Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июль 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Энергетика и вода — основа интеграции в Центральной Азии.

 
   

Геополитические изменения и трансформация экономики региона нарушили прежнюю, достаточно устойчивую схему водопользования и функционирования энергетической системы, и перед государствами региона возникла реальная угроза национальной продовольственной и энергетической безопасности.

 

 
 

Григорий РАПОТА,
генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества

 
 
Очевидно, что завершение строительства начатых еще в 80-е годы прошлого века крупных гидроэнергетических объектов (Камбаратинские ГЭС в Киргизии, Сангтудинские ГЭС и Рогунская ГЭС в Таджикистане) может существенно изменить режим Сырдарьи и Амударьи, если заранее не будут зафиксированы определенные межгосударственные договоренности. Одно из основных противоречий между государствами верхнего и нижнего течения рек — различный подход к освоению гидроэнергетического потенциала, что создает определенные препятствия для привлечения инвестиций. Поэтому необходимо еще на прединвестиционной стадии достичь соглашения со всеми государствами бассейнов этих рек о взаимоприемлемом режиме водопользования.

Важнейшей задачей для экономики региона в целом является обеспечение интегрированного подхода к использованию водно-энергетического потенциала. Оптимальное его освоение с учетом интересов каждой страны может и должно быть достигнуто на основе межгосударственного сотрудничества. Это необходимое условие повышения продовольственной независимости, энергетической самодостаточности, расширения экспортного потенциала, экономии инвестиционных ресурсов.

Между тем рациональное использование и освоение водно-энергетических ресурсов бассейнов Сырдарьи и Амударьи были и остаются наиболее сложными региональными проблемами Центральной Азии. Учитывая острую необходимость их решения, главы государств — членов организации «Центрально-Азиатское Сотрудничество» в 2003 г. обратились к Всемирному банку с предложением проработать взаимоприемлемую модель сотрудничества и в октябре 2004 г. одобрили разработанную с его участием концепцию создания водно-энергетического консорциума.

По оценке международных организаций и экспертов, основными проблемами между государствами региона в регулировании водных и энергетических отношений и основой противоречий были и остаются:
• рекомендательный характер решений региональных структур управления и отсутствие какой-либо ответственности за их исполнение;
• разобщенность действий на региональном и национальном уровнях между структурами управлений водного хозяйства и энергетики;
• противоречия между интересами государств верхнего и нижнего течения рек;
• отсутствие реальных межгосударственных структур, наделенных полномочиями в совместном управлении водно-энергетическими ресурсами;
• отсутствие какой-либо незаинтересованной стороны между конфликтующими сторонами с возможностями реального воздействия на решение спорных вопросов.

Эти выводы подтверждаются технико-экономическим докладом «Перспективы интеграции в освоении энергетических и водных ресурсов в Центральной Азии», подготовленным экспертами Секретариата Интеграционного комитета ЕврАзЭС.

Решение этих проблем невозможно без формирования политики справедливого и разумного освоения и использования водно-энергетических ресурсов на основе норм международного права, понимания неразрывности проблем освоения гидроэнергетического потенциала (инвестиции в строительство гидростанций) и регулирования водных и энергетических ресурсов, синхронности их решения. Все должны осознать необходимость создания постоянно действующей межгосударственной структуры с полномочиями по реализации принятых решений, наличия эффективных правовых и экономических механизмов сотрудничества, обеспечивающих обязательность выполнения договоренностей.

До определенного периода в силу известных приоритетов и собственных проблем Россия не участвовала в решении сложнейшего вопроса Центральной Азии. Тем временем интерес к этой проблеме постоянно присутствовал в действиях Всемирного банка, Американского агентства международного сотрудничества, а в последнее время возросла активность и таких потенциальных покупателей электроэнергии, как Китай, Пакистан, Иран, Индия.

Нарастание остроты водно-энергетических проблем в регионе, в котором Казахстан, Киргизия и Таджикистан (а ныне и Узбекистан) являются государствами — членами Евразийского экономического сообщества, потребовало принятия мер по обеспечению интересов сообщества. Главы государств — членов ЕврАзЭС поставили задачу сформировать механизм взаимодействия в освоении потенциала Сырдарьи и Амударьи и регулировании водно-энергетического режима этих трансграничных рек.

Одним из первых шагов стала реализация разработанного в рамках Евразийского экономического сообщества проекта организации перетоков излишков летней электроэнергии из Таджикистана и Киргизии в Россию на основе долгосрочных договоров между энергетическими компаниями этих стран. Это позволило начиная с 2003 г. не только существенно сбалансировать водно-энергетические режимы бассейнов Сырдарьи и Амударьи, но и увеличить инвестиционную привлекательность гидроэнергообъектов в государствах Центральной Азии. Появился реальный и пока единственный покупатель избыточной летней электроэнергии Нарын-Сырдарьинского и Вахшского каскадов водохранилищ — Россия.

Одновременно совместными действиями государств — членов ЕврАзЭС, в первую очередь России, определяются инвестиционные механизмы развития гидроэнергетики в Центральной Азии, что, в частности, позволит перейти к формированию коллективной собственности государств в гидроэнергетических объектах.

Гидроэнергетические проекты реализуются, как правило, в верховьях рек, в то время как они служат базовыми трансграничными водными артериями, обеспечивающими потребности населения и экономики (в основном сельское хозяйство) Афганистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Поскольку проекты реализуются на основе двусторонних соглашений, они принесут экономическую выгоду непосредственно участникам соглашений и только опосредованно (при условии достижения соглашений по водному режиму) — всем странам региона. Это обстоятельство может в определенной степени обострить существующие противоречия между интересами государств верхнего и нижнего течения рек из-за различий в требованиях к режимам их регулирования.

Активная инвестиционная деятельность в верховьях трансграничных рек может вызвать озабоченность у государств нижнего течения рек, участвующих в водопользовании, поскольку возрастает риск того, что даже плохо работающая система регулирования может разрушиться. Это во многом осложнит работу частного бизнеса при реализации инвестиционных проектов гидроэнергетики.

В связи с этим обязательным условием участия инвесторов в таких проектах должен быть подход, при котором приход инвестиций увязывается с регулированием водно-энергетического режима трансграничных рек.

Положение в бассейне Амударьи может еще более обостриться, имея в виду намерения Афганистана в ближайшее время выступить с требованиями об участии в вододелении по Пянджу. В результате этого сократятся объемы подачи воды в Туркмению и Узбекистан, особенно в низовья Амударьи.

Тем не менее привлекательность регионального сотрудничества в освоении гидроэнергетического потенциала в настоящее время возросла и обусловлена также изменившимися условиями освоения и использования водно-энергетических ресурсов. После принятия в октябре 2006 г. решений об интеграции ОЦАС в ЕврАзЭС и вступления Узбекистана в сообщество, создания Евразийского банка развития появились новые возможности для развития интеграционного взаимодействия в водно-энергетическом секторе. На сегодня этот механизм представляется в форме Международного водно-энергетического консорциума, призванного объединить интересы государств региона и привлечь потенциал России и Белоруссии.

Гидроэнергетика в странах Центральной Азии — перспективная, динамично развивающаяся отрасль с высокой инвестиционной привлекательностью. Инвесторам, как иностранным, так и национальным, созданы благоприятные условия для строительства и эксплуатации новых энергетических мощностей. Инвестиции в строительство новых генерирующих и передающих мощностей законодательно защищены гарантией возврата вложенных средств.

Освоение значительного гидроэнергетического потенциала стран Центральной Азии, в первую очередь — Киргизии и Таджикистана, должно быть увязано с решением проблемы межгосударственного водопользования, поскольку здесь все крупные реки являются трансграничными. В этой связи правовое урегулирование вопросов водопользования как на межгосударственном, так и на национальном уровне должно основываться на принципах интегрированного управления водными ресурсами с тем, чтобы обеспечить баланс интересов отраслей экономики (энергетики, сельского хозяйства, промышленности и т.д.) и охраны окружающей среды.

При этом представляется важным, учитывая конкуренцию за воду между ее пользователями (отраслями экономики и странами), наличие постоянно действующей исполнительной организации, наделенной полномочиями, достаточными для разрешения противоречий, возникающих в использовании ресурсов трансграничных рек.

Совместное водопользование должно отвечать международным принципам и быть направлено не только на получение экономических выгод, но и на устранение причин вероятных конфликтов. Это обстоятельство предопределяет необходимость разработки стратегических планов и целей использования водных ресурсов трансграничной реки, которые должны способствовать безопасному и устойчивому водопользованию для стран региона.

Всевозрастающая конкуренция за воду требует новых подходов к сотрудничеству стран. Региональная исполнительная организация по регулированию водно-энергетических ресурсов может добиться успеха, если будет стремиться выполнить обязательства, данные ей государствами-учредителями, и иметь финансовую стабильность.

Обеспечение экономически выгодного доступа стран Центральной Азии к капиталу для освоения гидроэнергетических ресурсов, гарантия полного и своевременного возмещения всех затрат, предоставление достоверной и оперативной информации — важные условия успешного решения всего комплекса проблем.

Эффективность стратегических действий по освоению гидроэнергетических ресурсов в Центральной Азии будет также зависеть от осуществления интегрированных мер сохранения целостности окружающей среды и природных ресурсов региона.

Для объективного восприятия роли ЕврАзЭС в качестве коллективного участника в водно-энергетических взаимоотношениях стран Центральной Азии есть все экономические и политические предпосылки. От дальнейшей активности в регулировании региональных проблем Центральной Азии в водно-энергетическом секторе во многом будут зависеть перспективы развития евразийской интеграции и безопасность в регионе, возможности привлечения инвестиций в развитие гидроэнергетики.
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru