Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Ноябрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Партнерство с оговорками

Нюансы отношений России и ОПЕК (смесь уважения и подозрительности) можно выразить одним емким словом – «желание». Только в отличие от четко выраженного желания ОПЕК к «более тесному сотрудничеству» и регулированию экспорта нефти, желания России достаточно противоречивы.
Игорь ТОЛСТОШЕИН,
Соорганизатор информационного центра ОПЕК в России
Известно ли им, что мы НЕ ЖЕЛАЕМ сокращать экспорт? Ко всем остальным предложениям ОПЕК российские производители (за исключением жестко ориентированного на США ЮКОСа) готовы отнестись с пониманием. Безусловная выгода для отечественных потребителей нефти и нефтепродуктов очевидна: заградительные пошлины на вывоз нефти не сокращают добычу, как любят утверждать противники «более тесных отношений», а насыщают внутренний рынок. Преступное безразличие энергетических чиновников к потребителям внутреннего рынка, безусловно, отразится на замедлении темпов экономического развития и бумерангом вернется к ним же, но уже в форме жестких, а возможно, и жестоких президентских оргвыводов. Неспособность эффективного управления – постоянная беда (или отговорка?) энергетиков. Четко прослеживается желание российских нефтедобывающих компаний в создании совместных предприятий с государственными компаниями стран-членов ОПЕК.

Членство в ОПЕК, пусть даже формальное, дает возможность привлекать деньги на создание государственного нефтяного резерва. При этом миф о жестоком соблюдении квот на добычу – всего лишь миф, пример Нигерии или Саудовской Аравии это подтверждает. Достойна внимания и терпеливо-выжидательная позиция ОПЕК по отношению к России. Проблема в том, что с момента получения статуса наблюдателя вояжи в Вену превратились в своего рода турпоездки за чужой счет для российских чиновников и представителей приближенных к ним компаний.

Неповоротливость всего административного механизма, его косность, препятствуют зарабатыванию денег, столь необходимых для улучшения качества жизни, о котором регулярно напоминает президент Российской Федерации Владимир Путин.

Фактически, все действия чиновников от энергетики – это прямое неподчинение решениям главы государства, так как конкретные преимущества, извлекаемые Россией за счет высочайших цен на нефть, нивелируются стремлением заработать деньги на внутреннем потребителе. Усилия Антимонопольного комитета здесь явно недостаточны. А на ценах топлива базируются не только стоимость тепла, но и стоимость зерна и всего прочего.

Безусловно, ответственность за рост цен на нефть внутри страны, никуда не годное экономическое планирование лежит, прежде всего, на Минэкономразвитии.

Наша страна переросла неуправляемую демократию, о чем бы ни шептались по кухням. Наша страна переросла неуправляемую либерализацию, о чем бы ни говорили в Минэкономразвитии, и идет устойчивым курсом к государственному регулированию основных стратегических источников пополнения бюджета. Вызовы, которые бросает нам новое тысячелетие – в том числе и вызовы энергетические. Жизненно важно оперативно принимать решения, предугадывая рост или падение цен на рынке жидких углеводородов, и, умело используя информацию, влиять на них. Этого можно добиться не только политическими, но и экономическими рычагами. Но, постоянно твердя о невозможности экономически влиять на объемы экспорта, в Минэкономразвитии либо лукавят, либо все ближе подталкивают нас к политическим решениям.

Участие России в ОПЕК, как и формирование Евразийского газового альянса – это не только возможность обмена угрозами в ответ на экономические преференции (типа пресловутой поправки Джексона Венека). Это, прежде всего, обеспечение экономических интересов государства. Никто в Королевстве Саудовской Аравии не оспаривает целесообразности участия своей страны в ОПЕК, экономика Эр-Рияда в огромной мере зависит от нефтеэкспорта. В неменьшей степени зависит от него и Россия. Давно понятно, что геополитическими партнерами России являются государства Евразии, финансовыми донорами могут выступать нефть и нефтеэкспортеры. Величина привлекаемых инвестиций со стороны государств-производителей нефти, в основном из зоны Персидского залива, может соответствовать одной трети выводимых из США инвестиций (в 2002–2003 гг. экономика США недополучила примерно 400 млрд долл.). Такой финансовый приток позволил бы перейти к энергоэффективной экономике, основанной и на использовании новых видов топлива.
 

Еще статьи на эту тему:

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru