Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Январь 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
 
   

«Восток нуждается в доктрине»

 
   

Мировая Энергетика, Виктор ОРЛОВ В свое время Советский Союз с помпой начинал освоение минерально-сырьевой базы Западной Сибири. Нефть тогда лилась рекой. Было много как хорошего, так и плохого: нефтяные озера Самотлора, загрязнение Оби сверх всяких нормативов, бесчисленные факелы над болотами, но вся страна c упоением праздновала покорение Сибири… Как выйти на освоение территорий восточнее Енисея и при этом не наступить на те же грабли, как заставить сырьевые ресурсы страны работать на развитие перерабатывающих мощностей, можно ли реально говорить о диверсификации экономики России, попытавшись по-новому запустить механизм привлечения инвестиций в национальные проекты? Своими идеями в интервью обозревателю «МЭ» поделился Виктор ОРЛОВ, председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды ФС РФ.

 
  Беседу вел Борис РУБАШКИН  
 
— Виктор Петрович, в высших эшелонах власти интенсивно обсуждаются проблемы освоения углеводородных ресурсов Востока России. Какие, на ваш взгляд, подходы следует использовать государству, решившему выходить на промышленное освоение нефти и газа Восточной Сибири, пока еще самой чистой территории в стране?

— В нашем сознании почему-то укоренилась точка зрения, из которой следует, что на землях к Востоку от Енисея вполне допустимо использовать опыт освоения Западной Сибири и месторождений Тимано-Печоры, где мы ориентировались на экспорт сырой нефти и газа. На мой взгляд, без оглядки переносить опыт прошлых лет на Восточную Сибирь не стоит, тем более что в природном газе, содержащемся в восточносибирских месторождениях, значительное количество полезных примесей, например гелия.

Требуется искать иной подход, но при экономических расчетах не надо забывать и об экологии региона, где еще сохранилась самая чистая вода в России.

— Может оказаться, что нам выгоднее сжигать в топках газ, богатый гелием?

— Конечно же, нет! При освоении углеводородных ресурсов Восточной Сибири и Сахалина необходимо сразу же заложить в проектную документацию нужную инфраструктуру по глубокой переработке нефти и газа с возможным выпуском сопутствующей продукции на нефтегазохимических производствах.

— Что же, мы должны сдерживать добычу, пока не будет построена сеть нефте- и газохимических производств?

— Поступать подобным образом было бы экономически невыгодно и несправедливо по отношению к восточным регионам. Мы должны действовать поэтапно при освоении богатств Восточной Сибири и Дальнего Востока, но по единой схеме.

Мировая Энергетика Обычно принято вводить объекты поэтапно: сначала прокладываются магистральные трубопроводы и налаживается добыча сырья, определяются рынки сбыта. Наладив сбыт, компания часть прибыли от реализации углеводородного сырья реинвестирует в строительство перерабатывающих мощностей. Часть сырой нефти можно сразу же экспортировать, а оставшуюся часть загрузить на уже имеющиеся нефтеперерабатывающие мощности и при этом параллельно наращивать переработку. С газом все намного сложнее, здесь следует учитывать необходимость извлечения попутных компонентов. Начинать, на мой взгляд, нужно с внутренней газификации страны. Но при действующих ценах это сделать невозможно, компании не заставишь работать себе в убыток. Кстати, поэтапный подход выгоден и в отношении очередности ввода месторождений в промышленное освоение. Дело в том, что степень их разведанности и подготовленности к началу добычи различна. Например, одна компания уже выполнила весь цикл подготовительных работ, а другая только думает получить лицензию и начинать разведку. Сказывается отсутствие координации действий компаний и правительственных органов. Восточные регионы уже 15 лет ждут начала добычи нефти и газа на территориях за Енисеем. Особенно важна газификация основных промышленных и административных центров в Восточной Сибири. Не ждать же нам еще десятилетия, пока ЭНЕРГИЯ РОССИИ Национальный интерес добычи нефти и газа на территориях за Енисеем. Особенно важна газификация основных промышленных и административных центров в Восточной Сибири. Не ждать же нам еще десятилетия, пока та или иная компания наконец включится в работу.

— Насколько я знаю, планируется 17 лет продавать неочищенный газ Ковыкты за рубеж, предоставляя возможность китайцам извлекать наш гелий. Это разумно?

— Я о таких планах не знаю. Ни с нашей, ни с китайской стороны подобных предложений в официальном порядке не высказывалось. Более того, я видел публикации о намерении российских компаний извлекать гелий. Мне представляется, что за рубеж мы должны поставлять природный газ после того, как из него будут извлечены ценные составляющие. С другой стороны, если эти примеси так ценны, то почему бы нам не повысить экспортную цену на газ?

— В этом есть экономическая целесообразность?

— И не только экономическая. Нельзя говорить, что глубина переработки всегда во благо. Необходимо взвесить будущий рынок гелия. Его нынешнее состояние с учетом того, что в мире спрос на сжиженный инертный газ не так велик, оценивается примерно в 15–20 тыс. т в год. Крупнейшие потребители этого продукта — США и Япония. Стоит ли строить производство на 100 тыс. т, если не решено, куда мы денем излишки, кто будет платить за хранение и т.д. Хорошо известно, что гелий будет востребован технологиями будущего. По этой причине его следует оценивать не столько по экономическим критериям, сколько с учетом стратегических планов государства. Именно оно должно определить условия промышленного освоения гелия, приемлемые для страны и компаний. Все это нужно просчитать на перспективу и принять взвешенное решение.

— Давайте вернемся к экономике. Вы считаете, что под освоение новых месторождений компаниям следует предоставлять налоговые льготы?

— Безусловно. В качестве стимула для компаний может быть применен старый, но апробированный временем механизм, при котором 50% прибыли, направляемой на развитие, не облагаются налогом. Самым приемлемым для новых районов был бы механизм проектного финансирования или специального налогообложения. Возможны и другие формы стимулирования, в том числе «налоговые каникулы», скажем, до пуска в строй производства по добыче и переработке или до его выхода на проектную мощность. Весь комплекс мер экономического стимулирования, который должен быть предусмотрен для промышленного освоения Восточной Сибири, на мой взгляд, должен охватывать и смежные отрасли: нефтехимию, газохимию, транспорт, в том числе трубопроводный и железнодорожный. Нельзя оставить без внимания машиностроение, сферу обеспечения будущих предприятий.

— И это, я полагаю, затрагивает интересы регионов, отток населения из которых продолжается…

— Совершенно верно. Все планы по освоению Восточной Сибири и Дальнего Востока в первую очередь должны это учитывать. Ведь известно, что из двадцати восточных регионов 19 — дотационные. В Восточной Сибири могут быть созданы сотни тысяч новых рабочих мест, и тянуть с началом ее освоения нельзя. А мы то трассу для трубы годами выбираем, то компании-подрядчиков тасуем, то экспортные окна пересматриваем. А между тем за последние три года население восточных регионов сократилось на 800 тыс. человек.

Мировая Энергетика

Создавая новые рабочие места, нет необходимости строить поселки и города на свежих вырубках среди леса. Скорее всего, при освоении территории Восточной Сибири будет применена технология внутрирегиональных вахт. Новые производства будут базироваться вблизи крупных административных и промышленных центров, с тем чтобы максимально использовать уже имеющуюся инфраструктуру.

— Такой подход предполагает усиление роли регионов, поскольку без активной помощи субъектов Федерации Восточную Сибирь не поднять.

— Производства, которые предполагается создать на землях за Енисеем, в значительной степени будут межрегиональными, хотя территориально и привязанными к конкретному субъекту Федерации. Безусловно, ту часть проблем, что находится в компетенции региона, следует отдать ему на откуп, но вертикаль управления необходимо сохранить. Я полагаю, что начинать такие крупные проекты, как освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока, необходимо с создания надежной нормативно-правовой базы.

— Специально для Восточной Сибири и Дальнего Востока?

— Да. Поскольку мы приходим к мысли, что крупнейшим национальным проектом в области экономики и геополитики сегодня становится Восточный мегарегион, и утверждаем это как приоритетную задачу государства на ближайшие лет 50, то под нее необходимы специальные законы. Без соответствующего законодательного и административного сопровождения общенациональные проекты такого масштаба продвигать невозможно. Все программы, что сегодня составляются, лежат исключительно в плоскости отраслей ТЭК, тот же проект строительства ВСТО оторван от других сфер экономики и социальной сферы.

То же самое можно сказать и о программе по созданию газотранспортной системы Восточной Сибири с выходом на рынки АТР и Китая. Восточные проекты должны быть увязаны между собой, но и этого мало. Их следует увязать в целом с экономикой и социальной сферой регионов и стратегией центра.

У нас существует Энергетическая стратегия, но и она не учитывает воздействие на экономику и общество столь масштабных проектов. В этом документе лишь предполагается, что развитие ТЭК в Восточной Сибири и Дальнем Востоке повлечет за собой все сопутствующие эффекты экономического, экологического и социального плана, которые должны быть вписаны в другой документ. Если не утвердить его заранее, мы столкнемся с рядом проблем, прежде всего с нехваткой рабочих и инженерных кадров. Китайцы с удовольствием пришлют к нам своих специалистов, технику, в том числе буровую, и поставят ее, только дай отмашку. Но нужно ли это России? Вряд ли…

Вот почему необходима стратегия и схема развития производительных сил в этих регионах с соответствующими сценарными проработками, аналитикой по ресурсному, кадровому, научному и другому обеспечению.

— Подобного рода разработки были у нас?

— Они существовали во времена СССР. Был прогноз развития на 15 лет, основанный на анализе научно-технического прогресса, а также схемы размещения производительных сил. Этот институт у нас был исключен при переходе на рыночные рельсы. Остались лишь его разрозненные элементы в виде федеральных целевых программ. Да и те без достаточного обоснования ресурсов, возможностей, сроков и механизмов реализации. Мы как будто стыдимся использовать достижения советского периода в сфере планирования.

Мировая Энергетика — Наша первоочередная задача — прогноз развития или законы?

— Сначала должна быть обозначена стратегия, если хотите, доктрина, увязанная с другими общегосударственными целями. Ее принципом мог бы стать тезис: «XXI век для России — век развития Восточной Сибири и Дальнего Востока». На основании директивного документа руководством страны разрабатываются долгосрочные и среднесрочные схемы, комплексные программы, краткосрочные планы. Ни одна уважающая себя компания не работает без бизнес-плана, а у нашего государства единственным конкретным и целевым документом является только федеральный бюджет!

За последнее время мы практически при каждом правительстве разрабатываем, на три—пять лет программу социально-экономического развития. Ни одна из них вовремя не завершается. Новое правительство — новая программа.

Долгосрочные документы стратегического характера необходимо утверждать федеральными законами. Тогда будет преемственность.

— Нефтехимия, переработка газа и связанный с ними мультипликативный эффект разве не дадут необходимого подъема экономики?

— Без разведки и добычи не дадут. Сегодня реализация сырой нефти экономически не менее выгодна, чем реализация нефтепродуктов. Удельный вес нефтехимии пока мал, и ее развитие даже в Восточной Сибири погоды не сделает. К тому же перерабатывающие мощности более других производств влияют на атмосферу, и не только на нее. Развивать переработку необходимо, но нам нужно будет прикинуть, у кого мы будем покупать экологические квоты. Не продавать, как заявляют некоторые «горячие головы», а покупать. Ратификация Киотского протокола для страны выгодна на ближайшие два десятилетия, пока российская промышленность не набрала обороты. А что будет через 20—30 лет?
 
 

Еще статьи на эту тему:

 
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru