Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Февраль 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Разработка спорного шельфа Каспия

Масштабное соглашение, подписанное в январе российским ЛУКОЙЛом и казахстанской Национальной компанией «КазМунайГаз» о разработке шельфа Каспия, вновь приковало внимание специалистов, экспертов и аналитиков к спорному морю. Кто сегодня претендует на нефть в этом регионе? Каков расклад сил? Удастся ли России отстоять свои позиции?

Эмир ГАНТАМИРОВ,
соискатель кафедры международного маркетинга и менеджмента
МГИМО МИД РФ

Бесконфликтное использование акватории Каспия закончилось с распадом Советского Союза. Из существовавших ранее четко определенных национальных секторов Ирана и СССР в настоящее время Каспий разделен на пять неопределенных и, соответственно, спорных частей. Основными участниками спора являются Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан и Иран, у каждой из этих стран свои интересы.

Как разделить «пирог»

Если разработка материковых месторождений нефти и газа является бесспорным правом каждого прикаспийского государства, то освоение донных запасов невозможно без четкого разделения на национальные сектора. Поэтому проблема правового статуса моря обрела первостепенность во внешней политике всех прикаспийских государств.

На сегодняшний день единственными международными соглашениями, определяющими раздел Каспия, являются "О дружбе" между Персией и РСФСР от 26 февраля 1921 г. и "О торговле и мореплавании" от 25 марта 1940 г. между СССР и Ираном. Особый акцент на эти документы сегодня делает Иран, который предлагает учитывать соглашения при определении границ национальных секторов. Остальные государства, кроме России, дипломатично стараются не обращать на них внимания.
План раздела Каспия на национальные сектора первыми стали реализовывать Россия и Казахстан, подписавшие в 1998 г. соглашение. К ним готов присоединиться Азербайджан, который в свою очередь придерживается принципа поэтапности. Это подразумевает, прежде всего, разграничение дна моря на основе метода срединной линии – она проводится по принципу равноудаленности ближайших к ней точек береговой линии. За каждым из прибрежных государств в образуемых секторах признаются права на разработку природных ресурсов.

Иную позицию занимает Туркменистан, предлагая использовать метод равноудаленности по широтам. Противники такого подхода ссылаются на то, что в предлагаемом методе не отражается точность срединной линии и не включены способы исчисления ее координат, а также, что этот метод несостоятелен с точки зрения географического позиционирования и неопределенности правового статуса Каспия. Таковой, в частности, является позиция Азербайджана, у которого возник спор с Туркменией из-за месторождений "Чираг", "Азери" и "Шарг".

Иран придерживается более простого способа раздела: он владеет пятой частью моря, а остальное пространство делится между другими прикаспийскими государствами по их взаимной договоренности. Страна укрепила свои позиции совместным с Россией заявлением от 12 марта 2001 г. по итогам переговоров между президентом России В. Путиным и президентом Ирана С.-М. Хатами. Обе стороны до усовершенствования правового режима Каспийского моря официально не признают никаких границ, развивают сотрудничество в различных областях посредством разработки необходимых правовых механизмов. Оговорено также, что все договоренности, касающиеся правового статуса и режима использования Каспийского моря, обретут силу только в том случае, если будут приняты с общего согласия пяти прикаспийских государств.

Кто в «табели о рангах»?

Многообразие мнений и вариантов, к сожалению, не способствует определению четкого правового статуса Каспия и права каждого из прикаспийских государств на владение частью акватории и дна моря. Но даже при достижении общего согласия возникнет другая проблема: кто и как будет координировать разработку недр, использование биоресурсов, судоходство? Должна это быть структура, состоящая из представителей прикаспийских государств, или необходим некий координирующий центр, представляющий инвесторов и компании-операторы? Первый вариант предпочтителен для стран региона, а ко второму, вероятно, будут стремиться нерегиональные государства, прямо или косвенно участвующие в проектах по освоению ресурсов Каспия. Но в обоих случаях каждому представителю или стране необходимо будет доказывать свою значимость в зависимости от имеющихся запасов углеводородов, сумм инвестиций и транспортных возможностей.

Основными владельцами нефтяных ресурсов Каспия являются Казахстан и Азербайджан. Первый располагает 2,4 млрд т подтвержденных запасов нефти, второй –1,7 млрд т, в то время как Россия – 400 млн т, Туркменистан – 70 млн т, Иран – 140 млн т. Поэтому вполне объяснимо, почему основной поток инвестиций идет в Казахстан и Азербайджан. Совместное с американцами предприятие "Тенгизшевройл" создано в Казахстане для разработки Тенгизского месторождения, с общей суммой инвестиций 20 млрд долл. сроком на 40 лет. Для реализации крупного геологоразведочного проекта в казахстанском секторе Каспия в 1993 г. также был создан консорциум "Казахстанкаспийшельф", в который вошли компании Аджип, Бритиш Петролеум/Статойл (англо-норвежский альянс), Ройал Датч/ Шелл (Англия и Голландия), Бритиш Газ (Англия), а также Мобил (США). Азербайджанский международный операционный консорциум (AIOC) был создан для разработки месторождений Азери-Чираг-Гюнешли. Планируемая сумма инвестиций – 8 млрд долл. США.

Поскольку добыча нефти в Казахстане и Азербайджане перекрывает внутреннее потребление в этих странах, очевидно, что большая часть добытой нефти будет отправляться на экспорт. Так, по прогнозам, к 2010 г. Азербайджан будет добывать 55 млн т нефти в год, а экспортировать 46; Казахстан соответственно – 92 и 78; Туркменистан – 9 и 7 млн тонн.

Сражение за трубу

Какие же транспортные системы будут способны перекачать добытую на Каспии нефть? Действовавших еще в Советском Союзе систем магистральных нефтепроводов явно недостаточно, поскольку они либо выходят в черноморский порт Новороссийск, либо подсоединены к нефтепроводу "Дружба", ориентированному на страны Центральной Европы. И тот, и другой уже заполнены российской экспортной смесью сорта Urals. Поэтому вторая по важности проблема – транспортировка нефти на международные рынки. Прогресс в ее решении уже заметен. Например, для транспортировки казахстанской нефти задействован нефтепровод «Атырау–Самара» с пропускной способностью 10,4 млн т нефти в год; для азербайджанской – «Баку–Супса» – 5,8 ; «Дюбенды–Батуми» – 3,5 ; «Баку–Новороссийск» – 6 млн т. Реконструирован для перевалки и дальнейшей перекачки части туркменской и казахстанской нефти, доставляемой до Новороссийска, порт Махачкала с пропускной способностью 5 млн т в год. После ввода в действие первой очереди, через нефтепровод «Тенгиз–Новороссийск» планируется перекачивать 28,2 млн т ежегодно. Сегодня транспортных возможностей хватает для доставки на международные рынки 69,2 млн т каспийской нефти в год.

В 1992 г. для вывоза нефти с Тенгизского месторождения правительства Казахстана и Султаната Оман создали Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). Россия присоединилась к КТК в том же году. О своем желании участвовать в проекте неоднократно заявлял и Азербайджан.

Первоначально акции КТК были поделены следующим образом: Россия и Казахстан имели по 25%, Оман – 50%. Chevron, основной инвестор Тенгизского месторождения, в то время от участия отказался. И отказ этот был понятен, так как трубопровод предназначался в первую очередь для перекачки тенгизской нефти, а распылять силы и средства в компании сочли нецелесообразным.

Но в 1995 г. строительные работы затянулись, поскольку Оман, один из основных инвесторов, не смог обеспечить необходимое финансирование. Тогда в КТК решили изменить состав акционеров и разделить большую часть доли Омана между привлеченными к проекту нефтяными компаниями. И тогда к участию в строительстве КТК присоединился Chevron. На сегодняшний день, кроме России, Казахстана и Омана, в консорциуме участвуют и частные нефтяные компании. Доли распределяются так: Chevron Caspian Pipeline Consortium Company (15%), LUKARCO B.V. (12,5%), Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited (7,5%), Mobil Caspian Pipeline (7,5%), Agip International (2%), BG Overseas Holdings Limited (2%), Kazakhstan Pipeline Ventures L.L.C. (1,75%).

По прогнозу, к 2010 г. суммарная добыча нефти в Каспийском регионе составит примерно 180 млн т в год, а экспортный потенциал – около 150 млн. Понятно, что существующих возможностей трубопроводного транспорта явно будет недостаточно. С учетом перспектив увеличения добычи, правительства Азербайджана, Грузии, Казахстана, Турции и Узбекистана (Туркменистан воздержался) еще в 1998 г. подписали декларацию о строительстве главного экспортного трубопровода (ГЭТ). Позднее к проекту присоединились США, а затем Грузия, Азербайджан и Турция, по чьим территориям предполагается проложить трубопровод от Баку через Тбилиси до турецкого порта Джейхан с ежегодной проектной пропускной способностью 50 млн тонн.

Однако планируемые транспортные возможности ГЭТ первое время будут избыточными для экспорта азербайджанской нефти, который в настоящее время составляет около 9,5 млн т в год. Только к 2010 г. он может вырасти до 46 млн т. Поэтому возникла проблема привлечения к участию в проекте другого крупного экспортера. А им может быть только Казахстан. Однако, связанный обязательствами с КТК, по которому идет тенгизская нефть, он вряд ли сможет обеспечить необходимыми объемами нефти ГЭТ, а перевод 10,4 млн т с маршрута «Атырау–Самара» осложнит отношения с Россией.

Транспортные возможности экспорта нефти Каспия (без «Баку–Джейхан»)

Экспортные маршруты каспийской нефти Существующие транспортные возможности, млн т/год Возможности при полной транспортной загруженности, млн т/год
КТК 28,2 67,0
«Атырау – Самара» 10,4 15,0
«Баку–Супса» 5,8 10,0
«Дюбенды–Батуми» 3,5 7,0
«Баку–Новороссийск» 6,0 6,0
«Махачкала–Новороссийск» 5,0 5,0
Всего 69,2 110,0

С ростом добычи и экспорта нефти, а соответственно и получения многомиллиардных доходов, прикаспийские государства из числа бывших советских республик будут стараться укрепить свой суверенитет на Каспии, меняя условия добычи и транспортировки углеводородов.

В свою очередь нерегиональные государства, объявившие Каспийский регион своей "зоной жизненно важных интересов" и участвующие в каспийских проектах, через свои национальные компании постараются укрепить влияние, чтобы иметь стабильный источник нефти.

Россия, нефтяные запасы которой на Каспии не столь значительны, будет стараться играть роль основного транспортировщика и удерживать азербайджанскую и казахстанскую нефть в трубопроводах «Баку–Новороссийск», «Атырау–Самара» и в системе КТК. Немаловажное значение имеет и то, что основные потоки каспийской нефти, как существующие, так и планируемые, направлены в основном на Запад, где у России сложился определенный рынок. При прогнозируемом совокупном экспорте нефти из Каспийского региона – 160 млн т в год, который сопоставим с ежегодным российским экспортом, Россия получит у себя под боком серьезных конкурентов.

Скорее всего, с увеличением добычи углеводородных энергоносителей и открытием новых месторождений ситуация в регионе может обостриться, а Каспийское море – оказаться огнеопасным, не только из-за химического состава нефти и газа.
 
Еще статьи на эту тему:
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru