|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Власть укрепляет позицииПрогноз аналитического журнала «Мировая энергетика»
Николай ПАВЛЮК, Оправившись от шока Беслана, власть пошла в решительное наступление на все то, что осложняет осуществление государственного подхода к реализации сложных задач социально-экономического развития страны. Оставаясь на либеральных, рыночных позициях в экономике, президент страны усиливает государственное присутствие практически во всех сферах жизнедеятельности российского общества. Плохо это или хорошо? Преуспевающий бизнесмен государственное вмешательство в дела бизнеса оценивает как крайне негативное явление, ограничивающее его в самостоятельности. Малый и средний бизнес – наоборот, просит государство о внимании, которое, по его мнению, будет способствовать развитию и процветанию среднего класса – опоры государственности в стране. Служащие, пенсионеры и малоимущие граждане и вовсе обращаются к государству как единственному институту, способному создать нормальные условия для их жизни. Это в экономике. Не менее противоречивое положение и в политике. Политические партии, оппонирующие «Единой России», практически единогласно осудили инициативы президента по укреплению федеральной власти и изменению системы власти региональной, усмотрев в действиях президента ограничение избирательных прав граждан и попытку изменения Конституции России. Региональные парламенты в подавляющем большинстве инициативы поддерживают, добавляя и свое собственное видение президентских новшеств – распространить вертикаль власти и на муниципальные образования. А как же простой народ – избиратель, у которого, по мнению политиков-оппонентов, крадут его демократическое право – участвовать в выборах? А никак. Избиратель желает стабильности и достойной жизни, а участвовать в выборах ради самих выборов желает все меньше и меньше, о чем свидетельствуют результаты практически всех региональных выборов – ходят на эти самые мероприятия от силы 30–35% от всех имеющих такое право. Вряд ли есть смысл спорить с тем, что выборы – институт демократический. Точно также раз и навсегда надо усвоить, что политическая власть в России – у президента страны, который в полном соответствии с взятой на себя ответственностью предлагает укреплять государство как единственный и единый институт власти в обществе, способный защищать национальные интересы, подчиняя региональные и корпоративные интересы. Государство, не подменяя бизнес, вынуждено заниматься конкретной экономической деятельностью. И вот почему. Во-первых, стратегические отрасли экономики, оказавшиеся в результате приватизации в руках частного капитала, преследующего свои, подчас противоречащие интересам страны, цели и задачи, не могут оставаться без внимания государства и его прямого участия в их развитии и укреплении позиций на мировых рынках. Отсюда результативная работа президента и правительства по вступлению России в ВТО, по стратегическим партнерам в основных отраслях экономики и, в особенности, в различных направлениях отечественной энергетики. Продажа государственного пакета акций компании ЛУКОЙЛ, слияние государственной компании Роснефть с газовым гигантом мирового уровня – компанией Газпром и многократное увеличение капитализации последнего, проект строительства транспортной магистрали Ангарск–Находка и выход на Японию, США и страны юго-восточной Азии – важнейшие результаты такой работы. Во-вторых, инвестиционный климат. Сегодня он напрямую связан только с рейтингом государства. Отечественный бизнес в подавляющем большинстве остается малопрозрачным, следовательно, недостаточно привлекательным для инвестора. Лишь малая толика наших компаний может похвастаться присутствием в листингах западных бирж и на рынке серьезных заимствований. Без участия государства, его прямой поддержки и политики протекционизма просто не обойтись. В-третьих, именно государство несет на себе основную ношу социального обеспечения граждан. О социальной ответственности бизнеса пока больше разговоров, чем участия самого бизнеса в решении конкретных задач. Поэтому государство обязано взять под строгий контроль исполнение налоговых обязательств, особенно в отраслях энергетики – основного источника наполнения бюджета страны. И власть решает этот вопрос последовательно, хотя и с неприятной для определенного круга энергетиков прямотой и жесткостью. Такова сегодняшняя реальность. И если добавить некоторые глобальные факторы – рост цен на нефть, увеличение потребления газа в странах большой семерки и Китая, подписание Киотского протокола Россией, усиление международного энергетического сотрудничества как в странах ЕЭП, так и дальнего зарубежья, то с определенностью можно прогнозировать усиление роли государства, его внимания не только к отраслям энергетики, но и к другим секторам экономики и социальной жизни страны. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»
Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г. |