Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Ноябрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Нельзя отпускать нефть в свободный "полет"

Цены на нефть достигли наивысших показателей за последние 20 лет. Это обстоятельство привлекает к себе внимание еще и потому, что выросли они в тот период года, когда традиционно происходит их спад. И это не просто конъюнктурное явление, а структурное урегулирование основ рынка.
Карлос Мендоса ПОТТЕЛЛA,
Чрезвычайный и Полномочный Посол Венесуэлы в России
Несколько месяцев назад подобная тенденция еще не была очевидной: на II квартал 2004 г. страны-члены ОПЕК прогнозировали падение цен. По этой причине строго соблюдались установленные объемы добычи нефти. Более того, были запланированы экстренные заседания по поводу еще большего их снижения.

Так поступал ОПЕК и в предыдущие годы, в частности, в конце 90-х, когда несоблюдение квот некоторыми членами ОПЕК, в том числе Венесуэлой, Саудовской Аравией и Арабскими Эмиратами, спровоцировало обвал цен до 10 долл. за баррель.

В результате принятых коллективных мер ситуация на мировом нефтяном рынке на протяжении последних пяти лет была особенно устойчивой. Этому способствовал и строгий контроль со стороны ОПЕК за возможными колебаниями спроса в зависимости от сезона или же по другим причинам, а также за предложением с целью сохранения заранее оговоренного коридора цен от 22 до 28 долл. за баррель.

Меры по достижению стабильности на рынке были одобрены Россией – постоянной участницей заседаний ОПЕК. В рамках таких встреч происходил конструктивный обмен мнениями, позволивший укрепить сотрудничество между странами, входящими в картель, и поставщиками, не являющимися членами ОПЕК, в частности, Норвегией, Мексикой и Российской Федерацией.

Результаты такого сотрудничества были очень выгодными для наших стран, и существующие в России на данный момент показатели роста ВВП в значительной степени определяются увеличением доходов от продажи нефти.

Однако необходимо внести некоторые уточнения во избежание ряда бытующих заблуждений. Среди отдельных участников рынка, в особенности представляющих экономический сектор, заинтересованный в постоянном росте активности нефтяной промышленности, сформировалось устойчивое мнение, что мы должны снять все ограничения на добычу нефти и ориентироваться на открытую конкуренцию для завоевания большей доли рынка. Например, Россия и Венесуэла являются теми немногими странами, которые в состоянии увеличить добычу нефти в краткосрочной и среднесрочной перспективе. В обоих государствах существуют определенные рыночные секторы, оказывающие в этом плане давление и готовые пожертвовать ценой ради увеличения объемов продаж.

С моей точки зрения, представители этих секторов рынка навязывают ложные представления о том, будто увеличение добычи нефти компенсирует падение уровня цен. На самом деле их заботят не цены, так как речь идет об операторах рынка – компаниях по сбыту, перевозке, хранению, поставке оборудования, технологий и оказанию разного рода услуг, которые получают оплату независимо от уровня цен и объемов производимых работ.

В этом случае создается впечатление, что уровень цен входит в интересы государства. Госсектор заинтересован максимизировать доход от добычи нефти, в то время как объемы ее добычи представляют интерес для широкого круга предпринимателей, связанных со всеми производственными сферами.

Это различие в интересах должно быть максимально сбалансированным, что является довольно сложной политической, экономической и социальной задачей. Необходимо очень четко определить точки соприкосновения общественных и частных интересов в каждой стране.

В первую очередь, мы имеем дело с нефтяным рынком, который, несмотря на все прогнозы, составленные в последние два десятилетия, продолжает постепенно расширяться. При этом предложение неизменно концентрируется на ряде стран с относительной перспективой роста. Все прогнозы 70-х годов о быстрой замене нефти как базового источника энергии были перечеркнуты реальным положением дел. Это можно видеть на примере политики ожиданий, которой последовал основной мировой потребитель нефти – США. В действительности, энергетический план того времени, принятый Джорджем Бушем-старшим, президентом самой нефтеориентированной из всех американских администраций, основывался на признании того, что в ближайшие 20 лет не будет экономически выгодной альтернативы нефти. Притом, что ежегодно вкладываются миллиарды долларов в исследования, направленные на разработку автомобилей с fuel cells, работающих на водородном топливе и автомобилей-гибридов. Из этого следует, что США должны были обеспечить себе гарантируемый доступ к источникам поставок нефти, где бы они ни находились: в резервациях дикой флоры и фауны, на Аляске, в Венесуэле, России, Казахстане или же, как мы тому стали свидетелями, в Ираке.

Проблемы с поставками у самого крупного мирового потребителя нефти начинаются с национальной нефтяной промышленности, которая находится на стадии очевидного спада и растущей себестоимости, а предложение с каждым днем все больше фокусируется на странах-членах ОПЕК и России. Находящиеся на стадии разработки значительные запасы в Каспийском море, нефть которых, однако, характеризуется большим содержанием кислот, не могут компенсировать уменьшение объемов добычи, с которым столкнутся в Северном море Норвегия и Великобритания. Не смогут разрешить эту ситуацию глубокие и дорогостоящие месторождения на шельфе в Гвинейском заливе.

Застой производства и возможный его спад в таких странах, как Мексика, и даже в государствах-членах ОПЕК (Индонезия, Алжир и Ливия) еще больше усложняют ситуацию с предложением на мировом рынке.

Как уже было сказано, Венесуэла и Россия еще в состоянии увеличить нефтедобычу, но, конечно, не до того уровня, как это могли бы сделать Саудовская Аравия, Иран и Ирак. Китай и Япония ведут жесткую конкурентную борьбу за российские нефтепроводы. Обе страны являются лидерами по увеличению спроса на нефть. Есть также государства, которые предлагают строительство гигантских нефтепроводов Сибирь–Мурманск, чтобы пустить российскую нефть через Атлантический океан в направлении США.

Именно в этой области возможны реальный диалог и сотрудничество между нашими странами. Беспорядочное увеличение объемов добычи может привести, как это произошло в 1997–1998 гг., к обвалу цен и, естественно, снижению доходов от продажи нефти. А они составляют подавляющую часть поступлений в государственный бюджет, как России, так и Венесуэлы. В этом смысле опыт ОПЕК неоценим.

Россия и Венесуэла разделяют ответственность за поддержание этой стабильности и должны координировать рост нефтяной промышленности обеих стран для достижения максимальной рентабельности. Максимизировать доход от продажи невосполнимого для государства богатства и не возобновляемого природного ресурса, использование которого и дальше будет осуществляться в массовом количестве, по крайней мере, в течение еще двух или трех десятилетий.

Между нашими странами существуют и другие варианты сотрудничества в сфере энергетики. Россия и Венесуэла – старейшие поставщики нефти, поэтому имеют дело с уже зрелой промышленностью и угасающими месторождениями, нуждающимися в искусственном стимулировании: закачке газа, пара и т.д. Оба государства имеют десятки тысяч законсервированных нефтяных месторождений, эксплуатация которых может быть возобновлена при использовании новых технологий. Обе страны готовы вести переговоры по обмену богатым опытом в этой области.

Россия и Венесуэла обладают месторождениями тяжелой и сверхтяжелой нефти, разработка которых до сегодняшнего дня не проводилась ввиду высокой стоимости переработки такой нефти на НПЗ. Однако с помощью новейших технологий и совершенствования процесса добычи подобные месторождения могут стать дополнительными источниками конвенциональной нефти. Российский опыт в эксплуатации месторождений тяжелой нефти, в частности, в Башкортостане, может быть полезным для проведения аналогичных действий на месторождениях в Венесуэле. Но для того чтобы эти возможности стали реальностью, необходимо поддерживать такой уровень цен, который сделал бы экономически выгодным их осуществление.

Россия является ведущим экспортером и крупнейшим мировым поставщиком природного газа. Здесь функционирует самое большое количество газопроводов национального и международного масштаба, следовательно, накоплен большой опыт по их строительству. В Венесуэле тоже высокими темпами развивается газовая промышленность, открываются тендеры на уже подтвержденные месторождения газа, которые начнут разрабатывать компании с международным капиталом. Существует и план прокладки магистральных газопроводов для полной газификации основных городов страны.

Нам есть, что позаимствовать друг у друга. Заинтересованное сотрудничество, детальная проработка потенциальных проектов определят новые возможности для инвестирования и сотрудничества на благо обеих наций.
 

Еще статьи на эту тему:

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru