|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
"Нарзан" из крана
Вместе с рыночными отношениями в отрасль придут не только инвестиции, но и культура обслуживания, и ответственность управляющих компаний перед потребителями.
Об этом в интервью «Мировой энергетике» заявил директор Департамента строительства и ЖКХ Минпромэнерго России Сергей Круглик.
Беседовал
Ярослав ЖЕМЕЛКО – В корне, на самом деле, не меняется ничего, поскольку все постановления, о которых мы говорим, идут в развитии федерального закона об основах жилищной политики. Но эти постановления шлифуют все те нормативные акты, которые в свое время были приняты на местах и в центре и которые по-разному регламентировали предоставление одних и тех же услуг. – Цена за качественные услуги, наверное, будет уже другой? – Если говорить, например, о питьевой воде, то до тех пор, пока стоимость ее месячной нормы будет такая же, как цена двух бутылок «Нарзана», мы никогда не получим качественную воду. Остро встает вопрос о замене трубопроводных сетей и налаживании всей инфраструктуры ЖКХ уже на рыночных условиях. Чем дальше мы затягиваем решение этой проблемы, тем болезнь усугубляется. – Насколько должны подорожать услуги ЖКХ, чтобы они соответствовали европейским стандартам? – Это, наверное, самый сложный вопрос реформы ЖКХ. Конечно, за один год стоимость услуг не должна подскочить в несколько раз. Как и в любом производстве, делается бизнес-планирование, по годам рассчитывается тарифная политика, из этих расчетов и будет выводиться тариф для населения. При этом, безусловно, нужно учитывать платежеспособность населения, возможности социальной защиты. За ту же холодную воду население не должно платить более 5–7%. В противном случае – получать материальную помощь от государства. Но стоимость услуг должна как минимум соответствовать произведенным затратам плюс включать доплату за инфляцию. Кстати, именно к таким расчетам предполагает перейти правительство в ближайшие год–два. – А плата за капитальный ремонт жилья? – Безусловно, эта норма со следующего года будет включена в стоимость услуг ЖКХ. Таким образом, будет исправлена грубейшая ошибка. Дело в том, что 6 мая прошлого года депутаты исключили из коммунальных платежей капитальный ремонт, с тех пор никто не откладывал деньги на восстановление жилищного фонда. – На Севере страны и в Центральной ее части стоимость, например, тепловой энергии отличается в несколько раз. Смогут ли северяне полностью покрыть расходы на отопление и горячую воду? – Весь Север, и особенно отдаленные районы, сегодня оказались заложниками той коммунальной инфраструктуры, которая создавалась еще в СССР с большим размахом. А вот небольшие котельные в каждом доме не были предусмотрены. Итог этой коммунальной политики – холодные дома и замерзающие люди. В ближайшее время северяне не смогут полностью покрыть расходы на отопление и другие коммунальные услуги. Считаю, что государство должно определиться в стратегическом плане. Если руководству страны в геополитических интересах важна заселенность этих районов, то оно должно оплачивать большую часть расходов местных жителей. В противном случае людей надо выселять в более обжитые или испытывающие дефицит трудовых ресурсов регионы. – Если перейти в целом к проблемам отрасли, то какая из них наиболее серьезная? – Огромная задолженность. Причем задолжали не только предприятия ЖКХ, но и потребители их услуг, то есть сами граждане. Одним из вариантов решения проблемы и является перевод ЖКХ полностью на рыночные рельсы. Кстати, президент страны потребовал от правительства ускорить работы в этом направлении, и думаю, что в 2005–2006 гг. вместе с рыночными отношениями в отрасль придут не только инвестиции, но и культура обслуживания, и ответственность управляющих компаний перед потребителями. – А почему до сих пор государство этого не сделало? – Во всех постановлениях правительства, которые сегодня готовятся нами, в общем-то, сказано, что нужно переходить на полную самоокупаемость. Я не говорю о стопроцентной оплате за услуги ЖКХ, потому что в таком случае нужно будет объяснять людям, почему в очередной раз мы повышаем тарифы. А повышаем потому, что выросла инфляция, подскочила стоимость электроэнергии и топлива и т.д. Поэтому все эти вопросы нужно жестко отрегулировать в тарифных соглашениях, чтобы каждый потребитель знал, когда и почему подорожали услуги. Кстати, для этих же целей правительство с будущего года вместо льгот вводит денежные субсидии. Гражданин вместо льгот будет получать денежную компенсацию из федерального бюджета и переводить на счета коммунальных контор. Таким образом, мы решим важную задачу – проблему неплатежей. – А сможет ли какая-нибудь область самостоятельно устанавливать тарифы намного ниже, чем в среднем по стране, рассчитывая на субсидии из Центра? – Нет, не сможет, потому что рассчитывать себестоимость каждой услуги придется по определенным методикам, прописанным постановлениями правительства. И это правильно. Один не работал, а потом закричал, что замерзает, так неужели нужно в его пользу «раскулачить» второго, работящего, делая бессмысленным экономию и хозяйственность? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»
Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г. |