Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Декабрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Свободу сектору газа

НП «Координатор рынка газа» (КРГ) предложило правительству базовые положения модели рынка газа, которая позволит постепенно перевести всех потребителей из регулируемого в свободный сектор.
Борис ТИТОВ,
председатель правления некоммерческого партнерства КРГ
В России сложилась такая ситуация на рынке газа, когда все его участники признают, что реформа необходима. Но, к сожалению, правительство не торопится со своими предложениями. В свою очередь НП КРГ разработало модель реформирования газовой отрасли, которая летом 2004 г. была направлена в правительство и Минпромэнерго. Данная модель предполагает создание свободного сектора без вмешательства во внутренние дела компаний-учредителей НП КРГ и с сохранением основных принципов функционирования Единой системы газоснабжения, особенно магистральных трубопроводов и ЦПДУ (Центральное производственно-диспетчерское управление) Газпрома. Создание модели шло очень сложно, было много споров, разногласий. Но в итоге все участники партнерства пришли к единому мнению и выработали общие подходы. В ноябре из Минпромэнерго пришел, наконец, ответ, в котором говорится, что базовые положения модели рынка газа КРГ могут быть приняты за основу при рассмотрении правительством вопроса о структурных преобразованиях в сфере добычи и транспортировки природного газа и развития рынка газа.

Модель КРГ предусматривает постепенное реформирование газовой отрасли и создание свободного рынка газа. В течение длительного периода будут сосуществовать два сектора: регулируемый, доля которого будет постепенно снижаться, и свободный сектор, который должен скоро появиться, с последующим увеличением его доли (рис. 1). Эта модель – с эволюционным развитием свободного рынка газа – позволит избежать скачков цен и социальных потрясений. Наш девиз: «Без революций и потрясений». Конечно, еще предстоит детально проработать скорость изменения долей двух секторов, темпы роста цен в них (рис. 2), очередность перевода групп потребителей из регулируемого сектора в свободный. Мы предполагаем, что самыми последними будут переведены население, ЖКХ и бюджетные потребители.

К сожалению, надо заметить, что до сих пор в России нет серьезных исследований по последствиям перевода потребителей на природный газ со свободной ценой. Эти последствия зависят, в том числе, от мировой и внутренней конъюнктуры в ряде отраслей: электроэнергетики, газовой отрасли (а также от их взаимопроникновения), химической и азотной промышленности. И, конечно, от того, как будут складываться свободные цены на газ. С точки зрения потребительской ценности природный газ должен быть дороже угля и нефтепродуктов. Но окончательные выводы делать преждевременно, наша задача – во всем этом тщательно разобраться.

При плановой экономике прогнозировался и анализировался рост потребления природного газа. Сегодня, к сожалению, эти механизмы не работают. Покупатели газа бьются за прозрачность его ценообразования. Ведь доля топливной составляющей в себестоимости продукции для некоторых отраслей доходит до 40–50% (на тепловых электростанциях, например). Поэтому мы считаем, ключевым для КРГ должен быть взгляд на рынок газа не только глазами производителей (что в России до сих пор было основополагающим), но прежде всего потребителей. Если мы сегодня говорим об экспортной ориентированности Газпрома, то это, безусловно, борьба за потребителей на энергетических рынках Европы, АТР и Америки. Тем не менее до сих пор все отечественные общественные и отраслевые организации были ориентированы исключительно на производителя. Российского потребителя они практически игнорировали.

Приоритетом КРГ является также невмешательство во внутрикорпоративные дела Газпрома, так как его основной акционер – государство. Именно оно вправе решать дальнейшую судьбу Газпрома. В нашем представлении структурные преобразования в отрасли не должны быть обязательным условием для дальнейшего развития рынка газа. Наоборот, эти преобразования найдут свое логическое воплощение после развития рынка газа по модели КРГ. Именно такой подход одобрили и производители, и потребители, которые проявили большой интерес к будущему рынку газа. Тем не менее сегодня, когда идет работа по созданию в стране свободного рынка газа, проблема Газпрома, как монополиста, очень остра. По-прежнему распространены подходы, что в этих условиях либерализация рынка невозможна, и следует ориентироваться только на продолжение политики регулируемых цен, без какой-либо внятной перспективы получения адекватных ценовых сигналов. Одновременно высказываются мнения о возможности безусловного и быстрого перехода к свободным ценам на газ на внутреннем рынке. Участники НП КРГ считают, что необходимо отработать решения, которые смогут быть эффективными, по крайней мере, в переходный период. И в разработанной нами «Модели рынка газа» предложена программа развития всех основных направлений. В настоящее время мы детализируем решения в отношении каждого из этих направлений.

Сегодня, мы в этом уверены, в стране есть все объективные условия для создания биржевой торговли газом, через механизмы которой можно будет отработать доступ к газпромовской «трубе» независимых производителей. Сейчас этот доступ все понимают совершенно по-разному. Мы хотим досконально разобраться и с этим вопросом.

Реформа отрасли, конечно же, затронет интересы многих игроков на рынке газа. А кто они? Кроме монопольного игрока, непосредственно Газпрома, это – его акционеры. И, прежде всего, государство. Но здесь возникают весьма сложные отношения между государством-акционером и государством в лице регулирующих органов. Независимые производители – это только добытчики или же, из-за сложностей с доступом к «трубе», – еще и потенциальные переработчики газа, которые подумывают создать свою нефтехимию? Кроме природного газа, у независимых производителей может появиться и попутный нефтяной газ, а с ним что делать? Другие игроки – зарубежные и внутренние потребители, региональные органы власти (которые сейчас реформируются). Интересы госбюджета тоже сильно завязаны на газовую отрасль. И главное, в процессе ее реформы не должно пострадать население, тем более что государство декларирует свою социальную направленность.

Если власти одобрят наши подходы, то мы немедленно начнем разрабатывать детали этих подходов, правовые механизмы их реализации и так далее. В качестве самого первого, реального шага по созданию рынка газа КРГ предлагает разрешить Газпрому продать в 2005 г. 5 млрд м3 своей продукции на торговых площадках вместе с эквивалентным объемом независимых производителей. Этот шаг позволит, хотя бы приблизительно, узнать рыночную цену газа. При этом необходимо будет урегулировать вопросы по безусловной транспортировке проданных объемов газа до покупателей. Нужно отметить, что такой проект постановления неоднократно в течение последних двух лет вносился в государственные органы, но не получал поддержки. Если власти примут решение по биржевой торговле, то сразу возникнет необходимость срочной разработки целого комплекса сопутствующих рыночных элементов. Мы готовы к этой работе. Промедление здесь может иметь серьезные экономические последствия.

Негосударственное партнерство КРГ

НП КРГ было образовано в 2003 г., а в феврале 2004 г. прошло государственную регистрацию. Компании-учредители партнерства создали две равноправные палаты – покупателей и производителей. В палату покупателей вошли РАО «ЕЭС России», АО РКС, ЗАО «ФосАгроАГ», Северсталь, ЗАО «КЭС», Новолипецкий меткомбинат, Международный союз металлургов, Металлэнергофинанс, Торговый дом Мечел, Центр БЛАГОДАР, МХК Еврохим. В палату производителей – Газпром, НП «Российское газовое общество» (его членами являются, в том числе Итера и НОВАТЭК), ЛУКОЙЛ, ТНК-BP Менеджмент, ЮКОС РМ, СИБУР. В структуре НП КРГ действует Наблюдательный совет, более половины членов которого составляют представители законодательной и исполнительной власти. Важнейшим органом партнерства, разрабатывающим основные документы, является Экспертный комитет. Его председателем избран академик Анатолий Дмитриевский, директор Института проблем нефти и газа РАН. Основной задачей НП КРГ является разработка схем устойчивого и справедливого перехода к свободному рынку газа, учитывающему равные условия и защиту прав всех производителей и потребителей, и формулирование правил его функционирования.
 

Еще статьи на эту тему:
— Дави на газ
— Некоторые любят полиберальнее
— Газовый бизнес: риски и дивиденды
— Газовый консорциум рождается в муках
— Природный газ заменит нефть

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru