленными нормами и правилами. Для этого и нужен статус.

Не стану утверждать, что на Каспии сейчас полный разнобой. Работает пятисторонняя межведомственная Комиссия по водным биоресурсам, которая определяет правила лова, устанавливает и распределяет квоты на ценные породы рыб. В ноябре прошлого года пять прибрежных государств подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды. Но всего этого явно недостаточно.

Поскольку принятие Конвенции о статусе в ближайшем будущем проблематично, предлагаем в первоочередном порядке заключить пятисторонние соглашения, регулирующие вопросы сохранения и управления биоресурсами Каспийского моря, а также сотрудничества в различных сферах природоохраны, в частности, в области гидрометеорологии и мониторинга природной среды, внедрения технологии «нулевого сброса» при бурении скважин и другие.
 

Еще статьи на эту тему:
— Разработка спорного шельфа Каспия
— «Бензиновый бак» Евразии

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru