Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Ноябрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Сколько можно качать?

К 2025 г. в России почти полностью будут исчерпаны разведанные запасы нефти и газа. Уже после 2005 г. мы можем столкнуться с масштабным дефицитом большинства основных полезных ископаемых. Кто-то над этим задумывается?

Евгений КОЗЛОВСКИЙ,
вице-президент РАЕН, д.т.н., профессор

Специалисты в области минерально-сырьевых ресурсов пришли к выводу, что в XXI в. продолжится интенсивный рост потребления практически всех видов минерального сырья. Только в предстоящие 50 лет мировое потребление нефти увеличится в 2–2,2 раза, природного газа – в 3–3,2 раза. При этом считается, что объем горно-добычных работ увеличится более чем в 5 раз, главным образом за счет эксплуатации новых месторождений, разведанных в пределах континентальной суши. Такова мировая тенденция.

В конце XX в. Россия оказалась в сложнейшем политическом, экономическом и социальном положении. Экономику страны выручил созданный в советское время задел ресурсов почти по всем видам минерального сырья, который и сейчас продолжает сохранять фундаментальное значение для народного хозяйства. Около 40% фондов промышленных предприятий и 13% балансовой стоимости основных фондов экономики России сосредоточено именно в недропользовании, а добывающими и геологоразведочными отраслями обеспечивается не менее 33% ВВП и около 70% объема экспорта страны.

Структура топливно-энергетического баланса России резко отличается от структур других стран в худшую сторону, а это не может не сказаться на будущей экономической перспективе.

Большие разведанные запасы природного газа, сконцентрированные в основном на крупных и уникальных месторождениях, позволяют рассчитывать на преимущественное развитие газовой промышленности. Но не следует забывать, что основные месторождения газа переходят в режим падающей добычи.

Сложилось трудное положение в нефтедобывающей промышленности: свыше 70% запасов нефтяных компаний находится на грани рентабельности. Если десять лет назад доля вовлеченных в разработку запасов с дебитом скважин 25 т/сут составляла 55%, то сейчас такую долю составляют запасы с дебитами скважин до 10 т/сутки. Запасы нефти высокопродуктивных месторождений, дающих около 60% добычи, выработаны более чем на 50%. Доля запасов с выработанностью свыше 80% превышает 25%, а доля с обводненностью в 70% составляет свыше трети разрабатываемых запасов. Продолжают расти трудноизвлекаемые запасы, доля которых уже достигла 55–60% от разрабатываемых.

Нынешние проблемы угольной отрасли порождены недооценкой ее роли в народнохозяйственном комплексе страны: освоение этих ресурсов осуществляется темпами, не соответствующими их потенциалу. Приходится констатировать, что прогнозируемое развитие атомной энергетики на первую половину XXI в. сбалансировано с имеющейся сырьевой базой урана только на первую четверть столетия, т.е. до 2025 г. Дальнейшее поддержание и развитие атомной энергетики потребует производства урана из новых, еще не открытых месторождений.

В России со всей остротой встала проблема воссоздания стратегических запасов.

В целом состояние базы минерально-сырьевого комплекса вызывает глубокую тревогу по следующим причинам:
1. В СССР с 1960-х до начала 90-х годов эффективность энергопотребления повышалась до 9 т условного топлива на человека в год при ВВП на душу населения, превышающем 15 тыс. долл., что соответствовало тогда уровню развитых стран. За последние 14 лет эти показатели в России уменьшились более чем вдвое, в то время как в высокоразвитых странах производство ВВП на душу населения достигло 30 тыс. долл. при том же уровне потребления энергетических ресурсов, что и в России.
2. Расчеты показывают, что для того, чтобы переломить тенденцию падения добычи углеводородного сырья, требуется освоить месторождения, содержащие 3,5 трлн м3 газа и 4,5 млрд т нефти. Для обеспечения роста добычи только нефти в ближайшем пятилетии потребуется от 9 до 22 млрд долл. при условии, что это будет происходить в старых нефтедобывающих районах.
3. Следует признать, что в стране искажены ценовые соотношения на взаимозаменяемые энергоресурсы, а это привело к деформации структуры спроса с чрезмерной ориентацией его на газ и со снижением конкурентоспособности угля.
4. Из-за резкого снижения объемов геологоразведочных работ уровни добычи полезных ископаемых не компенсируются приростом запасов, особенно остро это проявлялось на добывающих предприятиях в основных горнопромышленных районах. А это, как известно, не может не повлиять на базовые отрасли экономики и экономическую безопасность страны. За десять лет восполнение извлекаемых из недр запасов минерально-сырьевых ресурсов составило по нефти – 73%, газу – 47 процентов.
5 Объемы добычи полезных ископаемых в России за этот же период существенно снизились: газа – на 7–17%, нефти, угля, урана – на 20–35 процентов.
6. Особо отмечу роль экспорта в экономике страны. За рубежи России вывозится 45 и 33% добываемых в стране нефти и газа, 34% – нефтепродуктов от общего объема, производимого в стране. Значительная часть продукции экспортируется в сыром виде, все более приближая экономику России к экспортно-сырьевой модели.

Несмотря на эти тенденции, правительство, как известно, одобрило энергетическую стратегию России до 2020 г., поставив задачу увеличить добычу нефти в 2020 г. до 520 млн т (оптимистичный вариант), газа – до 680–730 млрд м3. Предусматривается строительство нефтепровода Тайшет–Находка (50 млн т в год) с ответвлением на Дацин (Китай) и пропускной способностью до 80 млн т в год, строительство нефтепровода из Сургута в северо-западном направлении и ряд других проектов, уже увеличилась пропускная способность Балтийской трубопроводной системы до 50 млн т в год. Возникает вопрос: кто-то задумывается над состоянием запасов в стране? Возможны ли эти проекты при нижайшем уровне геологических исследований и воспроизводства? Насколько учтены перспективы развития Дальневосточного региона, его потребность в нефти и газе?

Неправильно рассматривать энергетическую стратегию и минерально-сырьевой комплекс в отрыве от политической и экономической стратегии развития государства. Но до сих пор мы не знаем целей правительства: какое государство мы строим, по каким экономическим параметрам? С начала реформ ни разу не разрабатывался энергетический баланс страны на перспективу.

Госсовет РФ два года назад создал рабочую группу по минерально-сырьевой политике. Были определены следующие принципы недропользования:
  • управление развитием и использованием минерально-сырьевого комплекса страны в соответствии с долгосрочной государственной стратегией, среднесрочными и текущими программами изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы, на основе долгосрочного (25–50 лет) прогнозирования потребления основных видов сырья;
  • формирование балансов их потребления и производства;
  • совершенствование налогового законодательства, справедливое распределение индивидуальной ренты каждого месторождения между государством и недропользователем (налоговое зонирование территории, специальное налоговое законодательство для минерально-сырьевого комплекса России);
  • разработка комплекса внешнеполитических, экономических мер и создание условий для доступа российских компаний к недрам государств-производителей минерального сырья, прежде всего имеющих задолженность перед Россией.

    Этот документ отвечал на весь комплекс вопросов: что происходит, что и когда следует сделать, какие законы принять. Мы считали, что он должен стать платформой минерально-сырьевой политики президента и правительства, отвечающей интересам народа. Однако правительство, дорабатывая этот документ, настолько его упростило, что он не представляет практического интереса.

    Для экономических перспектив страны всегда была важна общенациональная система управления геологическими исследованиями ее территории. Разрушение государственной геологической службы привело к тому, что за последние годы геологоразведочные работы сократились в три раза. Если не будет наведен порядок в финансировании геологоразведочных работ, то в 2005 г. они сократятся еще как минимум на 30% от уровня 1997 г., а это приведет к снижению прироста запасов до 40 процентов.

    Продолжающийся спад производства минеральных ресурсов и продуктов их переработки, ухудшение сырьевых баз действующих предприятий, ожидаемое выбытие добывающих мощностей в 2005–2010 гг. чреваты дальнейшими разрушительными последствиями для всей экономики. До 2025 г. произойдет почти полное исчерпание разведанных запасов нефти и газа.

    Как следует из прогнозов, Россия после 2005 г. может столкнуться с масштабным дефицитом рентабельных запасов большинства основных полезных ископаемых.

    Опыт освоения территорий России показывает, что для подготовки ресурсной базы в объемах, рентабельных для промышленного освоения, требуется 10–15 лет и значительные средства. Современная ресурсная база даже в освоенных районах имеет сложную структуру, и при действующей налоговой системе не менее 50% подготовленных запасов оказываются нерентабельными для промышленного освоения.

    Усугубляет и без того сложную ситуацию неблагоприятное размещение запасов по регионам. Необходимо создать полную картографическую базу для проведения дальнейших поисково-разведочных работ. К настоящему времени содержимое недр только 20% территории страны отражено государственными геологическими картами масштаба 1:200 000, отвечающими современным требованиям, 55% нуждается в геологическом доизучении, а 25% – в выполнении всего современного комплекса работ по картированию. Таким образом, для создания геологической основы развития сырьевой базы (это касается всех видов сырья) в период 2005–2015 гг. около 30% всей территории страны должно быть доизучено! А это не такая простая задача.

    Необходимо также упорядочить управление геологоразведочным процессом. Прошедшее время показало несостоятельность преобразований в геологии, что привело к потере кадров, технической вооруженности и, как результат, разгрому системы изучения недр. С августа 1992 г. началась массовая и бесконтрольная выдача лицензий действующим предприятиям, имеющим право на разработку месторождений до выхода Закона РФ «О недрах». Практически за бесценок были переданы крупнейшие месторождения. При этом иностранцы прямо или скрыто приняли активное участие в разграблении наших недр.

    Новые законодательные и правовые акты недропользования не создали условий ни для нормальной работы добывающих предприятий, ни для освоения открытых ранее месторождений, ни для проведения геологоразведочных работ.

    Известно, что за рубежом проблема воспроизводства минерально-сырьевой базы решается с помощью долевого участия государства в финансировании программ поисковых и даже геологоразведочных работ. Такой долевой вклад в Австралии составляет 30–40%, Великобритании – 33–35, Канаде – 38–40, США – 50–70, Японии – 75–80 процентов.

    Можно считать, что к началу 2003 г. Россия достигла объективных пределов в развитии своей традиционной минерально-сырьевой внешнеторговой специализации.

    Анализ показывает, что сырьевая специализация российского экспорта временна, предельна и может привести к падению экспортных доходов и в конечном итоге снизить эффективность экономики России. С нами все успешнее конкурируют развивающиеся страны, в которых добыча сырья и производство продукции первого передела требует меньше затрат, чем в России.

    По мере выработки месторождений полезных ископаемых в развитых государствах проблема нехватки сырья будет обостряться. По мнению экспертов, зарубежные запасы ряда высоколиквидных полезных ископаемых могут быть исчерпаны на 50% уже к 2006–2015 годам.

    Страны, не обладающие природными ресурсами, не могут воспользоваться благоприятной конъюнктурой мирового сырьевого рынка. Но каждая страна имеет возможность наладить производство товаров глубокой переработки, пользующихся постоянным спросом.

    Особые надежды сейчас возлагаются на новую редакцию закона «О недрах». Что мы ждем от него? Во-первых, чтобы он определил исследование недр как государственную политику и обеспечил опережающее финансирование всего этого процесса. Во-вторых, он должен вобрать в себя лучший отечественный и зарубежный опыт эксплуатации недр – новейшие технологии и экологическую защиту. В-третьих, – обеспечить баланс государственных интересов и интересов организаций различных форм собственности. Недропользователю должно быть гарантировано право на разработку месторождений, открытых на условиях риска, а лицензию на геологическое изучение недр он мог бы получить по конкурсу. Необходимо дифференцировать налоги на добычу полезных ископаемых в зависимости от горно-геологических условий и определить условия передачи прав на недропользование, создав вторичный рынок лицензий и т.п. И последнее, – забота о будущих поколениях должна пройти через весь закон красной чертой.

    Мы считаем, что Россия не может не учитывать последствий глобализации природных ресурсов и свою роль в будущем мировом минерально-сырьевом обеспечении.

    Следует помнить, что она унаследовала от СССР положение самой обеспеченной ресурсами страны. Доля России в мировых запасах нефти составляет 13%, газа – 32, угля – 11%. Валовая ценность разведанных и предварительно оцененных запасов составляет около 30 трлн долл., т.е. у нас есть все основания вести деловой разговор с мировым сообществом.
  •  

    Еще статьи на эту тему:
    — Загадки ценового коридора (Цены на нефть)
    — Нечего кивать на нефть (Нефтегазовая отрасль)
    — Не надейтесь - она не подешевеет

     

    Журнал «Мировая энергетика»

    Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru