|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Снег белеет, когда бизнес "зеленеет"
Корпорации начинают понимать, что с экологами надо дружить
«Требования», регламентирующие отношения общества и нефтегазового бизнеса, составил Всемирный фонд дикой природы (WWF) России совместно с другими ведущими неправительственными природоохранными организациями. Часть компаний (ТНК–ВР, ЮКОС, «Sakhalin Energy Investment Company Ltd.») приняли участие в обсуждении программного документа «зеленых», часть компаний (в том числе ЛУКОЙЛ) выразили готовность к сотрудничеству. Первый этап проекта по экологизации нефтегазового сектора – выработка совместных требований и доведение их до сведения компаний – завершен. Второй ступенью станет экологический рейтинг корпораций, работающих на территории России. О том, насколько успешно шел первый этап проекта, о важности начатого рассказывают те, кто стоял у его истоков.
Евгений ШВАРЦ,
Идея начать такой проект была подсказана реалиями российской действительности.
Как известно, 55% приходной части российского бюджета формируют доходы от нефти
и газа. При этом большинство экологов уверены: ликвидация в 2000 г.
Госкомэкологии, деэкологизация российского законодательства и экономики, по
крайней мере, частично являются следствием лоббирования нефтяных компаний,
которые понимают, что могут навязывать государству свои правила.директор по природоохранной политике WWF России, д.г.н. В этой ситуации WWF России, основываясь на опыте и успехе работы по экологизации лесного сектора российской экономики, решил начать аналогичную национальную программу в отношении нефтегазового бизнеса. Чтобы это не было позицией одного лишь WWF России, мы решили выработать общий с другими общенациональными и региональными организациями документ. Его проект разослали во все крупнейшие нефтегазовые компании, в профильные комитеты Госдумы, в министерства, субъекты Федерации. В марте прошла конференция, где выступили представители компаний, Минэкономразвития, Минприроды, комитета по экологии Госдумы. Окончательный вариант опубликован на русском и английском языках. Насколько успешно прошел первый этап проекта? Нужно понимать, что нефтегазовый сектор – один из наименее экологически чувствительных. В ситуации, когда не только экономика России, но и весь мир сидит на нефтяной игле, добиться быстрых результатов невозможно. И тем не менее я считаю, что процесс идет нормально и даже хорошо. Доказательства? То, что экологи не оставят в покое нефтяные компании, стало очевидным, чему есть свидетельства. Одно из них: премьер М. Фрадков объявил, что Россия готова пересмотреть позицию в отношении создания особого морского района на Балтике (PSSA). Мы знаем, что некоторые крупные корпорации, которые активно выступали против PSSA, сейчас готовы поддержать это решение. Еще одно подтверждение состоит в том, что проблема теперь открыто признается. Прежде всего, это касается компаний международных или российских с иностранным участием. Для Sakhalin Energy, Shell, ТНК-ВР, ВР, до некоторой степени Norsk Нydro применение современных стандартов в своей деятельности на территории РФ – не новость. Мы знаем, что этот вопрос серьезно обсуждался на Petroleum Advisory Forum – консультативном объединении международных нефтедобывающих компаний, работающих в России. Как видим, зарубежные компании восприняли наши требования более серьезно, чем отечественные. Хотя и российским участникам рынка волей-неволей придется подтягиваться. Например, ТНК-ВР, вынужденная привлекать к транспортировке по внутренним водоемам российских перевозчиков, занялась их аудитом и аккредитацией. На наш взгляд, это серьезный шаг вперед. Кроме того, ТНК-ВР провозгласила, что в морских перевозках на Балтике будет придерживаться международных стандартов компании ВР. Нужно отметить, что не все рассматривают экологическую ответственность как инструмент конкуренции с российскими компаниями на рынке, ведь большинство транснациональных корпораций, даже ВР, привыкли, что как они решат, так и будет. Это заблуждение связано с тем, что и в западных компаниях очень много тех, кто делал карьеру в Нигерии или Индонезии. Тем не менее наступает понимание того, что если хочешь присутствовать на российском рынке, будь любезен считаться с требованиями неправительственных экологических организаций. Что касается перспектив проекта, то сейчас мы пытаемся составить международный рейтинг экологической ответственности для всех компаний, работающих в России. Это более трудный и дорогой, в отличие от лесного сектора, процесс, но схема намечена. Почему так важно составить этот ранжир? Потому что он даст основание апеллировать к потребителю. Мы делаем ставку и на экологизацию внутреннего российского рынка, и на работу с экологически чувствительными рынками и потребителями стран-импортеров российской нефти, в первую очередь в Евросоюзе. Полагающим, что это утопия, напомню, что на Аляске до сих пор нет ни одной колонки Exxon, компании, серьезно провинившейся еще в 1989 г., когда ее танкер стал причиной экологической катастрофы. Российский потребитель тоже способен голосовать кошельком. Конечно, в первую очередь, это может относиться к Москве, Московской области и Санкт-Петербургу, по России в целом пока такой задачи не ставим. Но важно начать.
Марина ЛЕБЕДЕВА,
Конструктивный диалог, в котором должны быть в равной степени заинтересованы и
нефтегазовые компании, и общественность, и профильные министерства,несомненно,
полезен и природе, и обществу, и государству. Надеюсь, работающие в нефтебизнесе
в России отечественные и зарубежные компании сознают реальную значимость
адекватной реакции на требования природоохранных НПО для собственной
инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности.заместитель председателя комитета по экологии Государственной думы В целом инициативу НПО следует одобрить в силу ее природоохранной направленности. В то же время в документе содержится ряд тезисов, вызывающих желание дать совет их авторам быть более конкретными и последовательными. В ряде моментов эти требования можно расценивать как вольное изложение уже существующих и закрепленных законодательством Российской Федерации природоохранных требований, относящихся не только к нефтяникам, но и ко всем природопользователям. Это – работа с учетом границ и режимов, установленных для особо охраняемых природных территорий, обязательность процедуры оценки воздействия на окружающую среду, учет интересов коренного населения и др. Часть требований не может быть реализована без принятия соответствующих государственных нормативных правовых документов. Например, требования полной компенсации ущерба и потерь могут так и остаться декларацией, если не будет разработана и утверждена методика расчета суммарного ущерба всем элементам окружающей природной среды, природным объектам, комплексам, природным ресурсам, здоровью населения и т.д., а это отнюдь не дело самих компаний, которые и сегодня по закону обязаны возместить ущерб, нанесенный природе и населению. Ответственность за стратегическую оценку воздействия предлагаемого варианта развития на региональном (территориальном) уровне ложится на властные структуры (федеральные и региональные), а не на компании. Компании вносят свой вклад в формирование бюджетов всех уровней, тем не менее не наделены полномочиями государственного управления в сфере развития территорий и рационального размещения производительных сил. На мой взгляд, это касается и требований к компаниям по оценке воздействия по так называемому «нулевому варианту», предусматривающему полный отказ от планируемой деятельности. Зачем компаниям разрабатывать нулевой вариант своего развития и оценивать социальноbэкономические последствия для конкретного региона, вытекающие из такого сценария? Последствиями полного отказа от планируемой компаниями деятельности также должны быть озабочены власти. По крайней мере, этот вопрос нужно рассматривать совместно. И все же следует отметить, что основная цель «Совместных требований…» – правильная и справедливая. Это – повышение ответственности нефтяных и газовых компаний за экологические последствия своей деятельности. Необходимо постоянно изыскивать резервы и возможности снижения негативного воздействия на природную среду, а у компаний, работающих в нефтебизнесе, такие резервы и возможности, безусловно, есть. Если касаться практических результатов экологизации нефтегазового бизнеса, отвечу так. Поскольку речь идет о достаточно неординарном документе – если его не примут к исполнению те, кому он адресован, – он так и останется декларацией. Ожидать мгновенной реакции нефтегазовых компаний, поглощенных реальными проблемами выкачивания из российских недр нефтеb и газодолларов, не приходится. И все же позитив, я думаю, есть. Состоит он, прежде всего, в том, что начатый экологической общественностью процесс пристального изучения и формирования более жестких экологических требований к ведению нефтегазодобычи подтолкнет и компании, и соответствующие государственные органы к переоценке сложившихся нормативов и регламентов. Это в свою очередь должно привести к снижению рисков и уменьшению негативного воздействия этой отрасли на природную среду. Но, повторюсь, ожидать мгновенной положительной отдачи от столь сложного процесса нереально. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»
Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г. |