Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Сентябрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Страсти по НДС еще не выкипели

С 1 января 2005 г. статья 164 Налогового кодекса, которая гласит, что обложение налогом на добавленную стоимость «производится по налоговой ставке 0 % при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта», лишается части, заключенной в скобках.

Сергей ДУНАЕВ,
проректор по международным связям
Всероссийской государственной налоговой академии,
государственный советник налоговой службы II ранга, к.э.н.

Этот очень маленький по объему закон (N 102-ФЗ от 18 августа 2004 года) положил конец финансовым - а потому особенно болезненным противоречиям и страстям, кипевшим в СНГ с момента введения на территории бывшего СССР НДС как такового, то есть - с 1992 г.

Для того чтобы понять всю глубину разногласий, необходимо вернуться в историю, причем еще более раннюю - во времена введения НДС в Европе в 50-е годы XX века. Тогда вполне серьезно обсуждался вопрос о том, что есть НДС: налог на потребление или налог на производство. В конце концов, было решено, что с точки зрения прогресса правильнее облагать этим налогом потребителей добавленной стоимости, а не креативную сторону - производителей товаров и услуг.

Межправительственные соглашения между Россией и Украиной подписаны в Сочи 18 августа 2004 г. следует то, что при экспорте НДС уплачивается полностью и только в стране-импортере, для чего необходимо применение ставки ноль процентов.

Ставка ноль процентов означает, что как только экспортер докажет, что вывез свой товар за рубеж, он освобождается от уплаты НДС, да ему еще из казны живыми деньгами возмещаются затраты на НДС входной. При такой системе в двусторонней торговле очевидно больше НДС получает за чужой товар на своей границе страна-нетто-импортер и больше возмещений выплачивает страна-нетто-экспортер.

Но поскольку НДС является самым денежным налогом, его любят не только казначеи, но и мошенники. Числу схем незаконного получения возмещений по НДС несть числа, причем в подавляющем большинстве случаев они построены на махинациях по двум позициям: факту и цене экспорта.

Вполне понятно, что во время введения НДС на постсоветском пространстве в начале 90-х годов говорить о серьезном контроле над перевозками между республиками экс-СССР было просто несерьезно. Требований о возмещении было бы больше, чем долгов Парижскому и Лондонскому клубам вместе взятым. Поэтому Россия - нетто-экс-портер в двусторонней торговле со всеми остальными республиками СНГ - ввела нулевую ставку при экспорте в дальнее зарубежье и обычную внутреннюю - в ближнее. Всем остальным республикам это не понравилось сразу, и они тут же, порознь и вместе, самостоятельно и по совету МВФ, начали уговаривать Россию применять нулевую ставку. Достаточно вспомнить Договор о создании Экономического союза 1993 г. и Соглашение о создании зоны свободной торговли 1994 г. Россия держалась вплоть до подписания в 1999 г. «Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли», обычно называемого Протоколом от 02.04.99.

Протокол вводил нулевую ставку, но на основе двусторонних соглашений и с изъятиями. В то время сумма потерь от нее российского бюджета оценивалась в 900 млн долл., а с учетом вероятности практики «лжеэкспорта» -около 2 млрд долл. в год. Но следует признать, что оценок было много и разных. На основании указанного протокола в 2000 г. в России было разработано типовое «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством государства - участника Содружества Независимых Государств о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле», которое удалось подписать со многими странами СНГ. Соглашение предусматривало исключение из нулевой ставки нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа. Эти же положения были внесены и в российский Налоговый кодекс с введением в действие 1 июля 2001 г. Переговоры по заключению таких соглашений были тем труднее, а сопротивление изъятиям тем больше, чем больше страна зависела от российских энергоносителей.

Надо признать, что Украина всегда была категорически против изъятий по нефти и газу. Она сумела привлечь на свою сторону посла В. Черномырдина, два года назад добилась от М. Касьянова публичного признания в том, что Россия «готова нести финансовые потери ради сохранения стратегического партнерства с Украиной». Но настоящей политико-экономической победы наши соседи-славяне добились только в этом году, когда вплотную встал вопрос о подписании документов по единому экономическому пространству (ЕЭП).

Первые серьезные указания на то, чего собственно в первую очередь ждет Украина от ЕЭП, появились уже весной 2003 г. Вплоть до поздней осени украинцы надеялись отменить НДС на нефть с 2004 г., а с 2005 г. - и на газ. Но реально получилось только в день юмора: 1 апреля 2004 г. на встрече в Москве В. Януковича с В. Путиным и М. Фрадковым удалось договориться, очевидно, по-крупному и на-долго: ну не зря же, в конце концов, Россия отказалась от непыльного стабильного заработка достаточно неизвестной величины. Действительно, два года назад М. Касьянов оценил украинский НДС, только по нефти в 170 млн долл. В мае 2004 г. В.Христенко говорил о нефти и газе, но уже в сумме 300-400 млн долл. Ближе к середине лета этот показатель возрос до 800 млн долл. Общая цена вопроса в рамках СНГ до внесения закона в Федеральное Собрание оценивалась в 1 млрд долл., при внесении в Госдуму - в 39,4 млрд руб., а в Совете Федерации в 35,8 млрд рублей.

Компенсировать выпадающие доходы правительство предлагает за счет увеличения ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Ставка этого налога по нефти повышается с 400 до 419 руб. за тонну, по природному газу - со 107 до 135 руб. за 1 тысячу кубометров. Дополнительные доходы от повышения ставок составят соответственно 10,4 млрд руб. и 16,4 млрд. Вполне понятно, что эти суммы ранее платили нам потребители в СНГ, теперь мы будем платить сами, причем вдобавок к общемировому росту цен.

Новый закон об НДС принят, и вряд ли не будет введен в действие. Но, разрешив один вопрос, он поставил другие. Стратегическое партнерство с Украиной очевидно дорогого стоит. Но что будет с другими странами СНГ, успевшими заключить с нами соглашения о принципах взимания косвенных налогов? С точки зрения России, взимание НДС при экспорте нефти и газа в эти страны происходит именно по международным соглашениям, имеющим приоритет над законом N 102-ФЗ от 18.08.2004. Если настаивать на исполнении этих соглашений, то вполне вероятно, что по документам весь экспорт пойдет через Украину, если начинать переговоры об их отмене, то что просить взамен?

И второе. Подавляющая часть нефти и газа проходит по трубопроводному транспорту, то есть риск увеличения мошенничества с налогами невелик. Оно и так более чем впечатляет. В 1999 г. сумма возмещения налога экспортерам составляла 39,7 млрд руб., или 18,3% от суммы НДС, а в 2003 г. она увеличилась до 292 млрд руб. (47,2%). Если допустить полное законопослушание, то получается, что пол-России работает на экспорт. Но поскольку химичат не только с экспортным НДС, Минфин оценивает ежегодные потери бюджета от незаконных схем с НДС в сумме 300 млрд руб.

Поэтому при подготовке рассматриваемого закона, возможно, стоило воспользоваться примером Казахстана, имеющего в своем законодательстве отсутствующие в России средства контроля. Так, статья 223.2 Налогового кодекса этой страны устанавливает, что дополнением к обычным документам, подтверждающим экспорт, в случае вывоза товаров в государства - участники Содружества Независимых Государств, имеющим границу с Республикой Казахстан, является копия грузовой таможенной декларации, оформленной в стране импорта товаров, вывезенных с таможенной территории Республики Казахстан в режиме экспорта.

Минфин оценивает ежегодные потери бюджета от незаконных схем с НДС в сумме 300 млрд рублей. Кроме того, в соответствии с международным договором, уполномоченным государственным органом Республики Казахстан может быть установлен иной порядок подтверждения экспорта товаров в государства -участники Содружества Независимых Государств.

И последнее. Из недр правительства в этом году поступают достаточно противоречивые сигналы. С одной стороны, Минфин вроде предлагает перейти от разрешительного к заявительному порядку возмещения экспортного НДС, с другой - М. Фрадков заявляет, что идея отмены возврата НДС правительству интересна. Значит, стратегического курса еще нет.
 

Еще статьи на эту тему:

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru