Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Сентябрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Удвоение курса

Дмитрий ОРЛОВ,
генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций,
научный редактор журнала «Профиль», к. и. н.

Летний застой привел к возрождению правительственного пессимизма по поводу удвоения ВВП. И главным пессимистом стал министр экономического развития и торговли Герман Греф. «Выход на траекторию удвоения ВВП не обеспечивается», - таков главный ответ ведомства Грефа на императивные требования президента Путина и премьера Фрадкова найти резервы для ускорения роста. Это можно называть по-разному: «серьезной альтернативой», «скрытой оппозицией» и даже - вспомним тридцатые! - «оппортунизмом». Но неожиданное удвоение экономического курса правительства - факт. Принципиальные расхождения в позициях премьера и министра экономического развития и торговли проявились и при обсуждении проекта федерального бюджета в правительстве -здесь Грефа отчасти поддержал Алексей Кудрин. Битва за курс, за реалистичность того самого удвоения, конечно, будет продолжена. Осень, традиционная пора баталий бюджетных лоббистов, подходит для этого идеально.

«Основные направления деятельности правительства на период до 2008 года», утвержденные Михаилом Фрад-ковым и явно продиктованные позицией Владимира Путина, - серьезная заявка на инструментальность. Логика документа вполне жесткая: президент ставит известные задачи (прежде всего в области удвоения ВВП за десятилетний период) - правительство отвечает на это ясным механизмом их решения. Герман Греф создавать такой механизм не захотел. И это не первый случай подобной нелояльности.

В марте при составлении прогноза на 2005-2007 годы МЭРТ уже косвенно признавало нереалистичность главного экономического постулата президента. В начале лета премьер Фрадков публично дал понять Герману Грефу: надо разрабатывать технологии стимулирования экономического роста, а не искать причины его замедления. Однако в очередном докладе Минэкономразвития, обнародованном в конце августа, вновь прогнозируется снижение темпов прироста ВВП - до 6,3% в 2005 году и 6,1% в 2006-м. И только 2007 год должен несколько оживить экономическую динамику (6,5%). Спад в легкой промышленности продолжится. Количество бедных может сократиться на 10% — но только при «ослаблении структурных барьеров бедности». То есть, попросту говоря, если малоимущие сами станут богаче. Расслоение по доходам имеет все шансы усилиться, а смертность должна вырасти с 16,4 на 1000 человек населения до 17.

На фоне победных реляций Федеральной службы государственной статистики, согласно которым России принадлежит первое место среди развитых стран по приросту ВВП в I квартале и по увеличению объемов промышленного производства в I полугодии, прогноз ведомства Грефа выглядит контрастно и мрачно. Немало экспертов уже отметили явную недооценку Минэкономразвития потенциала российской экономики - недооценку традиционную, позволяющую постоянно корректировать в сторону повышения темпы роста. Но дело не только и не столько в цифрах. В конце концов, при сравнении достигнутых темпов не с развитыми, а с наиболее интенсивно развивающимися странами Россия не выигрывает, а проигрывает. Проблема в принципиально различных моделях экономического роста, на которые делают ставку Фрадков и Греф.

Премьер, которого называли неспособным к серьезным инициативам, стал одним из наиболее последовательных проводников идеологии технологического прорыва и стимулирования внутреннего спроса. Именно Фрадков заявил о недопустимости сохранения сырьевой зависимости. Именно он настоял на включении в «Основные направления...» крупных инвестиционных проектов, прежде всего в нефтегазовом секторе и транспортной инфраструктуре, - они должны ускорить рост на 2-3% в год по сравнению с инерционными сценариями и привести к вожделенному удвоению ВВП. Именно он выступил за резкое увеличение расходов на НИ ОКР и партнерство государства и бизнеса в финансировании важнейших высокотехнологичных отраслей. Именно премьер, наконец, потребовал ввести ясные (выраженные в индикаторах) критерии результативности работы министерств, - и его уже упрекают в «возврате к планированию».

Напротив, «главный реформатор» Греф теперь явно ближе к инерционной (расширенной сырьевой) модели. Минэкономразвитие предсказывает: к концу 2004 года цена барреля Urals снизится до $28-29 и стабилизируется затем на уровне $28 - в оптимистическом варианте. Несмотря на нынешние рекорды мирового нефтяного рынка, прогноз этот выглядит вполне реалистично. Однако ясно: нефть продолжает оставаться для ведомства Грефа альфой и омегой экономической политики. Снижаются нефтяные цены - замедляется рост, растут - он незначительно (на 0,1-0,2% в год) ускоряется. Что же делать? По логике Минэконоразвития — продолжать структурные и административную реформы, в противном случае темпы роста ВВП и вовсе упадут до 3,5-4%.

«Реформаторская» оболочка не должна обманывать: реформы идут уже не первый год. Идут давно по инерции, кстати говоря. Прорыв или провал - такая альтернатива стоит перед Россией. Президент и премьер выбор, кажется, сделали. Чиновникам, привыкшим к реформаторской фразе, он дается нелегко.
 

Еще статьи на эту тему:
— Карта прогнозов на июнь 2004 г.
— Пресс депрессии
— Карта прогнозов на июль 2004 г.
— Доллар продолжит падение
— Карта прогнозов на сентябрь 2004 г.

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru