Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Сентябрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

На технологической "игле"

Почему российские сырьевые компании предпочитают покупать технику вместе с сервисом

Алексей КОНДРАТЬЕВ,
эксперт компании «Нефтегазовые системы»

Сегодня Россия наращивает объемы добычи нефти и газа, но не за счет разработки новых месторождений, а путем интенсификации отдачи скважин, применения новых импортных технологий и оборудования в бурении и ремонте.

Нефтегазовая отрасль склоняется к технологиям, отработанным на Западе. Наиболее высоких приростов добычи в последние три года добились Сибнефть, ЮКОС, ТНК-ВР благодаря глубокопроникающему гидроразрыву пластов (ГРП), горизонтальному и разветвленному бурению. Большей частью сложные и горизонтальные скважины разрабатывают у нас иностранные компании - «Schlumberger», «BJ», «Baker Hughes». Российские нефтяные компании сейчас стараются избавиться от непрофильных активов (предприятий по ремонту техники, буровых управлений и управлений по текущему и капитальному ремонту скважин) и полностью переключиться на добычу полезных ископаемых. Оборудование покупается в основном для добычи. Повышение нефтеотдачи пласта, ремонт, бурение выполняются подрядными организациями.

Наши машиностроительные предприятия освоили бы новые технологии или образцы оборудования, но их финансовое положение таково, что они не могут выйти сразу на уровень реализации заказа. Им, конечно, нужны инвестиции, но продукцию они начнут выпускать только после подготовки производства, то есть через год-полтора. Зарубежные же поставщики откликаются на потребности российских нефтегазовых компаний быстро, не требуют предоплаты. Островки благополучия в отрасли представляют Воткинский завод, выпускающий широкую номенклатуру оборудования, Воронежский механический завод - фонтанную арматуру на уровне лучших зарубежных стандартов (из двадцати предприятий, производящих фонтанную арматуру, качественной продукцией могут похвастаться только три), волгоградский завод «Баррикады», Пермские и Рыбинские моторы, которые производят газоперекачивающие агрегаты. А вот в перспективы производства отечественных буровых долот верится с трудом. Некоторые долотные предприятия получили сертификат Американского нефтяного института (API), но их продукция сильно уступает штатовской в основном по надежности. Это происходит из-за отсутствия конкуренции между заводами, которые принадлежат одному хозяину. Создан и прошел заводские испытания комплекс оборудования для гидроразрыва пласта на заводе «Атоммаш», но такие установки мощностью 900 кВт уже недостаточны для проведения разрывов в горизонтальных скважинах. Иностранные фирмы используют уже установки мощностью до 2200 кВт. Кроме этого, Атоммаш последние пять лет работал над прямо-действующим гидравлическим насосом для буровых установок, но для полного завершения проекта не хватило средств. Экономический эффект от внедрения этого оборудования был бы высок.

На рынке нефтегазового машиностроения трудно назвать монопольных игроков, в отличие от, скажем, энергетического машиностроения. Крупные компании, такие как ОМЗ, с натяжкой можно отнести к монополистам по производству буровых установок, потому что Волгоградский завод буровой техники по номенклатуре пересекается с ОМЗ. Нет и монополиста на рынке труб, которые выпускают семь основных предприятий. За последние десять лет предпринималось несколько попыток создать крупный холдинг нефтегазового машиностроения, но они успехом не увенчались. Все предприятия подотрасли можно разделить на две группы: машиностроительные заводы, переориентированные на работу с ТЭК и заводы оборонного комплекса, культура производства на которых и качество продукции значительно выше, чем на предприятиях традиционного машиностроения. «Оборонных» заводов около 140, но они производят половину всей продукции, выпускаемой на 400 предприятиях нефтегазового машиностроения.

Нефтегазовое машиностроение нигде в мире не принадлежит компаниям ТЭК. Но Газпром, например, становится заметным игроком на этом рынке, инвестируя в производства, чтобы, в первую очередь, обеспечить свои потребности. Есть данные, что и ЛУКОЙЛ начал работать на этом рынке. А такие гиганты, как British Petroleum, Shell не имеют своих заводов. Производством оборудования за рубежом занимается большая группа сервисных компаний, которые в последние годы завоевали российский рынок: Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, Cetko.

Сегодня несколько изменился подход к продажам нефтегазопромыслового оборудования. Иностранные производители используют дорогостоящие буровые установки, подъемные агрегаты для ремонта скважин в основном только в своих сервисных подразделениях. То есть продают операции, выполненные на собственном оборудовании, что значительно уменьшает себестоимость работ. Этот прием часто использует на российском рынке компания «ФракМастерНефть» (cервисная англо-канадская фирма «BJ»). Одних только гидроразрывов пластов стоимостью 100 тыс. долл. каждая компания выполняет до 30 в сутки по всему миру. Таким образом, только эта операция увеличивает ее объем работ без учета расходных материалов на 1 млрд долл.

Завоевывая рынок, иностранные компании могут значительно снижать стоимость оборудования, но потом компенсировать свои потери на расходных материалах и запасных частях. Наши нефтяники и газовики попадают в технологическую зависимость, начинают покупать запчасти за рубежом, ориентируются на западные стандарты. Обидно, гидроразрыв пластов, как и многие другие передовые технологии, был впервые применен в России, но месторождения Западной Сибири с высокими дебитами нефти позволяли добывать ее без использования механических способов и технологий повышения нефтеотдачи. Столь варварская эксплуатация привела к быстрому истощению пластов, а когда мы начали механическую добычу, оборудование оказалось на очень низком техническом уровне.

Компания «Cetko» уже третий год отрабатывает метод бурения на обсадной колонне, который успешно применялся в Советском Союзе еще в 50-х годах и также успешно был забыт. Сегодня она уже пробурила 115 скважин на различных геологических породах. Комплекс оборудования Cetko стоит 12 млн долл., а срок изготовления - не более 5 месяцев. Сумма внушительная для любой нефтяной компании, но канадцы предлагают относительно дешевые услуги по бурению и захватывают рынок. Например, скважина глубиной 4000 м на обсадной колонне была пробурена за 28 дней, что стоило 0,8 млн долл. Длительность бурения обычным же способом - с верхним приводом - не менее 40 дней за 1,2 млн долл.

Уже более 10 лет в России работают иностранные сервисные фирмы со своим оборудованием. На рынке услуг по бурению нефтяных и газовых скважин в последние годы 48% приходится на Schlumberger, BJ, Cetko. Нефтяные компании приглашают эти фирмы в основном для проходки сложных скважин, то есть горизонтальных, наклонных и разветвленных непосредственно в пласту. Стоимость одного метра бурения колеблется, в зависимости от структуры пласта, от 180 до 230 долл. за метр проходки. Таким образом, средняя скважина глубиной 3000 м имеет стоимость не менее 600 тыс. долл., без учета освоения и постановки скважины на режим промышленной эксплуатации. Отечественная техника при гидроразрыве пласта практически не используется. Только одна Сибнефть за 2003 г. провела 600 ГРП. Каждая операция стоит без учета расходных материалов не менее 80 тыс. долл.

Иностранным компаниям принадлежит сегодня 19% рынка добычи, внутрипромысловой подготовки и транспортировки нефти. В том числе наибольшее количество оборудования приобретается для станций перекачки нефти, на погружные насосы и запасные части к ним приходится 7,3%, на установки для предварительного сброса воды - 1,9%. Достаточно высока доля закупок химреагентов -не менее 1 % в год.

Геофизическое, геодезическое оборудование, системы контроля параметров бурения и диагностики скважин, закупленные за рубежом, составляют 7,3% этого сегмента рынка. Среди них выделяются закупки станций контроля параметров направленного бурения (3,9%), геофизических каротажных станций (1,9%), геофизических приборов и запчастей к ним (1,1 %).

Объекты инфраструктуры и транспорт, закупаемые на Западе, занимают 27% данного сегмента рынка. Среди них наибольший процент - инструменты, одежда, расходные материалы, мелкие запчасти и др. (9,5%), модульные жилые и производственные конструкции, бытовки, прочие строительные конструкции, компоненты инженерных систем зданий, компьютерная и офисная техника (3,8%), плавсредства (4,4%), автотехника, самоходная и несамоходная, универсальная, специальная и запчасти к ней (около 7%) и прочее.

Получается, что иностранное оборудование занимает сравнительно небольшую долю российского рынка, но надо учесть, что оно имеет длительный срок эксплуатации.

Российские компании стараются снизить себестоимость добычи нефти и газа. Но основные расходы, особенно при проходке скважин, приходятся на дорогостоящую импортную технику. (Стоимость установок для бурения на 4000 - 6500 м с верхним приводом - от 7 до 12 млн долл.). Роторный способ бурения, применяемый на Западе, обходится много дороже российского турбинного.

Может ли наша промышленность производить современное оборудование? С чего начать? Сегодня практически все нефтяные компании скрывают информацию по износу оборудования и необходимости разработки новых типов, не работают над техническими заданиями. В лучшем случае пытаются скопировать импортную конструкцию и изготовить свою.
  • Необходимо восстановить научно-исследовательскую базу в аналитическом центре, где имеются возможности получения самой передовой информации, полигон института буровой техники (ВНИИБТ) в поселке Поваровка Московской области.

  • Аналитическому центру законодательно предоставить право сбора информации по составу оборудования, имеющегося в нефтяных и газовых компаниях, подчинить этот центр Федеральному агентству по энергетике для представления получаемых данных правительству страны. Организовать на уровне ведомств постоянно действующий научно-технический совет. Определить месторождение в Западной Сибири, которое будет обязано принимать и проводить полный цикл промышленных испытаний новых отечественных разработок.

  • Создать государственную комиссию по приемке оборудования и выработке рекомендаций для промышленного использования. Сегодня еще можно вывести нефтегазовое машиностроение на ведущие роли - как в своей стране, так и в мире.
 

Еще статьи на эту тему:
— Машиностроители и трубники консолидируются
— Нет пророка в своем Отечестве
— Без мысли о завтрашнем дне
— Будем дружить отраслями
— Сервисные компании объединились
— Наш козырь - дешевизна
— В чём дефект дефектоскопа
— Наши турбины обходят конкурентов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru