Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Январь 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
 
   

Газ вытесняет мазут.

 
   

Через 5–7 лет потребности Европы в мазуте будут существенно снижены. Куда его денем?

 
  М.И. ЛЕВИНБУК,
Е.А. КОЗЮКОВ,
А.А. ЛЕБЕДЕВ,
А.В. БОРОДАЧЕВА,
И.И. БАТАМИРОВ,
Е.В. СИЗОВА,
ОАО «Московский НПЗ»
 
 
Мировая Энергетика Катализаторы не нужны?

Нефтегазовый рынок России (60% от общего объема экспорта страны в стоимостном выражении) ориентирован в основном на экспорт сырья (205 млн т/ год нефти и 140 млрд м3 /г. природного газа в дальнее зарубежье) и полуфабрикатных нефтепродуктов на европейский рынок (рис. 1).

В структуре экспорта нефтепродуктов (фактически это полуфабрикаты, требующие дальнейшей переработки) из России около 4,2 млн т/год приходится на прямогонный бензин (сырье нефтехимии), 29,6 млн т/год — дизельное топливо (для последующего облагораживания) и 38,5 млн т/год — на мазут, часть которого в дальнейшем подвергается глубокой переработке (в Западной Европе) для получения светлых нефтепродуктов.

Российские НПЗ в настоящее время получают в среднем из тонны нефти только 16% бензинов и не менее 30% мазута, в то время как на НПЗ в развитых странах — до 43% бензинов и не более 5—10% мазута (табл. 1). Мощность первичной переработки российских заводов составляет 195 млн т/год.
Мировая Энергетика
Понятно, что в самое ближайшее время необходимо изменить структуру процессов нефтепереработки в России с целью максимизации выпуска ценных светлых нефтепродуктов для экспорта (высокооктановых бензинов с содержанием бензола не более 1% об., ароматики не более 25% об., серы не более 10 ppm и дизельного топлива с содержанием серы менее 15 ppm и цетановым числом 53) (табл. 2), минимизировать объемы производства мазута при сохранении выпуска автомобильных бензинов на уровне потребностей внутреннего рынка (в настоящее время не менее 25—26 млн т/год.).

Следует отметить, что снижение объемов выпуска мазута путем уменьшения мощностей российских НПЗ может создать дефицит топлива на внутреннем рынке России. Поэтому в первую очередь необходимо строить мощности по переработке гудроновых фракций в Мировая Энергетика светлые нефтепродукты, а также вводить технологии по снижению содержания серы, бензола и ароматики в бензинах и дизельных топливах без потерь октановых и цетановых чисел.

Одна из основных проблем российской нефтепереработки — отсутствие инвестиций в модернизацию предприятий по производству катализаторов (в Рязани, Салавате, Ангарске, Ишимбае, Нижнем Новгороде, Новокуйбышевске). В настоящее время эти производства находятся в собственности различных ВИНК, которые, по всей видимости, не заинтересованы вкладывать средства в их развитие.

Необходимо внедрить в отечественной промышленности целый ряд каталитических процессов (LC-fining фирмы Chevron, по удалению серы из бензина FCC, и дизельного топлива, как, например, S-Zorb фирмы ConocoPhillips), а также разработать новые каталитические технологии по переработке гудроновых фракций. Кроме того, требуется внедрение новых передовых технологий на базе действующих установок риформинга для снижения содержания бензола и ароматики в риформатах без потерь их октановых чисел (эти разработки в России близки к завершению).
Мировая Энергетика
Особое внимание при рассмотрении способов повышения качества автомобильных бензинов следует уделить селективному гидрированию бензола в катализатах риформинга (процесс Ben-Free французской фирмы и его аналоги), алкилированию бензола этиленом или пропиленом (технологии компании Exxon Mobil), а также гидроизоформингу, который может быть внедрен на базе существующих установок полурегенеративного риформинга, и т.д. Снизить содержание ароматики в товарных бензинах (путем разбавления) и увеличить октановые числа поможет производство высокооктановых компонентов — эфиров и алкилирование.

Следует перевести установку пиролиза с традиционного нефтяного сырья (прямогонных бензиновых фракций) на природный газ, газовый конденсат и широкую фракцию легких углеводородов (ШФЛУ) и соответственно внедрить такие процессы, как дегидрирование этана и пропана, а также переработка метанола в легкие олефины (MTO/Methanol to Olefins), разработанные компанией UOP (США), и пиролиз тяжелых олефинов С—С.

Электроэнергия в нагрузку

В настоящее время нефтепродукты в развитых странах мира вытесняются из  энергетической отрасли природным газом. Поэтому в ближайшее время (через 5—7 лет) потребности Европы в мазуте будут
Мировая Энергетикасущественно снижены. Весь мир переходит к использованию нефтепродуктов в основном как транспортных топлив. В перспективе России необходимо экспортировать газ не только по трубопроводам, но и сжиженный, развивать переработку с последующим экспортом моторных топлив, полученных на основе GTL-технологий (американская Syntroleum предлагает «Газпрому» различные варианты GTL-технологий для газовых месторождений России), а также заменить некоторую часть экспорта природного газа как топлива для производства электроэнергии на экспорт электроэнергии, произведенной в России. Вероятно, что для продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой добавленной стоимостью необходимо будет воспользоваться сырьем как рыночным рычагом давления.

В настоящее время в мире рассматриваются более 50 проектов строительства предприятий по переработке природного газа на основе GTL-технологий суммарной производительностью по синтетическим углеводородам около 2 млн барр./сут. и мощностью по сырью 166 млрд м3 природного газа в год. Около 20 крупнейших мировых нефтегазовых компаний во главе с ExxonMobil, Royal Dutch/Shell, ConocoPhillips, BP, Eni, Sasol и др. проявляют высокую активность в этой области.
Мировая Энергетика
Только в Катаре, который становится мировым лидером по переработке природного газа, запланированы проекты четырех GTL-заводов общей производительностью 700 тыс. барр./ день (32,5 млн т/год). Компании Qatar Petroleum (Катар) и Sasol Chevron (ЮАР — США) намерены увеличить мощность строящегося GTL-комплекса в Oryx с 34 тыс. до 100 тыс. барр./день (свыше 5 млн т/год, стоимость проекта составляет 6 млрд долл.) с возможностью ее последующего повышения к 2010 г. до 230 тыс. барр./ день (11 млн т/год).

Страны Персидского залива в настоящее время строят новые мощности нефтехимических производств (рис. 2), позволяющие увеличить как выпуск высококачественного дизельного топлива с ультранизким содержанием серы (для экспорта в Европу), так и жирного газа (С —С ), предназначенных для экспорта.

Строительство в Катаре новых заводов по производству моторных топлив на основе GTL-ттехнологий говорит о том, что центр тяжести мировой конкуренции переносится с производства и поставок сырья на его переработку. Рост мировых цен на сырую нефть для ведущих мировых экономик является мощным стимулом к развитию перерабатывающих отраслей (рис. 3)). К сожалению, только не в России. Например, в 2003 г. 20 млрд долл. из 25 млрд долл. операционной прибыли нефтяного комплекса были направлены на непромышленные расходы, а величина инвестиций в основной бизнес составила всего 7 млрд долл., да и то 2 млрд долл. из них пришлись на амортизационные отчисления.
 
 

Еще статьи на эту тему:

 
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru