Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
 
 

Журнал "Мировая энергетика"

Статьи, аналитика, обзоры

         
     
 

А дальше — провал.

 
   

Проектирование и эксплуатация опасных производственных объектов.

 

 
 

Владимир НАДЕИН,
генеральный директор НГБ «Энергодиагностика»

 
 
Если сегодня не внести поправки в Градостроительный кодекс, трудно будет гарантировать безопасность уникальных объектов.

В январе 2007 г. вступил в силу новый Градостроительный кодекс, который создал множество проблем с проектированием и эксплуатацией опасных производственных объектов.

В соответствии с этой законодательной инициативой Ростехнадзор больше не участвует в экспертизе их проектной документации. Отныне это прерогатива исключительно Главгосэкспертизы. Чем грозит такое положение вещей? Чтобы ответить на этот вопрос, последовательно перечислим этапы создания сложных и опасных объектов.

Этапы воплощения проекта выстраиваются в логически выверенную, непрерывную цепь, и если на каком-то этапе (в данном случае — экспертизы проекта) получается провал, то дальше тоже будет дыра.

Начинается с нормативно-технической базы. Тут непременно надо отметить, что отечественная нормативная база есть не всегда, особенно если дело касается освоения шельфа. В этом случае в соответствии с российским законодательством необходимо разработать специальные технические условия, которые могут быть как собственными, так и заимствованными из нормативной базы проектирования аналогичных объектов за рубежом. Весьма к месту напомнить, что первый в нашей стране завод по сжижению природного газа построен на основе нормативов компании Shell.

На базе этих технических условий разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта и уже на основе утвержденного ТЭО — рабочая документация, по которой строится объект. Оборудование закупается в соответствии с требованиями рабочей документации утвержденного ТЭО. Чтобы сдать объект в эксплуатацию, необходимо сделать заключение о соответствии построенного объекта требованиям промышленной безопасности. Но как этого достичь, если из экспертизы проектов сегодня исключен федеральный орган — Ростехнадзор?

Простой пример. На оборудование, которым оснащается опасный производственный объект, требуется получить разрешение Ростехнадзора, но если заложенное в проекте оборудование не соответствует требованиям этого федерального органа, конфликт неизбежен. Дальше — больше. Если проект уже согласован и утвержден, а во время реализации его обнаруживается противоречие с требованием промышленной безопасности, то снова возникает конфликт между проектом, утвержденным Главгосэкспертизой, и требованиями безопасности другого федерального органа — Ростехнадзора. По аналогичным причинам возникнут проблемы и на стадии сдачи объекта в эксплуатацию.

Далее. Построенный объект должен быть передан под контроль Ростехнадзора. Но может ли тот взять под контроль объект, не соответствующий его требованиям промышленной безопасности?

Кроме того, Ростехнадзор несет ответственность за ликвидацию опасных производственных объектов (например, морских буровых платформ), так как в проекте это предусмотрено.

Налицо абсурдная ситуация: не участвуя в рассмотрении и экспертизе проекта, федеральный контролирующий орган не имеет возможности сказать свое веское слово на самом главном этапе, на котором закладывается основа промышленной безопасности. Тем не менее Ростехнадзор, отстраненный от экспертизы проектов, включен в процесс на всех дальнейших этапах.

Этот нонсенс мы неоднократно обсуждали в своем коллективе, советовались с российскими коллегами, специалистами в сфере промышленной безопасности и пришли к выводу, что в Градостроительный кодекс необходимо внести уточнение. Пусть в ведении его будут градостроительные объекты, но никак не опасные производственные. Перечень их известен, он утвержден федеральным законом о промышленной безопасности.

У России уже есть замечательный опыт воплощения больших проектов. Все они проходили тщательную экспертизу, вносилось очень много дополнений и уточнений в области промышленной и экологической безопасности, что позволило нормально работать Каспийскому трубопроводу, «Голубому потоку», Балтийской трубопроводной системе, первой фазе «Сахалина-2» — платформе Моликпак. Кстати, эта платформа отработала около 8 млн человеко-часов без аварий, потому что находится под пристальным контролем Ростехнадзора, чье Сахалинское управление отвечает за ее безопасную эксплуатацию.

За год действия новых законодательных норм проблем возникло немало, но если проект рассматривать и утверждать без государственного уполномоченного органа в сфере промышленной безопасности, то ли еще будет! Только виноватых уже не сыщешь.

Сегодня снова грядут глобальные проекты, в том числе трубопроводные системы. Сложность их очень высока, особенно это касается Штокмановского месторождения, и если в проектах будут упущены требования промышленной безопасности, хорошо не будет никому. Инвесторы — как российские, так и зарубежные — очень заинтересованы в проведении детальной экспертизы предлагаемых ими проектов. Мотив понятен: детальная проработка снимает проблемы при строительстве и сулит устойчивую работу без всяких вопросов во время эксплуатации. Так что восстановление целостности процесса проектирования и экспертизы опасных производственных объектов — дело государственной важности.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru