Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Октябрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Жизнь - это вода

Технико-экономический доклад «Перспективы интеграции в освоении энергетических и водных ресурсов Центральной Азии» разработан Секретариатом Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества, чтобы определить подходы к проекту Соглашения об участии государств в освоении гидроэнергетических ресурсов бассейнов рек Сырдарья и Амударья и механизме регулирования водно-энергетического режима региона. Сокращенный вариант доклада был специально подготовлен его авторами для «Мировой энергетики».

Состояние и перспективы использования и освоения водных и энергетических ресурсов в странах Центральной Азии

В данном докладе понятие Центрально-Азиатский регион (ЦАР) охватывает территории Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.

Водные ресурсы. Регион располагает значительными запасами водных и энергетических ресурсов, которые распределены по территориям государств крайне неравномерно. В пределах Кыргызстана формируется 25,1% общего стока рек бассейна Аральского моря, Таджикистана – 43,4, Узбекистана – 9,6, Казахстана – 2,1, Туркменистана – 1,2, Афганистана и Ирана – 18,6%. В то же время потребление водных ресурсов имеет обратную картину. За последние 10 лет в Кыргызстане, например, оно составляло в среднем не более 0,8%, Таджикистане – 13,05, Казахстане – 11,07, Туркменистане – 22,87 и Узбекистане – 39,3% общего объема водозаборов из рек Сырдарья и Амударья. Трансграничная зависимость водных ресурсов стран региона, выраженная в долях речного стока, поступающего извне, составляет для Казахстана 42%, Туркменистана – 94, Узбекистана – 77 процентов.

В бассейне Аральского моря построено более 60 водохранилищ с полезным объемом воды каждого от 10 млн м3 и больше, что позволяет аккумулировать 64,5 км3 речного стока Сырдарьи и Амударьи. Степень их зарегулированности при этом составляет, соответственно, 0,94 и 0,78.

Маловодные периоды по реке Амударье наступают через 4–5 лет, многоводные через 6–10 лет. При этом характерны затяжные периоды маловодных лет продолжительностью 5–6 лет и более. Маловодные периоды по реке Сырдарье наступают через 3–4 года и длятся 5–6 лет подряд, многоводные чаше всего бывают единичными. В условиях маловодья решение вопросов межгосударственного водораспределения резко ухудшается и ведет к напряженности между странами региона. В связи с глобальным потеплением климата в перспективе положение с водообеспеченностью в регионе может еще более осложниться. С 1957 по 2000 гг. запасы льда в ледниках Памиро-Алтая сократились более чем на 25%, прогнозируется, что эта тенденция сохранится.

Рост населения и развитие экономики существенно усилили нагрузку на водные ресурсы. Так, суммарный водозабор в 1990 г. увеличился по сравнению с 1960 г. в 1,8 раза. За этот же период население на указанной территории возросло в 2,7 раза, площади орошения увеличились в 1,7, производство продукции сельского хозяйства – в 3 раза.

Энергетика. Регион относится к числу самодостаточных по соотношению уровней производства и потребления энергии. По состоянию на 2000 г. самодостаточность региона первичными топливно-энергетическими ресурсами (ПТЭР) составила 1,72. По сравнению с 1999 г. (1,44) ее величина существенно выросла, в основном за счет резкого роста производства ПТЭР в Туркменистане и Казахстане. При этом показатели самодостаточности ПТЭР по Кыргызстану и Таджикистану составили соответственно 0,58 и 0,35, что свидетельствует о серьезных проблемах этих стран в обеспечении своей энергетической независимости.

Проблемы использования водно-энергетических ресурсов региона

В период существования СССР ежегодные требования на воду четырех республик, относящихся к Сырдарьинскому бассейну, удовлетворялись путем регулирования режима работы Нарынского каскада водохранилищ, соответствующего, в основном, ирригационному графику с приоритетами развития орошаемого земледелия.

В бассейне реки Амударьи до настоящего времени сохраняется принцип квотирования, предусматривающий, что Туркменистан и Узбекистан имеют равные (50/50) доли. Вместе с тем фактические показатели водозабора за 1993–2003 гг., свидетельствуют об имеющих место регулярных отклонениях от согласованных квот (лимитов) национального водопотребления.

Возникшие за последнее десятилетие различия в приоритетах экономического развития государств региона сформировали противоречие их интересов относительно использования водных ресурсов.

Обеспечение будущих энергетических потребностей стран верхнего течения только за счет наращивания производства гидроэнергии не совпадает с интересами ирригации стран нижнего течения, и в случае несогласованной водно-энергетической политики в рамках региона может привести к негативным социальным, экономическим и экологическим последствиям.

Наиболее остро межгосударственные проблемы совместного водопользования проявились в бассейне реки Сырдарьи. Ранее регулирование стока этой реки водохранилищами Нарын-Сырдарьинского каскада, прежде всего Токтогульским, осуществлялось в режиме с приоритетами для орошаемого земледелия в Казахстане и Узбекистане. Начиная с 1993 г., режим работы Токтогульского каскада трансформировался в направлении резкого усиления накопления воды летом и ее попусков в зимний период, в интересах производства гидроэлектроэнергии для Кыргызстана.

Изменение режима работы Токтогульского водохранилища зимой ведет к подтоплению и затоплению объектов экономики в нижней части бассейна реки, аварийным ситуациям на водохозяйственных объектах, а летом ограничивает подачу воды потребителям стран нижнего течения.

Межгосударственные переговоры по этому вопросу, начатые в 1994 г., позволили сформулировать более или менее приемлемую схему использования водно-энергетических ресурсов в бассейне реки Сырдарья, суть которой заключается в следующем. Кыргызстан и Таджикистан в вегетационный период осуществляют попуски воды из водохранилищ, расположенных на их территории, а также поставки электроэнергии, произведенной на ГЭС в вегетационный период в Казахстан и Узбекистан в равных объемах, получая, в свою очередь, из этих стран органическое топливо и электроэнергию в межвегетационный период.

Однако анализ реализации этой схемы показывает, что взаимные обязательства по межправительственным соглашениям в полном объеме не выполняются. Экспертные оценки свидетельствуют, что:
1. Межправительственные соглашения неэффективны в маловодные и многоводные годы. В многоводные годы ирригационные потребности Казахстана и Узбекистана удовлетворяются, в основном, за счет боковой приточности. При этом сокращается поставка энергоресурсов в Кыргызстан в последующий зимний период, вызывая необходимость увеличения зимних попусков воды из водохранилищ.
2. Для Кыргызстана существует значительный риск, в связи с непредсказуемостью (по цене, срокам и объемам) и недостаточными гарантиями поставок энергоресурсов сопредельными странами в зимний период после выполнения им обязательств по ирригационным попускам.
3. Ежегодные соглашения, как правило, заключаются в начале или середине вегетационного периода. Это не дает возможности сторонам планировать действия, касающиеся сельскохозяйственного производства и обмена топливно-энергетическими ресурсами.
4. Отсутствует механизм многолетнего регулирования водно-энергетических режимов.
5. Правовые и институциональные вопросы регионального сотрудничества в сфере рационального и эффективного использования ВЭР еще должным образом не унифицированы.

Государствами региона признается необходимость сохранения принципа квотирования водопотребления. Вместе с тем Кыргызстан и Таджикистан предполагают увеличить объемы водопотребления для расширения площадей орошения. Другие страны региона также осуществляют или планируют водохозяйственные мероприятия на национальном уровне, способные в той или иной мере затронуть интересы сопредельных государств.

Одним из путей решения устойчивого водопользования стран региона могло бы стать комплексное освоение гидроэнергетического потенциала верховьев рек Сырдарья и Амударья.

Оценка-прогноз потребностей в электроэнергии и прогноз развития энергетических мощностей в странах Центральной Азии на период до 2025 г.

Согласно имеющимся прогнозным оценкам развития национальных энергетических комплексов до 2025 г., в странах ЦАР будут иметь место следующие тенденции:
  • наращивание мощностей топливно-энергетического комплекса;
  • рост внутреннего спроса на энергоносители, обусловленный развитием экономики;
  • повышение уровня энергетической самодостаточности;
  • развитие топливно- и энерготранспортной инфраструктуры;
  • осуществление рыночных преобразований в энергетике;
  • привлечение в энергетический сектор внешних инвестиций и новых технологий.


  • Экстраполяция тенденций прошлого для предсказания будущих потребностей показывает, что к 2025 г. дополнительные потребности Центральной Азии в электроэнергии будут, по первому прогнозу, в пределах 35 и 78 ГВт.ч, а по второму прогнозу – составлять 41 ГВт.ч, или 37–82 и 42%, соответственно.

    Прогнозы спроса на электроэнергию к 2025 г., свидетельствуют, что дополнительная потребность в располагаемых (полезных) мощностях возрастет и, по первому прогнозу будет в пределах 5,3–11,9 ГВт, по второму прогнозу, составит 9,8 ГВт, для чего потребуется, по укрупненным оценкам, около 15 млрд долл.

    Доля гидроэлектроэнергии в общем объеме выработки электроэнергии в регионе будет возрастать. Взаимозависимость водных и энергетических ресурсов в регионе в перспективе еще более усилится и будет оказывать сильное влияние на экономику стран региона.

    Состояние и задачи межгосударственного сотрудничества в водно-энергетической сфере

    Сотрудничество между странами Центрально-Азиатского региона в водно-энергетической сфере имеет достаточно выраженную тенденцию к усилению взаимодействия. Созданы межгосударственные институты для регионального сотрудничества.

    Рамочное соглашение от 1998 г. между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарьи предусматривало создание компенсационных механизмов регулирования режима Токтогульского водохранилища и межгосударственного водно-энергетического консорциума. Несмотря на продекларированные цели и достаточно длительный срок действия, это соглашение не реализовало своей главной задачи – обеспечение устойчивого управления режимом работы Нарын-Сырдарьинского каскада ГЭС в интересах всех стран-участников.

    Также не в полном объеме выполняется соглашение между правительствами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана о параллельной работе их энергетических систем.

    Создание новых независимых государств в регионе обусловило появление государственных границ, установление различных пошлин, налогов и других препятствий, которые могут существенно снизить эффективность торговли энергоносителями. Поэтому необходима разработка общего правового пространства в области транспортировки и транзита энергоносителей, а также инвестиционного законодательства.

    Выработка совместной политики в отношении поведения на внешних энергетических рынках (за пределами региона) также представляется чрезвычайно важной. К числу важнейших мер по развитию и укреплению международного сотрудничества, направленного на повышение эффективности использования ТЭР можно отнести:
  • выполнение в полном объеме ежегодных межправительственных соглашений по объему взаимопоставок энергоресурсов;
  • разработку и заключение долгосрочных межправительственных соглашений по использованию водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ;
  • обеспечение синхронного функционирования энергетических систем государств региона;
  • осуществление совместных усилий по дальнейшей оптимизации использования водно-энергетических ресурсов бассейна Аральского моря с учетом интересов ирригации;
  • разработку нормативно-правовых основ сотрудничества между странами ЦАР в области совместного обеспечения оптимальных режимов использования водно-энергетических ресурсов;
  • создание совместной базы данных и механизма обмена оперативной информацией между водными и энергетическими ведомствами стран региона;
  • оптимизацию структуры управления водной и энергетической отраслями на региональном и национальном уровнях;
  • определение масштабов необходимых услуг по регулированию частоты в энергосистемах стран региона, а также уточнение их рыночной стоимости;
  • внедрение рыночных условий и механизмов в отношения между странами региона в сфере энергетики, в частности при эксплуатации собственности одних государств на территории других. Речь идет, в частности, об аренде Узбекистаном объектов его собственности (ЛЭП), расположенных на территории Ленинабадской области Таджикистана;
  • введение взаиморасчетов на основе рыночных цен на топливно-энергетические ресурсы.


  • Подходы к решению существующих региональных проблем в водно-энергетической сфере

    Противоречия, вызванные объективными национальными интересами (задачи достижения самообеспеченности в продовольствии и энергии), различия в экономических реформах и уровнях развития стран региона, в условиях крайне неудовлетворительного функционирования межгосударственных механизмов сотрудничества, препятствуют решению проблем совместного управления водными ресурсами и регионального развития. Поэтому необходим более эффективный механизм для совместного водопользования, который отвечал бы политическим, экономическим, финансовым и экологическим целям каждого государства. В настоящем докладе проведена экспертная оценка возможных вариантов решения проблемы водно-энергетического регулирования в ЦАР. Несмотря на отдельные положительные стороны вариантов, ни один из них не в состоянии решить комплексной проблемы эффективного освоения гидроэнергетического потенциала с одновременным достижением удовлетворения энергетических и ирригационных потребностей государств региона.

    Единственно возможным выходом из ситуации представляется создание механизма, позволяющего объединить противоречивые интересы государств региона в сфере освоения гидроэнергетического потенциала и регулирования режима работы водохранилищ рек Сырдарья и Амударья.

    Для организации работы по переводу Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ в ирригационный режим работы, осуществления фиксированных платежей и торговлей летней электроэнергией на конкурентной основе необходимо заключение многостороннего межгосударственного соглашения. Отличием предлагаемого соглашения от ежегодно заключавшихся в предыдущие годы межправительственных соглашений должно быть согласование и утверждение не только величин летних выпусков воды из Токтогульского водохранилища, но также и зимних. Таким образом, в соответствии с новым соглашением регулированию будет подлежать годовой режим работы Нарынского каскада водохранилищ, а не только летний.

    В рамках Евразийского экономического сообщества изучается возможность принятия соглашения об участии государств в освоении гидроэнергетических ресурсов рек Сырдарья и Амударья и механизме регулирования водно-энергетического режима региона в результате освоения этих ресурсов. К работе над этим проектом, кроме государств-членов ЕврАзЭС, предлагается привлечь также и Узбекистан, имея в виду его значение и интерес к этой общей проблеме.

    Предложения ЕврАзЭС по содержанию проекта соглашения

    Принципиальные подходы к соглашению предполагают признание его участниками:
  • необходимости формирования согласованной региональной политики справедливого и разумного освоения и использования ВЭР на основе норм международного права и поэтапной ее реализации с учетом социальных, экономических и экологических интересов государств;
  • неразрывности связи проблем регулирования водных и энергетических ресурсов;
  • необходимости создания постоянно действующей структуры на основе преемственности по отношению к ранее созданным региональным структурам и во взаимодействии с национальными органами государственного управления с наделением ее государствами-учредителями полномочиями по реализации принятых ими принципиальных положений;
  • особой роли водных и энергетических ресурсов в экономике и социальном развитии государств.

    Целями указанного соглашения должны стать:
  • выработка взаимно согласованных механизмов совместной реализации крупных инвестиционных проектов гидроэнергетики и их последующей эксплуатации;
  • оптимизация регионального топливно-энергетического баланса с учетом покрытия зимнего дефицита электрической энергии и необходимости накопления воды в водохранилищах для летнего периода;
  • формирование устойчивых рынков сбыта «попутной» электроэнергии, вырабатываемой в летний период в результате сработки водохранилищ в ирригационном режиме в соответствии с потребностями государств нижнего течения рек;
  • гарантированное обеспечение ирригационных потребностей государств ЦАР в вегетационный период и исключение возможности катастрофических последствий для них в результате несогласованных сбросов воды в зимний период.

    Для реализации целей соглашения предлагается создание постоянно действующей структуры, которую государства-учредители наделяют определенными функциями. В ее функции должны входить:
  • организация разработки технико-экономического обоснования комплексного освоения и использования гидроэнергетических ресурсов бассейнов рек Сырдарья и Амударья, определение условий его оценки и реализации, а также условий подготовки и принятия решений по ТЭО на строительство объектов совместного пользования;
  • формирование нормативно-правовой основы сотрудничества, с учетом норм международного права, и совершенствование организационных и экономических механизмов сотрудничества;
  • содействие формированию рынков капитала, топлива, электроэнергии, работ и услуг в водно-энергетическом секторе сотрудничества;
  • утверждение взаимосогласованных режимов водопользования бассейнов рек Сырдарья и Амударья;
  • утверждение взаимосогласованных и увязанных с режимами водопользования режимов работы электроэнергетических систем сторон (выработка, потребление, экспорт, импорт, транзит электроэнергии);
  • контроль над исполнением и координация действий соответствующих государственных органов и организаций, вытекающих из настоящего Соглашения.


  • Решения управляющего органа должны приниматься на основе консенсуса и являются обязательными для хозяйствующих субъектов государств-участников настоящего соглашения. Каждой стороне в данном органе принадлежит равное количество голосов.

    В целях устойчивого обеспечения настоящих и перспективных потребностей государств Центрально-Азиатского региона в электроэнергии и водных ресурсах стороны рассмотрят и примут решения по совместному строительству объектов электроэнергетики и по обеспечению оптимального водно-энергетического режима бассейнов рек Сырдарья и Амударья. Формами участия сторон в совместном строительстве объектов электроэнергетики и водного хозяйства, находящихся на территории другой стороны, могут быть:
  • предоставление долгосрочных государственных кредитов, в том числе связанных, на финансирование строительства объектов электроэнергетики и водного хозяйства;
  • финансирование работы по строительству объектов, в т.ч. инвестирование посредством эмиссии и приобретения акций строящихся объектов;
  • создание консорциума, совместных предприятий по строительству и эксплуатации объектов с возможностью привлечения ресурсов международных финансовых институтов и частных инвесторов;
  • оказание финансовой, технической и консультативной помощи в разработке технико-экономических обоснований строительства объектов.


  • В принципиальном плане предлагаемый подход строится на основе экономической заинтересованности сторон. В то же время предлагаемый проект исходит из уже реально осуществляемых на практике механизмов сотрудничества в водно-энергетической сфере с участием России.
     

    Еще статьи на эту тему:
    — Энергетика объединит бывшие республики СССР
    — Игра - есть, правил - нет
    — Кто наполнит общий котел

     

    Журнал «Мировая энергетика»

    Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru