Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Октябрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Как нам преобразовать ТЭК

Ставка лишь на рыночное саморегулирование ТЭК, дистанцирование от него государства чреваты тем, что трудности для самого комплекса и для страны будут только нарастать. Пора переходить к новым критериям оценки эффективности ТЭК, которые учитывают его социально-экономическое значение для страны.

Валерий ЯЗЕВ,
председатель комитета Государственной думы по энергетике, транспорту и связи,
президент Российского газового общества (РГО)

Изношен и нагружен

Говоря о сегодняшнем состоянии диалога государства и ТЭК, я бы выделил несколько принципиальных проблем: необходимость совершенствования концептуальных основ государственного регулирования ТЭК, недооценка социальной роли ТЭК при его государственном регулировании, отсутствие выстроенных правовых отношений между государственной властью и крупным бизнесом, опасность примитивизации проблемы природной ренты.

Наряду с этими общими концептуальными проблемами на деятельность ТЭК оказывают негативное влияние и специфические технико-технологические и экономические факторы. Высокая (более 50%) степень износа основных фондов в сочетании с практикой продления ресурса оборудования закладывает снижение темпов производства. Недостаточное развитие транспортной инфраструктуры тормозит добычу углеводородов. Деформировано соотношение цен на взаимозаменяемые энергоресурсы. Отстает развитие и перспективный рост затрат на освоение перспективной сырьевой базы добычи углеводородов.

Каковы же перспективы развития ТЭК?

В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2020 г. уровни добычи нефти в России будут варьироваться в 2020 г. от 450 до 520 млн т, а природного газа – от 680 – 730 млрд м3, суммарное производство электроэнергии – до 1215 – 1365 млрд кВт.ч (график).

Мы видим заметный рост показателей производства основных отраслей ТЭК, но принципиальные пропорции долей различных видов энергоресурсов в топливном балансе страны сохраняются. Природный газ по-прежнему доминирует. Пора перестать просто сжигать это ценнейшее углеводородное сырье в топках, а направлять его как можно больше в газохимию. На мой взгляд, в общем топливном балансе должна возрасти доля атомной энергетики с 16% нынешних до 25%. Одним из ключевых критериев формирования баланса должна стать межтопливная конкуренция.

Нельзя не учитывать весь спектр социально-экономических критериев при оценке эффективности ТЭК. Приведу несколько цифр, дающих представление об экономической стороне той социальной нагрузки, которую несут отрасли ТЭК, на примере Газпрома.

Интересы государства и бизнеса совпадают

Обращение к таким критериям эффективности не исключает общие стратегические интересы государства и бизнеса в сфере ТЭК. Назову лишь некоторые зоны совпадения интересов. Обе стороны заинтересованы в формировании и повышении платежеспособности внутреннего рынка. Государство помогает крупным компаниям ТЭК занимать лидирующие позиции на мировых энергетических рынках, в последствии используя это как инструмент внешней политики. Стабильное и эффективное законодательство не только создает благоприятную среду для привлечения иностранных инвестиций, но и увеличивает капитализацию российских компаний.

Государственное регулирование отрасли должно распространяться на обеспечение энергетической безопасности страны и отдельных ее регионов, повышение вклада ТЭК в решение социальных и структурных задач, стимулирование энергосбережения, экологическую политику и отраслевую науку. Ставка лишь на рыночное саморегулирование ТЭК, дистанцирование от него государства чреваты тем, что трудности для самого этого комплекса и для страны будут только нарастать. В перспективе же это может привести к ослаблению позиции России на международных энергетических рынках. Анализ отечественного и зарубежного опыта подтверждает, что модель социально-ориентированной рыночной экономики является той основой государственного регулирования ТЭК, которая позволяет рассчитывать на приращение его вклада в решение стоящих перед страной стратегических задач.

Большое внимание, которое привлекли преобразования в отечественной электроэнергетике, соответствует ее огромной роли в развитии российской экономики. Активное государственное участие в реформировании электроэнергетики служит тому, чтобы обновление отрасли в соответствии с потребностями страны не было подменено реструктуризацией корпорации в интересах исключительно самой корпорации. Основной пакет законов по реформе отрасли был принят более года назад. Все это время идет активный мониторинг, оценка правильности принятых решений, и уже очевидна необходимость продолжения работы.

Так, в частности, требует ревизии с точки зрения общественных интересов предлагаемый РАО «ЕЭС России» подход к увеличению доли участия Российской Федерации в уставных капиталах организации по управлению единой национальной электрической сетью и в уставном капитале системного оператора. Важнейшей функцией государства должен остаться контроль над деятельностью федеральных энергетических систем и атомной энергетики.

Одной рукой покупаем, другой – продаем

Нефтяной комплекс России неизменно находится в эпицентре общественного внимания из-за постоянного роста мировых цен на нефть. Анализ новейших тенденций в развитии российских вертикально интегрированных компаний (ВИНК) выявляет два, казалось бы, взаимоисключающих процесса – интеграцию и дезинтеграцию. К интеграционным процессам относится, в частности, продолжающаяся экспансия отечественных нефтяных компаний в сферы нефтепереработки других стран, реализации нефтепродуктов. Так, например, ЛУКОЙЛ покупает АЗС за рубежом.

К дезинтеграции относится избавление или дистанцирование ВИНК от непрофильных или профильных (вертикальных) активов. Как пример приведу тот же ЛУКОЙЛ, выделяющий в отдельные компании сервисные службы по бурению, транспорту, строительству, материально-техническому снабжению.

Общество несет неоправданные потери из-за форсированной разработки наиболее рентабельных частей нефтяных месторождений, губительной для дальнейшей их эксплуатации.

Для изменения ситуации необходим не отказ от государственной собственности на недра, закрепленной в Законе РФ «О недрах», а более активная реализация государством своих прав собственника природных ресурсов через государственное предпринимательство, условия предоставления лицензий на разработку месторождений, создание налоговой системы, благоприятствующей вовлечению в нефтедобычу малого и среднего бизнеса на завершающей стадии эксплуатации крупных месторождений. Такой подход оправдан и в газовой отрасли.

Политика государства по повышению отдачи принадлежащих ему недр способна привести к конфликту интересов частных нефтегазовых компаний между их активностью в сфере геологоразведки и в сфере эксплуатации месторождений. Уже сегодня ситуация с восполнением сырьевой базы ТЭК не благополучна.

В этих условиях оправдано совмещение финансирования за счет бюджетных средств базовых геологоразведочных работ, например, открытие новых нефтегазоносных провинций, а также стимулирование добывающих компаний проводить такие работы, например, выдачей сквозных лицензий.

Газовый комплекс – первоочередной объект реструктуризации после преобразований в российской электроэнергетике. По моему мнению, необходимы следующие условия формирования конкурентной среды на внутреннем газовом рынке:
● постепенный отказ от политики административного сдерживания в ценообразовании;
● переход от установления цен к регулированию транспортных тарифов;
● совершенствование правил доступа к транспортной инфраструктуре;
● участие в экспортных поставках всех заинтересованных газодобывающих компаний;
● появление новых институциональных элементов (биржа, координатор рынка газа).

Негативные экономические и социальные эффекты либерализации внутреннего газового рынка могут быть значительно ослаблены за счет поступательности преобразований и выделения нерегулируемого и регулируемого секторов этого рынка с учетом порога платежеспособности различных групп потребителей. Сохранение государством своей позиции контролирующего акционера Газпрома облегчает проведение ценовой политики в отдельных секторах газового рынка, противодействует возможным злоупотреблениям разницей цен между этими секторами.

Не превращайте природную ренту в политическую

При выработке мер по совершенствованию государственного регулирования ТЭК особое место отводится природной ренте. В последнее время этот термин все чаще звучит не как экономический, а как политический, возникает серьезная угроза его подмены и примитивизации. Сегодня механизм изъятия природной ренты, по сути, не разработан.

Реинвестирование части природной ренты в рентообразующие отрасли, распределение эффекта от таких инвестиций между бизнесом и государством – предмет для выработки взаимовыгодных договоренностей.

Вне всякого сомнения, представленный срез взаимодействия государства и ТЭК далек от совершенства и содержит в себе потенциал дальнейших преобразований. Уже сейчас очевидны первоочередные шаги в этом направлении. Есть необходимость корректировки ряда положений Энергетической стратегии, выработанной в соответствии с принципами стабилизации экономики, но не вполне отвечающей задачам ресурсного обеспечения ускоренного экономического роста. Декларированный правительством подход к применению единой ставки природной ренты к месторождениям различной категории сложности извлечения углеводородов также требует серьезного пересмотра. Подводя итог сказанному, хотел бы еще раз подчеркнуть – мы сегодня стоим на пороге качественно нового этапа в развитии нашего общества, экономики, ТЭК, и, что очевидно, – законодательства.

Экономическая оценка социальной нагрузки, которую несет ТЭК (на примере ОАО «Газпром»)

Убытки от реализации природного газа на внутреннем рынке по регулируемым ценам в 2003 г. составили 17,2 млрд руб.
Если рассматривать газификацию как социальную программу, то в 2003 г. на эти нужды было выделено 3,5 млрд руб.
Долговые обязательства российских потребителей составили более 1 млрд долл., Украина – 1,6 млрд долл., Молдавия – свыше 1 млрд долл., Белоруссия – 120 млн долларов.
 

Еще статьи на эту тему:
— Кремлевский сбор
— Признак национализации

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru