Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Декабрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Всего вдоволь - нефти, газа, проблем

Страны Персидского залива добывают около трети мировой нефти, контролируют примерно 57% ее запасов и почти на 46% удовлетворяют потребности развитых стран в импорте нефти. Запасы природного газа составляют не менее 45% от мировых. Отсюда – неослабевающий интерес Запада. Да и наш – конкурента нужно знать в лицо.
Николай ХУДЯКОВ,
эксперт «Мировой энергетики»
Страны Персидского залива имеют много общего. Прежде всего, огромные запасы углеводородов, расположенные на небольшой глубине и не требующие глубокого бурения. В то же время нефть и газ – чуть ли не единственное, что у них есть. Кроме Ирана и Ирака, все остальные государства отличаются незначительным населением. Развивать промышленность, даже нефтеперерабатывающую, им не под силу. Поэтому всегда будет сохраняться огромная зависимость от стран-потребителей.

Пути транспортировки нефти и газа достаточно уязвимы. Поэтому весь регион всегда будет находиться под пристальным вниманием Запада. Более того, иностранное военное присутствие в той или иной форме будет сохраняться. Это обеспечит определенные гарантии правящим режимам, но и привлечет внимание всевозможных радикалов и экстремистов, включая религиозных. Можно вспомнить, что между некоторыми странами залива существуют территориальные проблемы. Наконец, остается неурегулированным иракский кризис. Все это будет осложнять ситуацию, по крайней мере, в течение нескольких лет и неизбежно отразится на экономической политике стран региона.

Персидский залив имеет разведанных запасов нефти порядка 715 млрд барр. Природного газа – 2,462 трлн фут3. Ежедневно страны залива добывают нефти около 23 млрд барр./д., а это 32% всей мировой добычи. И МЭА, и Министерство энергетики США при этом подчеркивают, что только страны региона (а точнее, только Саудовская Аравия) еще имеют возможность увеличить добычу нефти где-то на уровне 1 млн барр./д. Считается, что такое положение сохранится в обозримом будущем. Если на рубеже веков на страны залива приходилось около 28% мировой добычи, то к 2020 г. этот показатель, скорее всего, возрастет до 33 процентов.

Кто же из этих стран и сколько поставляет нефти на мировые рынки? Естественно, основной поставщик – Саудовская Аравия. В прошлом году она экспортировала 8,4 млн барр./д., а это почти половина всего экспорта региона. Эмираты дают 2,4 млн барр./д., Кувейт – 2, Ирак – 0,9, Катар – 0,9 млн барр./день.

На территории региона огромные запасы нефти на шельфовых месторождениях. Порядка 35 млн барр. только на крупнейшем из них – Сажаниях (Саудовская Аравия).

Кроме того, Персидский залив дает огромное количество природного газа. После России именно страны залива располагают самыми крупными запасами этого вида топлива: Катар – 3-е место в мире, Саудовская Аравия – 4-е, ОАЭ – 5-е место.

Большинство месторождений газа в Персидском заливе расположено в шельфовой зоне.

Кто и сколько закупает углеводородов в этом регионе? Статистика Министерства энергетики США дает ответ на этот вопрос. В прошлом году только США получали оттуда 2,5 млн барр./д. нефти. При этом порядка 70% американского импорта из региона приходилось на одну Саудовскую Аравию. На Ирак пришлось 19% (тоже немало), Кувейт – 9 и по 1% – на ОАЭ и Катар. На страны залива приходится 22% всего американского импорта нефти и благодаря этому удовлетворяется 12% спроса на нефть. Достаточно сказать, что из Саудовской Аравии объем поставок в 2003 г. составлял 1,77 млн барр./день.

Поставки в Западную Европу были на уровне 2,6 млн барр./д. – почти столько же, сколько закупали американцы. Среди всех вновь выделяется Саудовская Аравия – на ее долю пришлось 25% поставок нефти в Европу. Ирак поставил 7%, Кувейт – 6 процентов.

Основным покупателем нефти в этом районе мира остается Япония – 4,2 млн барр./д. в 2003 г. Зависимость Японии от ближневосточной нефти достигла в прошлом году 78% и внушает опасение Токио. Треть японских закупок пришлась на Саудовскую Аравию, 29% – на ОАЭ, 12 – на Кувейт, 11% – на Катар.

Сколько получили за это страны залива? Если все члены ОПЕК заработали в 2003 г. 240 млрд долл., то 34% этой суммы пришлось на Саудовскую Аравию. Вот динамика поступлений в бюджет этой страны: 63 млрд – в 2002 г., 81 – в 2003. В нынешнем году она заработает не менее 92 млрд. Не будем забывать, что цены значительно выросли, к тому же свободные мощности, имеющиеся в распоряжении Эр-Рияда, позволили наращивать добычу нефти в кризисные моменты, когда сокращалось поступление из некоторых стран, входящих в ОПЕК.

Ирак заработал на экспорте нефти в 2003 г. 9,6 млрд долл. В 2004 г. этот показатель, по американским приблизительным оценкам, составит почти 18 млрд. Естественно, точные прогнозы не может дать никто, конфликт в Ираке и боевые действия продолжаются, но поскольку доля Ирака в экспорте будет наращиваться, можно сделать вывод, что доходы будут оставаться на высоком уровне.

Саудовская Аравия. Несмотря на огромные финансовые поступления и попытки диверсифицировать экономику, страна по-прежнему полностью зависит от нефти. Не менее 40% ВВП, практически все доходы государства, в том числе бюджет, – это нефтедоллары. Высокие цены на нефть гарантируют большие поступления в казну, определяют темпы общего экономического развития.

Читателю будет интересно узнать, что Саудовская Аравия испытывает бюджетный дефицит уже почти 20 лет. А государственный долг достиг 100% всего ВВП. Причин много, но основных несколько. В 70-е годы, когда на страну обрушился «нефтедолларовый» дождь, начали реализовываться социальные программы, о которых иногда ходят легенды. Это вызвало бум рождаемости. Число молодежи за 20 лет удвоилось, а реальные поступления иностранной валюты сократились. Уровень безработицы один из самых высоких в мире – до 20%. Естественно, страна обладает достаточными активами, но экономические проблемы все громче заявляют о себе.

В зарубежных исследованиях отмечается, что во многом проблемы вызваны огромными государственными дотациями. Отменить их не решаются из-за неприятия населения. Для частичного решения трудностей предлагается содействовать притоку иностранных инвестиций. В начале 2004 г. правительство Королевства приняло решение снизить налоги на иностранных инвесторов. Несколько ранее, в 2000 г., был одобрен закон о сокращении налоговой нагрузки на прибыль иностранного бизнеса с 45 до 30%. Кроме того, иностранцам разрешили полностью владеть собственностью на территории Королевства. До этого допускалось владение 49% собственности. Однако разрешено не все: запрет остается в силе для нефтяной промышленности, трубопроводов, средств массовой информации и др.

Особое внимание уделяется развитию торговли со странами Персидского залива, также за счет сокращения налогов.

Добыча углеводородов в Саудовской Аравии ведется государственными компаниями. Советники МВФ и других организаций настаивают на приватизации собственности, Саудовская Аравия соглашается, но на словах.

Доказанные запасы нефти в стране – почти 260 млрд барр. (25% мировых запасов). Страна ведет добычу на уровне 10–10,5 млн барр./д., однако в Эр-Рияде заявляют, что легко способны вести ее на таком уровне целых 50 лет. По прогнозам МЭА, Саудовская Аравия может довести добычу до 18,2 млн барр./д. и до 22,5 – к 2025-му. Кстати, весь прошлый год добыча велась в пределах 9,9 млн барр./день.

В Саудовской Аравии 80 нефтяных полей и примерно 1 тыс. скважин. Однако 50% запасов сосредоточено на 8 полях. Страна привлекает инвесторов тем, что для получения дополнительного количества нефти затраты на ее месторождениях оказываются в 2–4 раза ниже, чем в большинстве других добывающих стран.

Доказанных запасов природного газа в стране 224,7 трлн фут3, однако власти подчеркивают, что на предмет наличия этого вида топлива «соответствующим образом» изучено только 15% территории.

В 2003 г. попытались допустить иностранные компании к разработке запасов углеводородов на новых условиях. Они полностью отличались от принятых Эр-Риядом после национализации в 1970-е годы. Речь идет о «Саудовской газовой инициативе». Предварительная оценка данного проекта – 15–20 млрд долл. Однако затем дело застопорилось, и переговоры на данный момент считаются прерванными.

Саудовская Аравия уделяет огромное внимание проблемам нефтехимии и переработки углеводородов. Основой отрасли должен стать природный газ. Принадлежащая государству на 70% компания SABIC должна стать одним из флагманов отрасли. К 2005 г. она должна войти в число 5 крупнейших производителей этилена в мире. Ее доля на мировом рынке нефтехимии – 10 процентов.

Саудовская Аравия по-прежнему привлекает для работы на месторождениях иностранных специалистов в области нефтедобычи ввиду нехватки собственных. Из-за войны в Ираке впервые за многие годы экстремисты стали действовать и в Саудовской Аравии. Было совершено несколько нападений на иностранных специалистов. Для охраны объектов и иностранцев Саудовская Аравия за два года увеличила расходы на эти цели на 750 млн долларов.

Ирак – второй по важности обладатель нефти и газа среди арабских стран Персидского залива. Только объем доказанных запасов нефти у него 115 млрд барр., а газа – порядка 100 трлн фут3. В настоящее время экономика разрушена войной, а страна обременена огромными долгами. Цифра колеблется между 116 и 250 млрд долл. (с учетом требования Кувейта относительно компенсации за вторжение). Недавнее решение «Парижского клуба» о списании и реструктуризации иракского долга всех вопросов не урегулировало. Задолженность все равно остается, и с соседями вопрос этот еще предстоит решать. Экономика не оправилась после войны. Безработица достигает 50%. Внутренние беспорядки и вражда еще долго будут отрицательно сказываться на всем. Решение провести выборы до конца нынешнего года и создать полностью легитимное правительство вряд ли устроит различные вооруженные группировки, периодически появляющиеся то в одном, то в другом районе Ирака. Есть расчеты относительно расходов на послевоенное восстановление – потребуется не менее 100 млрд долл. (мелькала цифра и в 1,4 трлн долл.).

Точно так же разнятся данные о предполагаемых запасах нефти. Дело в том, что как следует изучено не более 10% территории Ирака, поэтому различные исследовательские центры высказывают самые разные предположения о потенциальных дополнительных запасах (называют цифры от 45 до 100 млрд барр.). Себестоимость добычи нефти в Ираке едва ли не самая низкая в мире. В среднем по стране она составляет 3,5 млн долл. для добычи 1 млн барр./д., хотя приводятся и другие данные. Например, 750 млн долл. для получения 1 млн барр./д. в районе Киркука.

В чем видятся особые перспективы добычи? Оказывается, из 80 открытых нефтяных полей разрабатываются только 17. В Ираке 2,3 тыс. скважин, а реально функционируют 1,6 тыс. Еще одна деталь. Во время войны в результате бомбежек разрушили всего 7 скважин, но потом многие уцелевшие были таки уничтожены в ходе диверсий антиамериканскими силами, а то и просто разграбленными населением. Слабость Ирака – устаревшая технология добычи, средств геологоразведки, отсутствие запчастей. Практикуется чрезмерное извлечение нефти из скважин, закачка воды для получения нефти и т.д. Словом, по западным стандартам, используется устаревшая технология. При должных инвестициях и современном оборудовании добыча нефти в Ираке, как отмечают американцы, вполне может возрасти на несколько миллионов баррелей в день. А это огромный потенциал. В нынешнем году американцы выделили 1,7 млрд долл. на восстановление нефтедобычи. Часть средств пойдет на оборудование и новую технику. Но этого мало. Максимальный объем добычи нефти был зафиксирован в Ираке в конце 1979 г. – 3,7 млн барр./д. В 2004 г. она составляла примерно 2,2 млн, в 2003 – 1,33 млн. По расчетам МЭА, чтобы довести объем добычи к 2010 г. до 3,7 млн барр./д., потребуется 5 млрд долларов.

Доказанные запасы природного газа Ирака составляют не менее 110 трлн фут3, предполагаемые – еще порядка 150 млрд фут3. При этом большая часть – сопутствующий газ, поэтому его получение напрямую зависит от нефтедобычи. Максимальный объем добычи газа 700 млрд фут3 зафиксирован в 1979 г. Данные за 2002 г. весьма скромные – 83 млрд фут3.

Россия не может не уделять внимания странам Персидского залива – слишком велики наши политические и экономические интересы в этом районе мира. Как ведущий экспортер нефти и газа мы не можем игнорировать интересы государств залива, которые объективно являются нашими конкурентами и одновременно партнерами.

В современном мире ничто не вечно. Арабские страны Персидского залива становятся покупателями нашего оружия. Еще 20 лет назад это казалось немыслимым, а в 1997 г. ОЭА приобрели у нас систему ПВО на сумму 4 млрд долл. Что мешает сотрудничеству в добыче нефти и газа, если учесть, что у наших нефтяников есть достаточные финансовые ресурсы? В 2003 г. состоялся визит в Россию наследного принца Саудовской Аравии Абдуллы. Подписано соглашение сроком на пять лет о сотрудничестве в области нефти и газа. Как отмечала в этой связи право-консервативная исследовательская организация США «Фонд наследия», два энергетических гиганта могут координировать поставки энергии на мировые рынки, и России даже не придется ради этого вступать в ОПЕК. Иными словами, даже чисто гипотетическая возможность учета сторонами взаимных интересов вызывает обеспокоенность за океаном. Значит, на кону большие деньги и ставки высоки.

В начале 2004 г. ЛУКОЙЛ выиграл тендер на разработку одного из месторождений газа в Саудовской Аравии совместно с Саудовской государственной компанией. Как говорится, начало положено.

Однако основные интересы России в регионе связаны с Ираком. Так или иначе, присутствуют в Ираке ЛУКОЙЛ, Союзнефтегаз, Стройтрансгаз, Татнефть. Мы говорим «присутствуют», потому что совсем недавно эти компании подписали с иракской стороной контракты, в некоторых случаях – многомиллиардные и долгосрочные. Судьба некоторых из них в условиях послевоенного Ирака остается неопределенной. Очевидно, решение президента В. Путина о списании иракского долга продиктовано желанием продемонстрировать добрые намерения в обмен на сохранение предыдущих договоренностей. Правда, решение будут принимать в Вашингтоне, а не в Багдаде. Но это уже детали.
 

Еще статьи на эту тему:
— Страна, плавающая на нефти
— Россия: первые шаги в аравийских песках
— Иранский фактор

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru