Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Декабрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Крест на ТЭК ставить рано

Как будет идти реформирование Топливно-энергетического комплекса страны? На вопросы «Мировой энергетики» отвечает заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей ШАРОНОВ.
Беседовала
Людмила МЕЩАНИНОВА
- Андрей Владимирович, как вы оцениваете ход электроэнергетической и газовой реформы, хотя последняя пока не началась?

– Да, газовая реформа пока не началась – так, как планировалось. Либерализация рынка акций Газпрома станет возможной после объединения этой компании с Роснефтью. Либерализация повысит ликвидность акций, приведет к росту капитализации Газпрома и всего фондового рынка. Отрицательный момент объединения Газпрома и Роснефти в том, что в данном случае мы к естественной монополии добавляем конкурентные виды деятельности. Классическая же модель реформирования естественных монополий велит нам прямо обратное. Это, скорее, промежуточный этап, после которого придется вернуться к вопросу разделения монопольных и конкурентных видов деятельности. К положительным моментам я бы отнес рост цен на газ – прежде всего потому, что это меняет отношение потребителей к расходованию топлива. Они понимают, что сжигать газ невыгодно, и начинают инвестировать в энергоэффективные технологии. Значит, уменьшится потребление газа и энергоемкость всей экономики. Вырастет привлекательность газовой отрасли для независимых инвесторов. Вкупе с жесткими, понятными правилами доступа к инфраструктуре это может привести к инвестиционному буму в отрасли, что необходимо на фоне трудностей Газпрома с привлечением инвестиций в необходимых объемах.

Реформа электроэнергетики движется – план действий правительства и РАО ЕЭС выполняется. К сожалению, мы пока не смогли определиться, например, с формами продажи акций оптовых генерирующих компаний (ОГК). Надеюсь, что рано или поздно правительство это сделает. В целом ход реформирования этой отрасли я бы оценил сдержанно-оптимистично.

– Опыт других стран показывает, что насильно разделенные компании через какое1то время начинают сливаться. Может, и сейчас разделение РАО ЕЭС – напрасная трата сил?

– Это все зависит от правил, которые мы установим. Обратное слияние может быть в принципе невозможно или невозможно в течение какого-то переходного периода, если установить жесткий антимонопольный контроль над подобными процессами. Мы должны понять, как заработает рынок с появлением независимых, или квази-независимых игроков до продажи ОГК, появится ли та конкуренция, которую мы ждали, как она повлияет на ценообразование и инвестиционную активность.

– Как вы оцениваете налоговую нагрузку на вполне рыночный сегмент экономики – нефтяную отрасль?

– Сегодня цель государства по максимальному изъятию доходов нефтяных компаний практически достигнута: с учетом экспортной пошлины и НДПИ, уровень которых жестко привязан к мировым ценам на нефть, эти изъятия приблизились к 95% при ее цене выше 25 долл. за баррель. Мы понимаем, что действующие принципы налогообложения тормозят структурные преобразования в отрасли (развитие добычи, увеличение глубины переработки сырья, экспорт продуктов с повышенной добавленной стоимостью). Я думаю, что власть придет к мысли о нецелесообразности дальнейшего увеличения налогового бремени в связи с двумя причинами: нефтяники нуждаются в инвестициях и, в первую очередь, в геологоразведку. И потом, их выручка – источник капитала для других отраслей.

Сегодня государство совместно с нефтяными компаниями пытается усовершенствовать систему налогообложения, в первую очередь, НДПИ. Дифференциация этого налога – вообще уже «вечная» тема. Понятно, что плоская ставка не стимулирует разработку «зрелых» и труднодоступных месторождений. Мы изучали опыт США, где довольно примитивная, но все-таки существует дифференциация ресурсного налога в зависимости от одного показателя – дебита скважин. Это позволяет так называемым «ведерным» компаниям работать на скважинах с небольшим дебитом и не забрасывать их. Но есть серьезные опасения, что если мы сделаем хотя бы два уровня НДПИ, то нас очень быстро убедят почти все компании, что они работают в плохих условиях и поэтому должны облагаться по низкой ставке. Произойдет прямое выпадение доходов из бюджета и потеряется главная идея дифференциации – отразить в налогообложении различный уровень издержек на добычу в зависимости от состояния месторождения, качества сырья. С другой стороны, на низкодебитных скважинах вполне могут работать предприятия малого бизнеса, у которых издержки с крупными компаниями несравнимы, и поэтому они не нуждаются в дифференциации налога. Вы видите, что есть аргументы «за» и «против».

– Можно ли говорить об экономическом росте в стране, если увеличение потребления нефтепродуктов на внутреннем рынке в последние годы стабильно держится на одном уровне (100–110 млн т)? За счет чего предполагается перейти к качественному росту экономики?

– Сегодняшний уровень потребления нефтепродуктов в стране можно объяснить рядом особенностей, и, в первую очередь, его географией. Это концентрация потребления светлых топлив в пяти городах Центральной части России (65%), мазута – в северной части страны, а также особенности работы российской промышленности и энергетики. Стабильный спрос на нефтепродукты вполне объясним. Вместе с тем экономический рост в стране будет обеспечен за счет развития качества спроса и культуры потребления не только нефтепродуктов, но и других энергоносителей. То есть государство проводит политику, направленную на внедрение энергосберегающих технологий и снижение энергоемкости экономики, которая в комплексе с другими мероприятиями приведет к более эффективному использованию ресурсов и, соответственно, к экономическому росту.

– Вы предлагаете ввести жесткие экологические нормы на автобензин. Насколько эта мера может стать действенной для нефтяных компаний в части модернизации НПЗ?

– Изношенное оборудование в нефтепереработке сегодня обеспечивает незначительный выход светлых топлив невысокого качества. Это не удовлетворяет растущий потребительский спрос, а также ограничивает возможности экспорта нефтепродуктов. Спрос на них при дальнейшем развитии экономики: он увеличится на светлое высококачественное топливо и значительно сократится на мазут. Существенным стимулом для инвестиций как в нефтепереработку, так и в машиностроение, я считаю, наряду с другими мерами, введение в России стандартов качества к двигателям внутреннего сгорания «Евро-3» и «Евро-4». Таким образом, собственник через спрос будет сам заинтересован в перевооружении НПЗ.

– На рынке нефтепродуктов есть все признаки ценового сговора. Почему нельзя его доказать и применить к нарушителям антимонопольное законодательство?

– Действительно его нельзя доказать. Сегодня применение закона о конкуренции и процессуального законодательства делает практически невозможным доказательство сговора. Вы должны представить либо протоколы или записи, подтверждающие сговор, либо чистосердечное признание, чего, естественно, нет. Сейчас готовится новый закон о конкуренции (он будет рассмотрен на одном из заседаний правительства в декабре), по которому доказать сговор будет проще. К компании, уличенной в этом, могут быть применены санкции не в размере нескольких тысяч МРОТ, как сейчас, а в процентах от оборота. Два–три процента от многомиллиардного годового оборота за одно нарушение будут очень болезненны и «помогут» компаниям удержаться от злоупотреблений в условиях непрозрачности рынка.

– А как вы относитесь к предложениям ввести госрегулирование цен на нефть? 

- С точки зрения Закона «О естественных монополиях», где регулирование экономически оправданно, удовлетворение спроса на рынке нефтепродуктов эффективно только в условиях конкуренции. Действительно, сегодняшний темп роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке не может не беспокоить. Однако мы не считаем правильным и необходимым вводить регулирование цен, которые растут из-за особенных внешних и внутренних условий развития нефтяной отрасли. У нефтяных компаний нет стимулов увеличивать глубину переработки.

Здесь задача государства сводится не к тому, чтобы директивно зафиксировать доходность нефтяных компаний на внутреннем рынке, а к созданию условий для здоровой конкуренции посредством экономических рычагов. В частности, одним из наиболее обсуждаемых вариантов стабилизации роста цен на внутреннем рынке нефтепродуктов являются биржевые торги нефтью и нефтепродуктами. В том числе и через эти механизмы должны быть оценены и предотвращены картельные сговоры.

– Какова позиция Минэкономразвития в отношении трансфертного ценообразования в нефтяных компаниях, их совместным с региональными властями схемам оптимизации налогообложения, которые все же увеличивают налоговую базу регионов?

– Трансфертная политика нефтяных компаний, их монопольное положение на региональных рынках приводят к выпадению значительных доходов консолидированного бюджета за счет искусственного снижения цены нефти на стадии ее реализации (передачи) добывающими структурами перерабатывающим, либо на экспорт. Это также занижает налог на прибыль, поступающий в региональные бюджеты. Перераспределение налоговой базы на сбытовые дочерние структуры, как правило, пользующиеся льготами, не компенсирует выпадающих доходов. Подобный механизм разрушает нормальные производственные отношения в отрасли и искажает пропорции распределения созданной стоимости между добывающими, перерабатывающими и реализующими продукт предприятиями. В России практически отсутствует рынок нефти, поскольку большинство ее продаж проходят в рамках ВИНК по заведомо заниженным ценам.

Законодатель пока допускает трансфертное ценообразование, являющееся обычной практикой в работе ВИНК. Такова их стратегия, направленная на распределение центров прибыли и затрат. На наш взгляд, необходимо реформировать механизмы государственного контроля цен, которые устанавливают компании. Сейчас разрабатывается проект федерального закона в изменение и дополнение статей 20 и 40 Налогового кодекса, который должен снизить возможности применения трансфертного ценообразования.

– У налогоплательщика есть и другие способы оптимизации налогов в рамках действующего законодательства, с которыми государство начало борьбу раньше. Как скоро появятся конкретные определения, что можно и чего нельзя?

– Возможности оптимизации налогов действительно есть. Эти недостатки законодательства позволяют крупнейшим налогоплательщикам снижать обязательные платежи в бюджетную систему страны путем сознательного сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, искажения бухгалтерской и налоговой отчетности, использования противоречий и недоработок нормативных законодательных актов, законно установленных льгот, отсрочек или иных налоговых послаблений. Безусловно, у налогоплательщика есть конституционное право выбрать наиболее выгодные для него формы предпринимательской деятельности. Пробелы в законодательстве позволяют ему оспаривать в арбитражных судах действия и решения налоговых органов, основываясь на п.7 ст.3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства толкуются в его пользу. Таким образом, нужно учитывать и сложившуюся арбитражную практику, мониторинг деятельности налогоплательщика, чтобы внести в законодательство изменения, позволяющие отменить необоснованные льготы. Этому, в том числе, было посвящено заседание правительства РФ 30 сентября 2004 г., по итогам которого Минэкономразвития совместно с Минфином разработали перечень мер по совершенствованию налогового администрирования.

– Как Минэкономразвития относится к предложению потратить доходы стабилизационного фонда, сверх неприкасаемых 500 млрд руб., на структурные проекты? Считаете ли вы казначейские обязательства США, в которые вложены накопления стабфонда под 1,5%, надежным вложением?

– Поскольку основной задачей стабилизационного фонда является стабильность бюджетной системы, приоритетом инвестирования является высокая ликвидность и надежность вложений. Это в свою очередь предполагает низкую доходность, поскольку доходность и надежность вложений – обратно пропорциональные величины. Не надо рассматривать казначейские обязательства США как единственно возможный объект инвестирования – средства стабфонда могут инвестироваться в долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств ряда иностранных государств, имеющих высший кредитный рейтинг. «Деньги, принесенные ветром» нужно вкладывать, прежде всего, в активы тех стран, которые гораздо лучше себя чувствуют при низких ценах на нефть с расчетом на то, что с ухудшением ценовой конъюнктуры экономика этих стран не ослабеет.

Средства сверх 500 млрд руб. пойдут в конкретные инвестиционные проекты только после нормативно-правового определения механизма предоставления средств и критериев отбора проектов, который должен быть абсолютно прозрачен и понятен. Наверняка появится много агитаторов, убеждающих правительство в необходимости очередной «стройки века» – в надежде получить огромные средства стабфонда и закопать их.

Проекты должны быть с высоким мультипликативным эффектом, когда за рублем государственных инвестиций последует, например, 10 частных рублей: строительство автодорог, трубопроводов, портов и аэропортов.

В 2005 г. средства сверх 500 млрд руб. предполагается использовать на погашение внешнего долга (168 млрд руб.) и покрытие дефицита пенсионного фонда (74 млрд руб.) Это при том, что с 2006 г. за счет средств стабилизационного фонда покрытие дефицита пенсионного фонда не планируется.

С 2006 г. финансирование инвестиционных проектов предполагается за счет доходов федерального бюджета от повышения базовой цены на нефть от 21 долл./барр. и экономии по процентным платежам при досрочном погашении – всего, по прогнозам, это составит не менее 60 млрд руб. ежегодно.

– Определило ли правительство, по каким схемам будут привлекаться частные инвестиции к строительству трубопроводов?

– Пока есть только дискуссии, в которых участвуют различные ведомства. Официальной консолидированной позиции Минэкономразвития тоже нет. Я лично считаю возможным строительство магистральных нефте- и газопроводов за счет частных вложений: это дополнительные инвестиции. Существуют опасения, что по частной трубе бесконтрольно из страны будут выкачиваться стратегические ресурсы. Однако существуют методы таможенно-тарифного, антимонопольного регулирования, которые позволят государству регулировать движение ресурсов даже без его прямого права собственности на данный актив. Плюсов от использования частных инвестиций в таких инфраструктурных проектах больше, чем минусов, вызванных рисками.

– Если у нас пока не получается развивать высокотехнологичные отрасли, может, лучше вкладывать в сырьевые, чтобы хотя бы эффективнее выкачивать ресурсы?

– Это абсолютно не противоречащие друг другу стратегии. Рано ставить крест на нас. Есть высокотехнологичные, перспективные отрасли, где мы можем конкурировать. И совершенно не надо отказываться от сырьевого сектора – от курицы, которая несет золотые яйца. Но при этом необходимо понимать, что пределы его роста ограничены, и он очень подвержен конъюнктуре. А мы не можем формировать львиную долю своего бюджета только за счет рынка, который может сжаться вдвое за два года.
 

Еще статьи на эту тему:
— Брак по расчету

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru