Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Июль-Август 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Первыми были братья Нобель

Недра России сказочно богаты, и открытия еще ожидаются. Например, только на освоение Ямала нужны десятки миллиардов долларов. Но такие крупные долгосрочные капиталовложения пока не под силу даже самым большим российским компаниям, почему они и ищут иностранных инвесторов. Эту ситуацию можно смело назвать типичной для русской истории.

Ольга КУРНОСЕНКО

В дореволюционной Государственной думе шла постоянная борьба между депутатами, поддерживающими интересы крупных зарубежных нефтяных компаний, и теми, кто не боялся показаться «недостаточно европейцами». Противники иностранных инвестиций разоблачали «подлинные намерения» мировых конкурентов, желающих задавить российскую нефтяную промышленность. Один из лидеров фракции крайне правых Н. Марков объяснял депутатам Думы: «Мы имеем дело с такой сложной, хитросплетенной мошеннической машиной, изобретенной где-то в Северной Америке, машиной, которая имеет сотни миллионов рублей и может подкупить… я не знаю кого». Некоторые депутаты нынешней Госдумы повторяют обвинения, которые выдвигались в отношении иностранцев около ста лет назад.

История российской нефти интересна еще и тем, что на ее страницах можно встретить имена, известные и сегодня. Например, основателя Нобелевской премии Альфреда Нобеля, Ротшильда, компании Shell, British Petroleum, Standard Oil.

Первые фонтаны Апшерона

Зарождение нефтяной промышленности России восходит к концу позапрошлого века. Тогда растущий интерес отечественных и зарубежных предпринимателей, в том числе будущего основателя Нобелевской премии Альфреда Нобеля, помог всего лишь за несколько лет, с 1882 по 1886 гг., увеличить добычу нефти с 10 тыс. до 1 млн. Это позволило России уже к 1898 г. обогнать нефтяную державу номер один -США - и выйти на первое место в мире, подняв уровень добычи нефти до 10 млн т/год.

На Апшеронском полуострове нефтью была пропитана даже земля. Сначала ее собирали самым элементарным способом - снимая пленку с воды, затем начали копать неглубокие ямы. По мере того, как росла потребность в топливе и освещении, местные жители стали копать колодцы глубиной уже несколько десятков метров. Развитие нефтяной промышленности сдерживали примитивная техника, трудности транспортировки, а главное - слабое развитие русской промышленности, которая все еще не испытывала особой нужды в новом топливе, довольствуясь дровами и углем.

Вслед за Нобелями Ротшильды

В марте 1873 г. Роберт Нобель, владелец оружейного завода в Санкт-Петербурге, направил своего младшего брата Людвига на Кавказ изучать возможности поставки оттуда орехового дерева для ружейных прикладов. Но Людвиг вложил деньги (27 тыс. руб.) в приобретение небольшого нефтяного завода и нескольких участков земли. Роберт одобрил решение брата. Так родилась нефтяная компания, получившая название «Товарищество братьев Нобель».

В 1875 г., используя шведское оборудование, «Братья Нобель» начинает давать местную нефть высокого качества. Два года спустя Людвиг Нобель в меморандуме, адресованном своему брату Альфреду в Париж, излагает стратегию нефтяной компании. Компания «Братья Нобель» решила согласовать добычу нефти с ее транспортировкой по всем возможным направлениям. В этих целях создается флотилия речных и морских судов, производство цистерн для перевозки нефти по железной дороге.

До 80-х годов позапрошлого столетия бакинская нефть использовалась, в основном, для освещения и как смазочный материал. Остальное - все, что считалось тогда отходами, - сжигалось или сбрасывалось в море. Появление техники, позволявшей использовать нефть в качестве горючего, способствовало переводу на этот вид топлива транспортных судов, которые до того работали на паровых котлах. Крупнейшая судовая компания «Кавказ и Меркурий» - флот братьев Нобель - перешла на нефть. В 1900 г. уже 70% топлива, потребляемого речным флотом России, составило «черное золото».

Развитие российской экономики в последней четверти XIX в. стимулировалось в значительной степени интенсивным строительством железных дорог. Большая их часть была собственностью государства. Решение перевести железные дороги на новое топливо способствовало значительному увеличению спроса на нефть. В 1878 г. Бакинский район дал в 20 раз больше нефти, чем в 1872 г. Увеличение добычи было связано с переходом к бурению.

Компания «Братья Нобель» построила первый нефтепровод протяженностью 12 км, несущий нефть с места добычи в Баку. Его успех побудил других нефтепромышленников начать строительство нефтепроводов. Одним из результатов русско-турецкой войны 1877-1878 гг. был переход к России Батуми - порта на Черном море. Так появилась возможность нового пути для перевозки нефти. До сих пор она шла вглубь России по Волге.

Группа российских промышленников, возглавляемая министром финансов Николаем Бунге (1881-1886 гг.), получает подряд на строительство железной дороги из Баку в Тифлис, а оттуда в Батуми. Компания-монополист «Братья Нобель» отказалась принять участие в финансировании предприятия. Инициаторы строительства железной дороги обратились к французскому банку Ротшильдов, которые искали сырую нефть для своей нефтеперерабатывающей фабрики на Адриатическом побережье. Ротшильды хотели независимости от рокфеллеровской компании Standard Oil, поэтому в 1893 г. приобрели нефтяные поля в Бакинском регионе.

В середине 80-х годов компания «Братья Нобель» занимала монопольное положение в нефтяной промышленности - добыче, транспортировке, торговле. В 1885 г. она вырабатывает 10,7 млн пудов керосина, шесть следующих за ней по размеру крупнейших фирм - 11,8 млн пудов, примерно 60 небольших нефтеперерабатывающих предприятий - столько же. «Нобели» заказывают у шведской фирмы первый русский танкер «Зороастр», вмещающий около 250 т нефти. Компания строит флотилию металлических нефтеналивных барж. Стремясь устранить конкуренцию деревянного нефтеналивного флота, компания «Братья Нобель» выступила с инициативой запрещения использования деревянных барж для перевозки нефти, мотивируя это, как сказали бы мы сегодня, экологическими причинами. Деревянные баржи теряли много нефти, отравлявшей Волгу.

Российское общество рыбоводства и рыболовства поддержало инициативу, но сопротивление владельцев деревянных барж, которые стоили значительно дешевле железных, оказалось сильнее. Правительственная комиссия отвергла предложение о запрещении использования деревянных барж, считая, что это приведет к монополизации транспортировки нефти по Волге, а также повысит цену топлива.

Развивается внешняя торговля. В конце XIX в. 59% экспорта российской нефти шло в Европу, в значительной мере в Англию, 38% - в Азию. 96% добычи приходилось на Баку. Развитие нефтяного экспорта объясняется ростом добычи, которая существенно опережала внутренний спрос. В 1900—1901гг. Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти, обогнав Америку: 11,987 против 9,468 млн тонн. Потребление нефтяных продуктов в России в это время вдвое меньше, чем в Германии. В экспортных доходах России нефть на третьем месте - после зерна и леса.

Новые нефтяные поля

В начале ХХ в., после пика 1901 г., добыча нефти в Баку начинает падать. Это объяснялось рядом причин: сокращением запасов, их хищнической эксплуатацией, отставанием в области бурильной и нефтеперерабатывающей технологий, демпинговой политикой компаний Standard Oil и Shell, заполнивших Россию дешевыми нефтепродуктами, наконец, высоким налоговым обложением. Нефтяники платили государству 40% своих доходов.

В 1893 г. нефтепромышленник Ахвердов получил мощный нефтяной фонтан в районе Грозного. Началась эксплуатация нового нефтяного района: в 1896 г. на него приходилось 4,2% российской добычи нефти. В начале XX в. началась промышленная разработка в районе реки Эмбы, впадающей в Каспийское море. «Братья Нобель» вместе с русским промышленником Стажее-вым основали акционерное общество «Эмба», английские предприниматели - «Урало-Каспийское общество». В 1911 г. в этом районе ударил большой фонтан высококачественной нефти.

Геологи, указывающие на то, что Кавказский хребет или, как они выражались, Кавказское горное сооружение продолжается в Средней Азии, в Туркмении, считали, что нефть должна быть и там. Ее начали искать. В 1907 г. компания «Братья Нобель» (снова она!) получила первый фонтан на полуострове Челе-кен, глубоко выдающемся в Каспийское море. В начале ХХ в. началась разработка месторождений нефти в Западной Туркмении - Небит-Даге.

Признаки нефти обнаруживаются в различных районах Российской империи, но технические трудности добычи, а также сопротивление бакинских промышленников, не желавших терять монополию основного нефтяного района, тормозили эксплуатацию новых месторождений.

В 1913 г. на Кавказе добывалось 90% всей нефти. Но техника бурения оставалась примитивной - инструмент, в основном деревянный, не позволял бурить глубоко, а само бурение продолжалось очень долго. Иностранные фирмы, использовавшие современную технику, бурили быстрее и глубже. Они были одновременно конкурентами российских промышленников и носителями прогресса, который содействовал развитию российской экономики.

(Продолжение следует)

 

Еще статьи на эту тему:

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru