Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Январь 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
 
   

Завуалированная продажа

 
   

На прошедшем 8 декабря заседании правительства ведомствам поручено выработать «согласованную позицию и обоснования по проектам обособления объектов генерации от РАО ЕЭС»

 
  Михаил КЛАССОН  
 
Мировая Энергетика Исполнительная власть уже более двух лет не может прийти к «согласованной позиции» по схемам продажи тепловых генерирующих компаний частным инвесторам. Сначала предполагалось, что акции новых структур — оптовых и территориальных генерирующих компаний (ОГК и ТГК), выделенных из РАО «ЕЭС России» и АО-энерго, будут зеркально распределены (то есть пропорционально долям в старых структурах) среди их акционеров. В результате ОГК перестали бы быть 100%ными «дочками» РАО.

При этом часть акций ОГК планировали продать на аукционах частным инвесторам. Споткнулись на способе продаж: одни чиновники предлагали использовать для этого только акции РАО ЕЭС, другие — также и денежные средства. В преддверии аукционов целый ряд крупных финансово-промышленных групп стал скупать ценные бумаги РАО ЕЭС и АО-энерго. Однако в декабре 2004 г. правительство отложило решение вопроса. Через год такой же шаг означал бы явный саботаж чиновников реформы электроэнергетики.

Поэтому сейчас правительство все-таки пошло на завуалированную схему приватизации тепловой генерации. Ведомствам поручено выработать в I квартале 2006 г. согласованную позицию и обоснования по Мировая Энергетика
 проектам обособления объектов генерации от РАО ЕЭС. Но об аукционах речь уже не идет. Менеджеры РАО считают, что решение правительства позволяет компании начать осуществление объявленных накануне Анатолием Чубайсом планов по подготовке к концу апреля 2006 г. нескольких проектов дополнительной эмиссии генерирующих компаний (с уменьшением доли РАО ЕЭС, то есть государства). Еще одним способом снижения доли государства в тепловой генерации, по словам министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, может стать обмен ценных бумаг ОГК и ТГК на акции Федеральной сетевой компании (ФСК) и ГидроОГК. Как считает Христенко, дополнительная эмиссия акций пяти-шести ОГК и ТГК позволит привлечь в 2006—2007 гг. до 5 млрд долл. инвестиций.

До 1 марта 2006 г. ведомства должны также внести в правительство проект правил оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) переходного периода, предусматривающих внедрение с 1 апреля регулируемых двусторонних договоров (РДД). Они должны совершить своего рода революцию в отношениях между поставщиками и потребителями (если не считать уже происшедшей микрореволюции в результате начала работы конкурентного сектора ОРЭ, но его доля не превышает 10%). По условиям РДД (рис. 1) покупатели и продавцы заключат контракты на поставки электроэнергии по фиксированной государством до конца 2006 г. цене. В результате ОРЭ приобретет конфигурацию, представленную на рис. 2. В 2007 г. должна появиться сложная формула цены, учитывающая стоимость топлива и другие внешние факторы, а сами РДД будет позволено заключать на сроки до 5 лет Мировая Энергетика (рис. 3). При этом объемы торговли в регулируемом секторе ОРЭ с каждым годом будут уменьшаться, увеличивая тем самым долю конкурентного сектора.

Все детали необходимо доработать до 1 марта, пока же представители Минэкономразвития и Минпромэнерго дают несколько разные комментарии. Но на то и существует процедура согласования, она должна снять разногласия, которые в основном касаются возможности существования нерегулируемых долгосрочных договоров. Насколько государство готово будет в 2007 г. отдать в «невидимые руки рынка» право устанавливать долговременные тарифы на электроэнергию (а не только «на сутки вперед» в конкурентном секторе), станет ясно уже в конце февраля.

Главное, что реформа электроэнергетики, пусть и с опозданием по отношению к ранее установленным срокам, но двигается к своему логическому завершению. Тепловая генерация полностью отдается на откуп частным инвесторам, которые, по идее, будут действовать эффективнее государства. Последнее лишь устанавливает правила игры на этом полностью конкурентном рынке, который уже не за горами.





Четыре поручения правительства

Кирилл АНДРОСОВ,
замминистра экономического развития:


— Мы получили от правительства целый ряд поручений, достаточно четких и конкретных. Четыре из принятых им решений — наиболее важные.

Первое — запуск новой модели ОРЭ в регулируемом секторе. До 1 марта 2006 г. ведомствам необходимо будет внести предложения по ней, чтобы она заработала с 1 апреля. Здесь важно то, что мы легализуем отношения потребителя и поставщика в рамках прямых договоров. В 2006 г.будет сохранено 100%-ное регулирование государством и объемов поставок, и цен. А 1 января 2007 г. произойдет частичный переход на нерегулируемые объемы и цены с использованием спотовых механизмов или нерегулируемых долгосрочных договоров. Это станет существенным шагом вперед, обяжет ведомства спрогнозировать ценовые и инфляционные последствия и учесть их в макроэкономическом прогнозе и в проекте федерального бюджета на 2007 г. При этом в 2006 г. допускаются пилотные проекты по заключению нерегулируемых долгосрочных договоров.

Второе — Минэкономразвития поручено подготовить в I квартале 2006 г. предложения по обособлению генерации РАО «ЕЭС России». Запуская в 2006—2007 гг. рынок, невозможно всерьез говорить о стимулах к конкуренции, пока генерация находится «под зонтиком» РАО ЕЭС. Без формирования интересов частного собственника в генерации мы будем создавать конкуренцию лишь между руководителями двух бизнес-единиц холдинга или между директорами ОГК и ТГК, которые так или иначе входят в эти бизнес-единицы и не имеют прямой мотивации к повышению доходов и снижению издержек. Потому что последние вынуждены руководствоваться документами, исходящими изрынок, невозможно всерьез говорить о стимулах к конкуренции, пока генерация находится «под зонтиком» РАО ЕЭС. Без формирования интересов частного собственника в генерации мы будем создавать конкуренцию лишь между руководителями двух бизнес-единиц холдинга или между директорами ОГК и ТГК, которые так или иначе входят в эти бизнес-единицы и не имеют прямой мотивации к повышению доходов и снижению издержек. Потому что последние вынуждены руководствоваться документами, исходящими из отмеченных бизнес-единиц РАО ЕЭС. Поэтому необходимо стремиться к скорейшему обособлению генерации. В 2006 г. можно успеть «приватизировать» все те ОГК и ТГК, которые консолидируются и перейдут на единую акцию. При этом предпочтение надо отдавать схеме снижения в них доли РАО ЕЭС за счет эмиссии акций ОГК и ТГК. Это позволит компаниям получить необходимые средства, но при паре важных условий. Компании должны иметь четкие инвестиционные программы и понятные проекты модернизации оборудования и нового строительства. А акционеры РАО ЕЭС — поверить, что реализация последних приведет к росту стоимости дочерних компаний и как следствие к повышению капитализации самого холдинга.

Третье — ведомствам поручено до конца 2006 г.подготовить генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 г до 2020 г. В результате появится реальная возможность предотвратить прогнозируемые по регионам в 2006—2008 гг. дефициты мощности. Работа над этой схемой позволит проанализировать состояние оборудования, спрогнозировать динамику роста электропотребления по каждому региону и далее принять по нему инвестиционное решение — через одобренный правительством механизм гарантирования инвестиций. Через инвестиционные программы ОГК и ТГК, через механизмы, прописанные в законе «О концессиях» и положении об Инвестиционном фонде, который начнет работать в 2006 г. Вместе с генсхемой мы ожидаем получить от энергетиков и научного сообщества предложения и по технической политике в отрасли, в том числе с учетом межтопливной конкуренции.

И последнее — поручение подготовить предложения по обоснованию создания нового органа, который бы регулировал отношения в отрасли, прежде всего отвечал бы за надежность и бесперебойность снабжения после расформирования РАО ЕЭС. Это предстоит обсудить в I квартале 2006 г.

Мы предлагаем комплексную программу

Виктор ХРИСТЕНКО,
министр промышленности и энергетики:


— В 2006 г. продолжится реформирование ОРЭ: в частности, будет расширен конкурентный сектор. Кроме того, полностью подготовлена к выводу на ОРЭ региональная генерация. Это обеспечит работу по общим правилам ОРЭ всех электростанций (за исключением сугубо региональных) и оптимальную загрузку их мощностей для нужд страны в целом. Следом появится возможность преобразовать регулируемый сектор ОРЭ в систему РДД — это планируется сделать начиная с 1 апреля 2006 г.

Мировая Энергетика Внедрение РДД будет означать переход от затратного ценообразования к долгосрочным тарифам поставщиков, рассчитываемых методом индексации. Эту модель планируется реализовать в два этапа: сначала заключить РДД до конца 2006 г., а в 2007 г. перейти к РДД на срок от одного до пяти лет с ежегодно снижающимися объемами. При этом в 2006 г. планируется отработать технологию перехода на долгосрочные РДД в рамках отдельных, пилотных, проектов. Эта модель позволит исключить накопление стоимостного небаланса на ОРЭ. Кроме того, здесь начнут формироваться долгосрочные сигналы по стоимости электроэнергии и мощности. И, наконец, конструкция РДД и планирование режимов по ценовым заявкам поставщиков позволит достигнуть эффективного распределения ресурсов в ЕЭС. Модель допускает постепенное снижение объемов регулируемого сектора и рост доли конкурентного сектора. В результате к моменту окончания переходного периода удастся задействовать целевую модель конкурентного рынка.

Кроме того, в 2006 г. предстоит сделать ряд шагов по хеджированию рисков снижения надежности работы Единой энергосистемы. Они обусловлены растущим спросом на электроэнергию и старением генерирующих мощностей. Существенной проблемой, создающей риски для поставщиков и потребителей, является перекрестное субсидирование. Оно делает отрасль непрозрачной и непривлекательной для инвесторов. С другой стороны, нельзя допустить резкого роста тарифов ни для населения, ни для субсидируемых потребителей Дальнего Востока. Предлагается ввести социальную норму электропотребления для населения пределах которой пониженный тариф останется. А сбытовым компаниям (а в перспективе, возможно, и напрямую населению) — предоставлять компенсации из бюджетных средств.

Еще одной задачей 2006 г. в части привлечения инвестиций является запуск конкурентного рынка мощности. Его механизм предполагает ежегодные аукционы мощностей, на которых определяются их поставщики и конкурентные цены на следующий год. Мы планируем провести первые такие аукционы в конце 2006 г. Кроме того, в 2007 г. предполагается организовать торги мощностями на три года вперед, то есть на 2010 г. Такой подход обеспечит не только конкурентный отбор мощностей, но и снизит долгосрочные риски.

Предлагаемая нами программа действий представляет собою комплексную систему мер, позволяющую к концу 2006 г.определить основные направления развития генерирующих и сетевых мощностей с привязкой их к темпам развития регионов, особенностям размещения и состояния существующих мощностей. А также создать условия для расширения использования нетарифных источников инвестиций, привлечь значительные средства от частных инвесторов. Реализация такой программы будет проходить в условиях постепенной либерализации внешнего рынка, в рамках интеграционных процессов с нашими соседями, особенно с Казахстаном. Что позволит, с одной стороны, привлечь имеющиеся у соседей мощности и, с другой — расширить возможности экспорта российской электроэнергии.
 
 

Еще статьи на эту тему:

 
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru