Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Февраль 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
 
   

Все на тендеры? Мнение компаний

 
   

Объективно отразить сложившуюся в сфере услуг и оборудования для ТЭК ситуацию можно, только посмотрев на нее с двух сторон: продавца и покупателя. «Мировая энергетика» обратилась к участникам рынка по обе стороны «баррикад» с просьбой оценить конкурентоспособность российского оборудования; прояснить, поможет ли укрупнение на рынке нефтегазового машиностроения решить проблему качества; очертить перспективы сферы оборудования и услуг для ТЭК стать одним из ключевых параметров роста российского ВВП. Кроме того, мы затронули проблему закупочных тендеров и последнюю инициативу общественных организаций — создание единой системы предквалификации российских машиностроительных предприятий.

 
   
 

Мировая Энергетика


Качество труб повышается постоянно


Сергей ГРИГОРЬЕВ,
вице-президент ОАО «Транснефть»:


— Ежегодно для капитального ремонта и реконструкции нефтепроводов «Транснефть» закупает в среднем 150 тыс.тонн труб большого диаметра. Две трети из них имеют диаметр 1020 и 1220 мм. В 2006 г. мы приступаем к очень большому и «трубоемкому» проекту — строительству нефтепроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Ориентировочная потребность в трубах для 1-й очереди проекта — от Тайшета до Сковородино — составляет свыше 1,3 млн т. Для 2-й очереди потребуется примерно столько же.

Качество российских труб постоянно улучшается. Импортные трубы (исключая украинские) использовались для магистральных нефтепроводов до 2002 г., главным образом на подводных переходах. Еще недавно у нас не могли производить трубы с заводским трехслойным изоляционным покрытием на основе полиэтилена. Сейчас эта проблема успешно решена. Трубы большого диаметра с толщиной стенки свыше 16 мм закупались на Украине до середины 2005 г. — на российских заводах раньше такие не выпускались. В настоящее время их производство у нас освоено.Сегодня по видам труб, качеству наружных антикоррозионных покрытий отечественные заводы удовлетворяют требованиям «Транснефти». Правда, не в полной мере отвечают требованиям компании предложения металлургов по качеству стали, особенно для высокочистых (без примесей серы и фосфора) труб повышенной эксплуатационной надежности. Тем не менее процесс позитивно развивается с обеих сторон — и производителями, и эксплуатационниками. Мы сформулировали свод правил по выбору труб для магистральных нефтепроводов, смогли совместно ввести технические требования на трубы большого диаметра, а также на трубы для повышенных давлений и для нефтепроводов, прокладываемых в горах, в сейсмоопасных зонах и других сложных условиях. ««Транснефть» непрерывно сотрудничает с заводами в плане повышения качества и надежности продукции. Одна из форм такого сотрудничества, например, пооперационный технический надзор за выпуском труб для «Транснефти».Ежегодно металлурги разрабатывают и согласовывают с нами план мероприятий по переоснащению производства и расширению сортамента. Основные направления такой работы: улучшение качества сварного соединения, повышение геометрической точности, повышение мощности цехов по нанесению антикоррозионных покрытий, увеличение толщины стенки, диаметра и класса прочности производимых труб.

На Челябинском трубопрокатном заводе внедрены современные малогабаритные сварочные головки и источники питания сварочным током. Здесь освоены производство и применение керамических сварочных флюсов, модернизированы формовочные прессы и т.д. Все это позволило повысить толщину стенки труб до 22 мм и класс прочности до К65. На Выксунском металлургическом заводе введен трубоэлектросварочный стан 1420, на котором можно производить трубы повышенной геометрической точности с толщиной стенки до 50 мм и классом прочности до К80. Заметные перемены произошли и на Волжском трубном заводе, где освоен выпуск труб большого диаметра.

Полагаю, что восточный проект в целом значительно стимулирует отечественную металлургию и нефтяное машиностроение, а значит, может стать одним из ключевых факторов роста ВВП. «Транснефть» в своей работе исходит из того, что Россия обладает уникальным опытом, интеллектуальным и производственным потенциалом в нефтегазовой сфере и имеет все возможности для дальнейшего наращивания таких возможностей. Поэтому при размещении наших заказов мы всегда стремимся отдать приоритет отечественным предприятиям. К сожалению, это касается не всего нефтегазового оборудования. Сложно, например, с перекачивающими агрегатами. В России подобные машины не производятся. Раньше «Транснефть» приобретала насосы в Украине, однако для нефтепровода ВСТО, который пройдет по горам, нужны более мощные. Их мы купим, возможно, в США или Германии, поскольку украинские по качеству и техническим характеристикам нас не вполне устраивают.

Положение России, как ведущего мирового поставщика энергоресурсов, просто обязывает добиться такого положения, чтобы она стала своего рода законодателем в производстве всего комплекса нефтегазового оборудования. Для этого есть все условия, кроме, пожалуй, воли и решимости тех, кто определяет экономическую стратегию государства.. Правда, последние подвижки позволяют надеяться, что мы все-таки избавимся от сырьевой направленности нашего ТЭК, пойдем по пути глубокой переработки углеводородов и, следовательно, начнем более энергично развивать средства производства и наукоемкие технологии.

Что касается организации закупок труб и оборудования, то она возложена на наше дочернее предприятие — центр управления проектами «Стройнефть». Поставщики определяются исключительно по результатам тендерных торгов. Вся процедура проводится в полном соответствии с законами и нормами РФ и, на наш взгляд, надежно защищает систему магистральных нефтепроводов от некачественной продукции.


Прорыва на международный рынок не будет


Владимир ЖАБИНСКИЙ,
начальник отдела исследований и анализа информации
Управления планирования и оптимизации закупочной деятельности
департамента материально-технического снабжения ОАО «СУЭК»:


— Конкурентоспособность российского оборудования можно оценить как высокую, и базируется она на одном из ключевых факторов — ценовом. Я считаю, что компании, рассматривая варианты покупки более дорогого импортного оборудования, должны просчитывать и четко представлять возможную выгоду от такого приобретения.

Ситуация на мировом топливно-энергетическом рынке показывает, что вместе с ростом потребления энергоресурсов увеличиваются объемы добычи и генерации, соответственно предприятия ТЭК наращивают инвестиции в перевооружение и модернизацию мощностей. Все это ведет к динамичному росту спроса на материально-технические ресурсы. Поэтому отрасль оборудования и услуг для ТЭК, увеличивая объемы производства в ответ на развитие топливно-энергетических компаний, имеет неплохие перспективы стать одним из ключевых параметров роста российского ВВП.

Мировая Энергетика На фоне возросшего спроса на оборудование для ТЭК в последние годы следует отметить и увеличение конкуренции среди производителей этого оборудования. Если в бывшем СССР каждый завод выпускал продукцию определенного типа и не имел конкурентов, выполняя госзаказ, то в настоящее время предприятия России и стран СНГ значительно расширили спектр производства. Поэтому при отборе поставщика приходится рассматривать предложения целого ряда производителей и учитывать массу особенностей новых видов оборудования, выпускаемых каждым из них.

Весьма полезным в этой ситуации стал бы единый реестр российских машиностроительных предприятий. Также было бы неплохо, если наряду с реестром существовала бы и единая база данных производимой заводами продукции. К сожалению, на сегодняшний день каждое предприятие использует свой собственный номенклатурный справочник.

Тем не менее доля отечественной продукции в закупках компаний ТЭК снижаться в ближайшем будущем не будет. Этому способствуют и более гибкая ценовая политика, и возможность осуществления сервиса и ремонта, и другие факторы.

Что касается потенциала российских производителей на зарубежных рынках, то, несмотря на их относительно низкие цены, в последнее время все чаще наблюдается как раз обратная тенденция — экспансия зарубежных производителей на российский рынок, предлагающих высоконадежное оборудование с качественным сервисом на весь срок эксплуатации.

Немалую роль в формировании потребительского мнения играют инновационные инженерные решения. По этим параметрам российские производители проигрывают зарубежным, и говорить о прорыве на международный рынок российского производителя пока несколько затруднительно.

СУЭК, закупая оборудование, ориентируется прежде всего на качество продукции при ее минимальной стоимости. Мы используем налаженную и достаточно эффективную систему по выбору поставщиков. Специалисты СУЭК в состоянии обеспечить среди производителей продукции такую конкурентную среду, при которой наша компания, как крупный заказчик, получает эксклюзивные скидки и возможность сервисного обслуживания. Риск поставок «серой» продукции и неликвидов практически сведен к нулю.

СУЭК не пользуется услугами сторонних организаций по предоставлению мест на электронных площадках. Компания имеет собственную систему критериев для отбора поставщиков, и, если будет когда-либо пользоваться электронной площадкой, то только собственной.


Укрупнение игроков качества не повысит


Вадим ЛОСЕВ,
директор департамента технологических установок ОАО «Ижорские заводы»:


Мировая Энергетика — Чтобы оценить конкурентоспособность российского оборудования для нефтегазовой отрасли, надо разделить его на специализации:
1) для добычи углеводородов и эксплуатации месторождений;
2) для транспортировки;
3) для переработки нефти;
4) для переработки газа.

В каждом из этих секторов российские производители имеют возможность не только конкурировать с иностранными поставщиками, но и занять лидирующее положение. Особенно неплохие позиции у наших машиностроителей в производстве бурового оборудования, установок и аппаратов для подготовки нефти и газа, ряда компрессорных и газоперекачивающих машин, турбодетандеров, реакторного и тяжелого теплообменного оборудования. Однако российские производители явно уступают иностранным поставщикам в производстве и поставке технологических комплексов «под ключ». И это в первую очередь связано с технологическими процессами, заложенными в эти перерабатывающие комплексы: отечественные технологические процессы явно уступают зарубежным. Таковы последствия бездумного уничтожения научной и проектно-конструкторской базы за последнее десятилетие. Вместе с тем машиностроение должно развиваться путем использования иностранных технологических процессов.

При этом укрупнение на рынке нефтегазового машиностроения, которое ожидается в ближайшие несколько лет, никак не отразится на качестве выпускаемого оборудования. Есть множество примеров, когда крупные предприятия выпускают продукцию низкого качества. Скорее на повышении качества должно отразиться ужесточение со стороны надзорных органов требований по соблюдению норм и, что важно, процедур по обеспечению качества.

Хотелось бы отметить, что за счет отечественных производителей ВВП можно не только удвоить. Япония и Китай уже показали пример. При правильном использовании стабилизационного фонда и четко продуманной инвестиционной политике со стороны государства промышленность являлась бы локомотивом роста ВВП. При этом сильно снизилась бы инфляция в стране.

Достойный объем участия российских заводов в снабжении шельфовых нефтегазовых проектов можно обеспечить несколькими довольно простыми действиями:
1) государственная инвестиционная политика при освоении месторождений;
2) ужесточение требований к поставщикам оборудования — поставка для наших месторождений должна выполняться по российским законам;
3) запрет на поставку «вторичного» оборудования;
4) четкое разделение на рынке на поставщиков и инвесторов (часто западные компании выполняют привлеченными средствами проект, при этом называя себя инвестором).

Наше предприятие положительно относится к инициативе создать единую систему предварительного обследования предприятий. Единственное дополнение, которое нам кажется логичным, — такая процедура должна распространяться не только на отечественные предприятия, но и на всех участников рынка. Что касается конкурентоспособности продукции «Ижорских заводов», то она подтверждается довольно широкой географией экспортных поставок: Румыния, Болгария, Китай, Индия, Норвегия, Франция, Италия и др.


Российские компании завышают сметы


Пресс-служба Sakhalin Energy:


— За 9 лет реализации проекта «Сахалин-2» российские подрядчики и субподрядчики получили тысячи контрактов на общую сумму около 6 млрд долл. Это существенное достижение, принимая во внимание как техническую специфику проекта (в том числе отсутствие в распоряжении российской нефтегазовой отрасли соответствующих технологий, суровые природно-климатические условия, необходимость минимизации воздействия на природную среду), так и тот факт, что российским предприятиям приходится конкурировать с целым рядом поставщиков оборудования и услуг мирового уровня.

Российские предприятия продемонстрировали высокий уровень компетентности в технической сфере и умение работать с соблюдением строгих стандартов и сложных технологий. В итоге при строительстве железобетонных оснований морских платформ — уникальных для России объектов, никогда раньше не производившихся в стране, — уровень участия российских предприятий составил около 90%.

Однако победить в тендерах удается далеко не всем российским компаниям, что связано с целым рядом факторов — от ненадежной связи в некоторых регионах до языкового барьера при работе с многотомной технической документацией (рабочим языком мировой нефтегазовой отрасли является английский), от недостатка навыка управления комплексными работами до трудностей при «стыковке» российских и международных стандартов.

фактором может стать и цена: российские компании порой подают тендерные заявки со сметой, значительно превышающей смету предложений их зарубежных конкурентов. И тем не менее опыт реализации новаторского проекта «Сахалин-2» в России и успехи российской нефтегазовой промышленности показывают, что со временем российская нефтегазовая отрасль сможет успешно поставлять оборудование на мировые рынки и займет свое место в освоении новых месторождений во многих странах мира.

Sakhalin Energy имеет долговременный и положительный опыт консультаций, идентификации, оценки российских поставщиков, а также опыт содействия в кооперации российских и зарубежных партнеров. В 1998 г. компания инициировала «Программу оценки поставщиков» которой на ведущие российские промышленные предприятия направлялись специалисты для изучения возможностей предприятий, а при необходимости (после внесения тендерных предложений) — и оказания содействия.

Работа по активному поиску и привлечению российских предприятий осуществляется во взаимодействии с федеральными (Министерство промышленности и энергетики РФ) и региональными (администрация Сахалинской области) органами государственной власти в рамках специально созданных рабочих групп. Sakhalin Energy также обменивается опытом с другими нефтегазовыми компаниями ботающими как на шельфе острова, так и в других регионах России.


Будущее нефтесервиса — за крупными


Феликс ЛЮБАШЕСКИЙ, президент ГК «Интегра»:


— Доля отечественной продукции на рынке оборудования и услуг для нефтегазовой отрасли — 80%. И она сохранится, если в ближайшие 5 лет будут модернизированы технологии. Особое положение сложилось в сегменте бурового оборудования. 95% производимых в стране буровых станков выпускалось на «Уралмаше». До 1992 г. на внутренний рынок поставлялось до 200 установок. В течение последних 13 лет выпускалось около 10, т.е. в двадцать раз меньше! Объем бурения сократился за этот же период вчетверо. При этом надо учитывать, что качество бурения в 80-е годы было совершенно другим — почти все скважины были простыми, вертикальными. Сегодня скважины бурятся сложные, наклоннонаправленные или с большим горизонтальным отходом, что требует большего времени. Но даже с учетом этого факта сокращения объемов бурения в двадцать раз не произошло. Отсюда понятно, что степень износа бурового парка сейчас достаточно высока. По моей оценке, в ближайшие 5 лет рынок легко поглотит 400—500 станков, а это миллиард долларов. Отечественные производители вполне могут получить большую часть этого рынка, поскольку, во-первых, российский потребитель приучен к работе на российской же технике, а во-вторых, компании уже вкладываются в разработку нового оборудования, более конкурентоспособного по сравнению с западными аналогами аналогами. Тот же «Уралмаш» производил для внутреннего рынка 200 станков в год и еще около сотни отправлял на экспорт. Наше оборудование работает на Ближнем Востоке, в Южной Америке. Для успеха на западном рынке нам нужна лишь сертификация по международным стандартам API и новые разработки. Сегодня западный рынок потребляет всю выпускаемую продукцию. Китайские и американские производители бурового оборудования перегружены, планы расписаны на ближайшие 2—3 года. Рынок в силу высоких цен на нефть и как следствие на оборудование перегрет, и здесь кроются хорошие возможности для экспорта российской продукции. Но при непременном повышении качества с использованием самых современных технологий. Это вполне реальная задача, если в российском нефтегазовом машиностроении будут сформированы мощные холдинги. В СССР при системе планового хозяйства все предприятия, производившие нефтегазовое оборудование, создавались как звенья одной цепи в рамках производственной интеграции и кооперации. Сегодня эта цепочка распалась, в результате ослаб контроль над стандартами качества и другими параметрами. В итоге на сегодняшний момент цены на многое наше оборудование приближаются к западным аналогам, а качество намного хуже. Укрупнение на рынке нефтегазового машиностроения, на мой взгляд, эту проблему поможет решить.

Кроме того, инновации, модернизация производства требуют очень значительных вложений в долгосрочные научно-технические разработки — это десятки миллионов долларов. И только крупные корпорации в состоянии инвестировать такие средства. Поэтому будущее, безусловно, именно за мощными холдингами, которым под силу придать новый импульс развитию нефтегазового машиностроения в России.

Нефтесервис за рубежом — это серьезная индустрия. Достаточно вспомнить гигантов Halliburton, Schlumberger, Baker Hughes, Weatherford. Кстати, Дик Чейни — вице-президент США — выходец из Halliburton.

Мировая Энергетика У нас нефтесервисные компании пока не достигли западных масштабов развития, но перспективы, на мой взгляд, весьма благоприятные. Это ведь очень «человекоемкое» производство, создающее рабочие места для квалифицированных специалистов. Переток средств из экспортно-ориентированной и финансово-избыточной нефтяной отрасли в машиностроение — это то, что будет способствовать развитию высоких технологий в России.

Конечно, необходимо, чтобы стандарты нашей отрасли соответствовали международным. Возможность оценки технологического процесса, качества оборудования, качества специалистов предприятия дает уверенность потребителю в том, что продукция, которую он заказывает, будет выпущена в соответствии с технологией, качественно и в срок. При этом контролируются не конкретные изделия, а организация производственного процесса. Вот такого рода сертификацию, я считаю, необходимо вводить. И не стоит ориентироваться на западных операторов в этом вопросе, потому что они сегодня не играют сверхважной роли на российском рынке. Это должна быть инициатива заказчиков — крупных российских нефтегазовых компаний, желающих создать стандарты отрасли и единую базу данных подрядных организаций. Я знаю, что ряд нефтяных компаний и «Газпром» уже занимаются проектами такого рода. Однако если бы инициатива была совместной, а базы данных — транспарентными для всех компаний, то пользы для рынка было бы больше.
 
 

Еще статьи на эту тему:
- Все на тендеры!
 
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru