|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Что ждет отечественный ТЭК в 2005 году?
Эксперты дают прогноз: что ждет отечественный топливно-энергетический комплекс в 2005 году
Нефть и газ подешевеют
Артем ТРОИЦКИЙ,
Анализируя ожидаемые результаты функционирования ТЭК в 2004 г., можно
предварительно оценить их как весьма высокие. Производство первичных ТЭР
возрастет за год на 4,8%, главным образом за счет увеличения добычи нефти с
421,4 до почти 459 млн т (на 8,9%). Многоводный год позволит также увеличить
производство электроэнергии гидростанциями со 157,2 до 176 млрд кВт.ч (на 12%).
При этом из 77 млн т у.т. прироста производства первичных ТЭР увеличение их
потребления внутри страны составит лишь 29 млн т. То есть с ростом в 2004 г.
всего на 3,1%, при ожидаемом увеличении ВВП на 6,8–6,9%. Это позволит более
половины прироста ВВП осуществить за счет снижения удельной энергоемкости
экономики, которая уменьшится за год на 3,7–3,8 процента.главный аналитик Института энергетической стратегии Минпромэнерго Прогнозируя развитие ТЭК в 2005 г., необходимо учитывать высокую вероятность значительного изменения сложившейся в 2004 г. благоприятной глобальной экономической конъюнктуры. В частности, выполненный нами анализ показал закономерность ожидания значительного спада в 2005 г. (и в нескольких последующих годах) мировых цен на нефть и газ. Исходя из этого, есть основания прогнозировать, что в 2005 г. прирост добычи нефти существенно сократится, а в последующие годы может даже стабилизироваться. Правда, на достаточно высоком уровне, около 500 млн т в год, как это и было предусмотрено Энергетической стратегией России на период до 2020 г. Вообще, по нашему мнению, нельзя рассматривать прогнозные оценки развития ТЭК в 2005 г. вне контекста стратегической перспективы, сформированной в этом программном документе. Вызывает тревогу, в частности, тот факт, что предусмотренная в Энергетической стратегии трансформация структуры топливно-энергетического баланса страны в направлении повышения доли угля за счет снижения гипертрофированно высокой доли газа практически не реализуется. Наоборот, доля угля в потреблении первичных ТЭР в 2004 г. оценивается на уровне 16,4% вместо 18 – в 2000 г., а доля газа – на уровне 52,5% вместо 51. Аналогичная тенденция прослеживается и в прогнозе на 2005 г. Однако в связи с необходимостью освоения новых, дорогих месторождений газа потребуется резкий рост инвестиций и, как следствие, адекватный рост цен на газ. Тем не менее, рост инвестиций в газовую промышленность по-прежнему сдерживается низкими внутренними ценами на газ, регулируемыми государством. Они и в 2004 г. остаются, в пересчете на условное топливо, на 10% ниже, чем цены на уголь (обладающий более низкими потребительскими качествами). В совокупности это угрожает энергетической безопасности страны, поскольку может разбалансировать спрос и предложение газа при неготовности потребителей к замене газа углем. Исправить положение может и должно государство, путем более быстрого роста регулируемых цен и инвестиционного потенциала в газовой промышленности. В целом же в 2005 г. можно ожидать роста производства первичных ТЭР примерно на 2,5% при увеличении внутреннего их потребления на 2,0%, росте экспорта ТЭР на 3% при прогнозируемом приросте ВВП на 5,5–6 процентов. Реструктуризация РАО ЕЭС продолжится
Вячеслав ВОРОНИН,
Перспективы развития российской энергетики, в первую очередь, связаны с пуском в
эксплуатацию новых станций, основанных на современных технологиях. В ноябре 2004
г. РАО «ЕЭС России» запустило 3-й агрегат Бурейской ГЭС, в конце декабря
планируется ввести в опытно-промышленную эксплуатацию два блока Сочинской ТЭС
общей мощностью 79 МВт. При сооружении Сочинской ТЭС использованы современные
парогазовые технологии, имеющие существенные экономические и экологические
преимущества перед другими проектами. В состав одного энергоблока входит
газотурбинная установка фирмы ALSTOM, котел-утилизатор производства ОАО «ЗИОМАР»
и паротурбинная установка Калужского завода.член правления РАО «ЕЭС России», руководитель Бизнес-единицы «Сервис» Мы уверены, что и в 2005 г. эта тенденция сохранится. Впереди – завершение строительства еще трех агрегатов Бурейской ГЭС. К приоритетным генерирующим объектам относится также Калининградская ТЭЦ-2, первый парогазовый блок которой планируется ввести в ноябре 2005 г. Строительство станции имеет особое значение для обеспечения энергетической безопасности Калининградского анклава. В 2005 г. начнутся основные работы по строительству первого блока мощностью 325 МВт Ивановских ПГУ на площадке Ивановской ГРЭС. Реализация проекта позволит отработать новые технические решения по блоку ПГУ325 с отечественными газовыми турбинами мощностью 110 МВт и совершенствовать головные блоки ПГУ-325 с целью серийного тиражирования проекта для технического перевооружения электростанций России. Ввод энергоблока №1 планируется в 2007 году. Одним из приоритетных направлений реструктуризации РАО «ЕЭС России» остается реформирование научно-проектного комплекса энергетики. В 2005 г. в этой части перед холдингом стоит несколько задач. Во-первых, будет продолжено финансовое оздоровление научно-технических центров, позволяющее повысить качество выполняемых работ, что в свою очередь позволит повысить конкурентность в условиях современного рынка. Повышение качества проектирования достигается за счет комплексного автоматизированного проектирования, внедрения информационных технологий на предприятиях, международной системы качества ИСО 9000. Приоритетными задачами деятельности научно-технических центров энергетики на 2005 г. являются: ● увеличение доли заказов «под ключ»; ● поиск возможных стратегических инвесторов с условиями сохранения профиля предприятий с целью создания конкурентного рынка услуг в области ПИР, НИОКР и инжиниринга для предприятий энергетики; ● снижение аффилированности предприятий НПК с РАО «ЕЭС России». Необходимо отметить, что последняя задача стоит и перед ремонтно-сервисными компаниями. В 2005 г. планируется завершить процесс снижения аффилированности ремонтно-сервисных компаний, созданных на базе ремонтных видов деятельности АО-энерго и АО-электростанций. Это должно развить конкурентные отношения в ремонтном производстве и тем самым повысить эффективность основного бизнеса энергокомпаний – за счет снижения издержек на ремонты, повышения качества и сокращения сроков ремонта и др. Основываясь на относительно небольшом опыте по снижению аффилированности ОАО «Электросетьстрой Липецкэнерго», предстоит определиться с позицией РАО «ЕЭС России» относительно снижения аффилированности ремонтных компаний, специализирующихся на ремонтных работах в электрических сетях. Инвестиций будет меньше
Виктор БАРАНОВ,
Очередное увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для
газодобывающих предприятий сделает невозможным рост производства газа
компаниями, не входящими в структуру Газпрома. Как известно, с 1 января 2004 г.
НДПИ на газ увеличился в 2,5 раза. С начала 2005 г. ожидается его новое
повышение на 26% – с нынешних 107 до 135 руб./тыс. м3. Эта мера, по замыслу
Минфина, должна компенсировать бюджету снижение доходов в 40 млрд руб. в связи с
передачей «энергетического» НДС в распоряжение ряда стран ближнего зарубежья.президент Союзгаза По оценке специалистов Союзгаза, при повышении НДПИ на 26% объем инвестиций в развитие газодобычи снизится почти наполовину. Это означает, что предприятия, которые не входят в Газпром и поставляют природный газ только на внутренний рынок, будут вынуждены отказаться от своих планов по увеличению добычи. Сегодня независимые газодобывающие компании обеспечивают 22% рынка газа внутри России, осуществляя поставки в Тюменскую, Курганскую и Свердловскую области. Под угрозой срыва окажется выполнение принятой правительством Энергетической стратегии развития России до 2020 г., по которой практически весь прирост газодобычи в ближайшие два десятилетия должен быть обеспечен независимыми производителями. Стабильность развития стратегически важной отрасли экономики крайне опасно ставить в зависимость от выпадающих доходов бюджета. Эффективнее было бы сосредоточить усилия на выработке программы развития газовой отрасли и скорейшем ее реформировании, а не ограничиваться лишь мерами фискального характера с негативными последствиями для всего российского газового сообщества. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»
Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г. |