Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Октябрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Доброму соседу и помочь не грех

Индия становится одним из важнейших факторов мировой экономики, что в значительной степени определяет и состояние мирового энергетического рынка. Бурное развитие экономики в сочетании с огромным населением, отсутствие собственных, значимых запасов энергоресурсов вынуждают ее импортировать нефть и другие энергоносители в возрастающих масштабах.

Николай ХУДЯКОВ,
эксперт «Мировой энергетики»

ВВП Индии составляет порядка 560 млрд долл. В пересчете по паритету покупательной способности экономика занимает 5-е место в мире. При населении 1,1 млрд человек (по этому показателю уступает только Китаю), она имеет неплохую динамику развития экономики. Так, темпы роста в последние десятилетия были на уровне 5% и выше. Отдельные колебания в ту или иную сторону имели место, но в целом оставались на высоком уровне. Например, в 2003 г. даже 8,3%, а в нынешнем они предполагаются в пределах 6,4%. Считается, что экономический прирост на 6–8% в год – вполне реальная и достаточно обоснованная перспектива на будущее. Вообще резервы для дальнейшего развития есть и стране предстоит еще немало сделать. Достаточно отметить, что около 40% населения мира, живущего в нищете, это индусы.

По расчетам МЭА, к 2020 г. прирост населения составит около 16 млн человек в год, спрос на энергоносители коммерческого назначения возрастет в 2,5 раза, а по таким показателям, как спрос на конечное потребление электричества, первичные источники энергии, нефть и уголь Индия войдет в первую десятку стран мира (в настоящий момент занимает 6-е место по импорту энергоресурсов).

Энергобаланс складывается следующим образом: за счет угля обеспечивается 54% потребностей, нефти – около 35, газа – 6,5%, и его структура последние годы практически не менялась. Выросла только доля газа – сейчас она составляет более 7%, это объясняется открытием нескольких месторождений. Правда, газ используется в основном для получения удобрений и различных химических веществ.

Что касается гидроэнергетики и ядерной энергетики, то их доля остается незначительной. К концу 90-х годов она едва превышала 3 процента.

МЭА отмечает одну характерную особенность Индии. Значительная часть предложения энергоресурсов на внутреннем рынке считается «некоммерческой» (более половины конечного потребления или около 40% всех первичных источников). Речь идет о дровах, древесном угле, отходах сельскохозяйственного производства, навозе и т.д. Кто же потребляет эти виды топлива? Прежде всего, население – около 90%. На промышленность приходятся остальные 10%. Правда, в последние годы происходит переход на использование «коммерческих» видов энергоресурсов – угля, нефти, керосина, СПГ и других. Тем не менее Индия занимает одно из ведущих мест в мире по использованию и утилизации отдельных видов возобновляемой энергии.

Курс на реформы

В Индии всегда было сильное участие государства в осуществлении экономической политики. Видимо, иначе и не могло быть ввиду экономической отсталости, нехватки финансовых ресурсов и т.д. Правительство стремилось к замещению импорта отечественной продукцией, и было собственником ключевых объектов промышленности, которые, кстати, и создавались на средства государства. В середине 90-х годов правительство приступило к реформам. В частности, были смягчены условия участия иностранного капитала в экономике страны для привлечения инвестиций, началась приватизация некоторых отраслей. Тарифы снизили, а некоторые и вовсе отменили. Например, на оборудование для крупных объектов энергетики.

Прямые иностранные инвестиции действительно удалось привлечь. Их приток составляет от 3 до 5 млрд долл. в год. Однако после всеобщих выборов, состоявшихся в мае 2004 г., новое правительство партии Индийский национальный конгресс, скорее всего, эти реформы замедлит. Как отмечается в этой связи в исследовании Министерства энергетики США, результатом выборов стал отказ от полной приватизации принадлежащего государству нефтяного сектора экономики, хотя реформы в области электроэнергетики, судя по всему, продолжатся.

