Сервис высокого напряжения
МУП «Энергосервис» Элисты снижает темпы роста тарифов на электро- и тепловую энергию
Лидия ВАСИЛЬЕВА
Топливный кризис в Корякском автономном округе прошлой зимой показал, что
теплоснабжение в полном объеме невозможно быстро восстановить даже силами МЧС:
не помогают ни грозные указания, ни срочно выделенные деньги. Но что поделать,
если к началу ХХI в. российская электроэнергетика и все жилищно-коммунальное
хозяйство оказались в плачевном состоянии – с крайним износом оборудования,
эпидемией неплатежей, потерями электроэнергии. Но выход из общей беды каждый
находит по-своему.
Немногим муниципальным предприятиям энерго- и теплоснабжения удалось избежать
серьезных кризисов. Один из них – МУП «Энергосервис» Элисты. Его генеральный
директор Валерий Бембинов считает своей первоочередной задачей надежность и
бесперебойное обеспечение города теплом и светом, несмотря на изношенность
оборудования и сетей (в среднем – 60%).
Конечно, средства на капитальный и профилактический ремонт выделяет мэрия
Элисты, причем максимально возможные, но жизнеспособность всего хозяйства
поддерживается также собственными средствами МУПа.
В последние годы финансовое состояние предприятия улучшается: в 2004 г. объем
выручки от реализации тепловой энергии вырос по сравнению с 2003 г. на 26,2%, от
реализации электроэнергии – на 26,8%. Сотрудникам «Энергосервиса» удалось
справиться с неплатежами. Уровень оплаты потребителями поставленной им
электроэнергии в прошлом году составил 98,9% от текущих начислений. Коммерческие
потери многие энергетики считают неизбежным злом, но «Энергосервису», по словам
Валерия Бембинова, вполне по силам если не истребить их окончательно, то хотя бы
снизить: например, в 2004 году потери составили 22,7%, что на 4% ниже, чем в
2003-м.
Удалось также за неполные пять лет более чем в два раза снизить задолженность
(которая раньше составляла 120 млн руб.) перед поставщиками ОАО «Калмэнерго»,
ООО «Ставропольрегионгаз», МУП «Горводоканал». Текущие обязательства выполняются
в полном объеме.
На подготовку к отопительному сезону 2005–2006 гг. предприятием затрачено 19 млн
руб. В срок были закончены все профилактические и ремонтные работы, котельные
переведены на зимний режим.
В ближайших планах «Энергосервиса» – переход на комбинированную выработку
тепловой и электрической энергии с использованием газотурбинных и газопоршневых
двигателей. Это не только приведет к повышению надежности энергоснабжения
потребителей, но и позволит частично отказаться от «дорогой» энергии,
поставляемой «Калмэнерго», тем самым снизить темпы роста тарифов на
электрическую и тепловую энергию.
На предприятии считают наиболее перспективным способом решения давно наболевшей
проблемы учета потребления электроэнергии разработку и внедрение
автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ), в том числе
для бытовых потребителей. Однако эффективное внедрение такого рода систем –
задача долговременная и дорогостоящая. Ее решение возможно лишь путем поэтапного
внедрения АСКУЭ и ее последующей модернизации. Сейчас «Энергосервис» планирует
ее внедрять в одном из «спальных» районов Элисты. Уже определен инвестор, и все
необходимые работы должны быть завершены в ближайшее время.
«В целом жилищно-коммунальный комплекс продолжает двигаться в сторону
демонополизации и самоокупаемости, – уверен Валерий Бембинов. – В отрасли
продолжаются структурные изменения, корректируется система тарифного
регулирования, совершенствуются формы оплаты труда. Все это требует от нас
инициативного и ответственного отношения к делу. Общество предъявляет к нам
вполне понятные требования, и в первую очередь – бесперебойное, надежное
снабжение потребителей. Думаю, мы в состоянии оправдать эти ожидания».
Муниципальное унитарное предприятие «Энергосервис» учреждено Комитетом по
управлению муниципальным имуществом столицы Калмыкии г. Элисты, в котором
проживает более одной трети населения республики. Сегодня это одно из самых
крупных предприятий города с численностью работающих более 800 человек.
МУП «Энергосервис» обеспечивает поставку электро- и теплоэнергии потребителям
города Элиста. Теплоснабжение города обеспечивается 37 котельными, предприятие
обслуживает более 350 электрических подстанций. Протяженность тепловых сетей
составляет 76 км., электрических сетей более 1500 км.
В стадии разработки находится среднесрочная программа управления издержками, что
позволит предприятию оптимизировать затраты на производство, транспорт и сбыт
электро- и теплоэнергии. Оптимизация затрат уже позволила значительно снизить
темп роста тарифа на тепловую энергию, при ожидаемом уровне инфляции в 11%,
прогнозируемый рост экономически обоснованного тарифа на 2006 год составит 7%.
Увеличен бюджет расходов на социальные нужды работников предприятия, за счет
средств предприятия приобретены более 100 путевок в детские лагеря отдыха на
Черном море для детей сотрудников.