Прогрессу мешает раздробленность

По мнению экспертов МЭА, прогрессу в проведении энергетической политики Индии мешает ее относительная экономическая раздробленность. Конечно, государство контролирует базовые отрасли экономики, но оно состоит из центральных органов и властей штатов. Правительства конкретных штатов традиционно контролируют около 60% всей вырабатываемой в Индии электроэнергии. Между штатами не всегда существует четкая координация. Встречаются случаи местничества, интересы часто не совпадают. Видимо, не случайно МЭА советует Индии проводить скоординированную, интегрированную политику в этом вопросе. Тогда можно будет привлечь инвесторов, обеспечить эффективность всей отрасли, объединить финансовые и иные усилия. Предлагается всю энергетическую политику страны планировать, осуществлять и развивать как единое целое. Стратегия должна быть комплексной. Поставки энергоресурсов (нефти, угля, газа) следует осуществлять или контролировать из одного центра на федеральном уровне. Энергетические бюро штатов (SEB) часто финансово несостоятельны и не могут выполнять взятых обязательств, хотя и являются органами власти. Чтобы как-то противодействовать подобным тенденциям, в стране созданы федеральные предприятия по выработке электричества (на тепловых и гидроэлектростанциях). Кроме того, правительство утвердило более 10 так называемых мегапроектов с участием нескольких штатов одновременно. Однако выполняются далеко не все из них.

Собственных ресурсов немного

Какими собственными энергоресурсами располагает Индия? Из значимых – только углем, да и то не высшего качества. По его запасам страна уступает лишь Китаю и США. Потребление – около 340 млн т, а к 2010 г. должно вырасти примерно до 400 млн. 70% предназначено для нужд ТЭС. Запасы угля значительны по сравнению с его потреблением, поэтому еще долгие годы он будет оставаться главным источником для производства электроэнергии. Коксующийся уголь приходится импортировать.

Угольная отрасль Индии также не без проблем. Уголь очень плохого качества, большая его часть содержит 35–55% золы, теплотворность низкая. Неоднократно предлагалось строить предприятия по обогащению угля, так как приходится тратить огромные средства на транспортировку. Основные месторождения расположены в восточных штатах Индии, а промышленные предприятия – в западных. Но особого прогресса в этом вопросе нет, в том числе из-за отсутствия координации между заинтересованными сторонами. Отсутствует и достоверная информация о месторождениях, что сдерживает инвестиции в отрасль.

За счет нефти почти на 30% обеспечиваются потребности в энергии, при этом собственные запасы незначительны. По данным индийских правительственных источников, добыча нефти составляет примерно 32 млн т в год при потребности в 110 млн т. Основные месторождения расположены в районе Бомбея, Кришна–Годавари, Камбаи. В 2003 г. импорт нефти равнялся 1,4 млн барр. в день. Большие надежды возлагают на шельфовое месторождение в районе Бомбея (сейчас добыча составляет 260 тыс. барр. в день). Для сокращения зависимости от импорта нефти разработана программа форсирования поисков и разработки нефти на территории страны, известная как Новая политика лицензирования разведочных работ. Иностранным компаниям разрешили участвовать в геологоразведке, хотя прежде этим занимались только индийские государственные компании. Результаты пока скромные. Из крупных транснациональных компаний почти никто интереса не проявил, хотя не очень крупные западные фирмы получили участки в разработку.

Одна из основных проблем Индии – низкий по мировым стандартам процент извлекаемости нефти. Участие иностранцев, по замыслам правительства, позволит получить доступ к современным технологиям. Специалисты считают, что особых надежд на поиск новых крупных месторождений нефти возлагать не стоит. Возможно, глубоководное бурение на шельфовых месторождениях опровергнет этот пессимистический прогноз.

В 2002 г. индийское правительство изменило механизм ценообразования на нефтепродукты. До этого в Дели пытались бороться с колебаниями цен посредством особого «нефтяного ценового пула». Его предназначение – создавать финансовые резервы в период низких цен на нефть с тем, чтобы впоследствии субсидировать цены в период их роста. Реформа ценообразования не полностью ликвидировала контроль правительства над ценами. Субсидируется, например, цена на керосин – социально значимый продукт для миллионов малообеспеченных семей. Государственные компании, торгующие нефтепродуктами, должны согласовывать повышение тарифов с правительством. На практике, как отмечают эксперты, колебания внутренних цен на нефть в Индии ощущаются меньше, чем на мировых рынках. Хотя розничные цены контролируются государственными компаниями, крупные западные фирмы начали осваивать рынок смазочных материалов в надежде закрепиться в Индии и быть готовыми к дальнейшим действиям в случае изменения ситуации. Однако, как отмечают в Министерстве энергетики США, новое индийское правительство не станет продавать свою долю в некоторых индийских компаниях, как предусматривалось ранее. Политика нового правительства – отказаться от дальнейшей приватизации общественных компаний, дающих прибыль.

А вот использование природного газа набирает обороты. Через несколько лет доля этого вида топлива в энергобалансе должна возрасти в несколько раз. В стране активно ведутся поисковые работы. Тем не менее вряд ли Индия будет в состоянии обеспечить собственные потребности без импорта. По оценкам МЭА, потребление природного газа в стране будет расти примерно на 4,8% в год. Индия может импортировать либо СПГ, либо природный газ по трубопроводам. Инвестируются работы по созданию соответствующей инфраструктуры, естественно, по линии государственных компаний. В конце 90-х годов утвердили 12 предложений по строительству терминалов для импорта СПГ. Но уже в 2001 г. многие проекты заморозили. В реализации «сохранившихся» проектов принимают участие крупные мировые компании.

В настоящее время широко обсуждается идея строительства сухопутных газопроводов. Один из вариантов – прокачка газа из южного Ирана. Предлагается два варианта: либо строительство магистрали через территорию Пакистана, либо прокладка газопровода в обход, по дну Индийского океана. В каждом варианте есть плюсы и минусы. Несколько лет назад Пакистан заявил о согласии на строительство сухопутной ветки газопровода, тем более что гарантом поставок выступит Иран. Не исключено, что в скором времени СПГ морским путем начнет поступать в Индию из Ирана, так как в этой стране ведется строительство на юге сразу нескольких терминалов.

Существует проект поставок газа в Индию из Бангладеш. Однако эта страна пока неохотно откликается на запросы Дели, ожидая подтверждения запасов. Западные компании ведут геологоразведку, но результатов придется ждать несколько лет.

Не исключен и вариант закупок газа в Бирме – индийские компании участвуют в разработке бирманских месторождений. Бангладеш дала понять, что разрешит строить газопровод Бирма–Индия через свою территорию при условии достойной платы за транзит.

Ценообразование на природный газ в Индии – также прерогатива правительства. Отмена государственного контроля над ценообразованием уже откладывалась несколько раз. В любом случае, поскольку спрос на газ все увеличивается, цены на этот вид топлива будут, скорее, расти, чем падать.

Индия обладает огромными ресурсами для развития гидроэнергетики, однако их использование пока не может считаться достаточным. Правда, ресурсы рассредоточены на территории страны неравномерно – более 80% приходится на север и северо-восток. Фактически темпы роста гидроэнергетики снижаются. В МЭА считают, что это объясняется рядом причин. Гидроэнергетика – самая капиталоемкая отрасль энергетики. Наиболее экономичные проекты, как правило, оказываются самыми крупными. Нужно очень много времени от начала предварительных работ до конца реализации проекта по созданию ГЭС, а это требует огромных затрат с длительным сроком окупаемости. В современных условиях приходится также учитывать экологические, социальные (переселение жителей) и иные проблемы. К тому же значителен риск непредвиденных геологических изменений. Если строить ГЭС в Индии, то надо предусматривать возможность передачи энергии на длительные расстояния. Да и вообще для частных инвесторов такие проекты не особо привлекательны. Решающее слово здесь должно принадлежать правительству.

По состоянию на 31 марта 2004 г. энергомощности индийских ГЭС составили 29,5 ГВт.

Атомная энергетика развивается исключительно федеральным правительством. В стране 14 реакторов и строятся новые. Есть заводы по обогащению урана. Вырабатываемая мощность АЭС – 2,72 ГВт.

Экономический потенциал возобновляемых источников энергии Индии, по мнению МЭА, теоретически оценивается примерно в 50 ГВт, из них 20 – энергия ветра, 10 – малая гидроэнергетика и около 17 ГВт – использование биомассы. В настоящее время ветряные установки дают 1,87 ГВт энергии. Тем не менее все это лишь незначительная доля в энергобалансе Индии. С другой стороны, учитывая масштабы страны, использование возобновляемых источников даже в таких пределах означает, что во многих направлениях этого сектора мировой энергетики будущего Индия является лидером. Установки по использованию – самые крупные в мире. По данным МЭА, к 2020 г. их мощность достигнет 4 ГВт. Большие перспективы в Индии имеет и использование энергии солнца.

Наши интересы обширны

Для российских энергетиков индийский рынок представляет огромный интерес, поскольку позволяет рассчитывать на длительную перспективу, учитывая все возрастающие потребности этой стране в энергии. Согласно так называемому «Проекту национального плана в области электрификации» от 30 июня 2004 г. (это фактически продолжение и детализация закона 2003 г. о развитии электроэнергетики Индии), ставится задача обеспечить население страны электричеством к 2012 г. Сейчас электроэнергию получают не более 34% населения. Для этого будут финансироваться различные объекты энергетики. Учитывая опыт сотрудничества в прошлом, можно ожидать, что индийская сторона проявит интерес и к российским компаниям. Этого требуют, как представляется, интересы обеих сторон. Наш журнал уже писал, что основные проблемы, возникшие в двусторонних отношениях после распада СССР, в целом преодолены. Финансовые претензии урегулированы и контакты во многих областях, особенно в военно-технической, развиваются успешно. Однако обычный товарооборот пока остается незначительным – 1,5 млрд долл. Мы еще не вышли на прежний уровень.

Угольная отрасль может стать хорошим примером сотрудничества. Индия заинтересована в развитии месторождений, а также технологии обогащения угля. По всем прогнозам, в предстоящие годы стране придется строить линии электропередач. Это тоже поле для сотрудничества. Правда, все упирается в финансы. Как и все, индусы предпочитают получать кредиты для реализации дорогостоящих объектов.

Неплохо обстоят дела с разведкой нефтеносных участков. Газпром ведет соответствующие работы в Бенгальском заливе.

Особую роль играет сотрудничество в сооружении атомных электростанций «Куданкулам» в Тамиланде мощностью 2 ГВт. Мы будем поставлять уран для этой АЭС в течение 40 лет. Очевидно, возможность приступить к реализации проекта появилась во многом и благодаря российскому кредиту в 1 млрд долларов.

Предложение отдельных представителей российской стороны предоставить Индии в аренду плавучую АЭС (см. № 5 нашего журнала) может оказаться весьма выгодным. Особенно в том случае, если Индии придется в срочном порядке, скажем, приступить к опреснению морской воды ввиду прогнозируемого дефицита воды не только для нужд населения, но и для ирригации полей. Может пригодиться и опыт наших газовиков по строительству гигантских трубопроводов, если Индия сумеет договориться о закупках газа в Бирме или Иране. Более того, в случае «морского» варианта прокладки трубопровода Газпром может предъявить конкретный образец – «Голубой поток». Препятствие в основном одно – нужны долгосрочные кредиты и поддержка со стороны правительства. Но, повторим, перспективы в целом весьма заманчивы.
 

Еще статьи на эту тему:

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru