Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Июль-Август 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Синдром ЮКОСа климат не испортит

Исполнительный вице-президент Московского международного нефтяного клуба (ММНК) Тогрул Багиров рассказал «Мировой энергетике», что ждут иностранные инвесторы от российских властей. Сегодня членами клуба являются Shell, ExxonMobil, ТНК-ВР, Сhevron Texaco, Ruhrgas, Wintershall, Marafon Petroleum и другие западные компании, представленные на российском рынке.

- Тогрул Адилевич, как, на ваш взгляд, изменился инвестиционный климат для западных компаний в ТЭК России за последние годы?

- После августа 1998 г. нефтегазовый сектор России существенно вырос по объемам производства и привлекаемым в него инвестициям. И российские, и иностранные инвесторы с готовностью начали вкладывать средства в этот сектор. В этом году Россия обогнала по среднесуточной добыче нефти Саудовскую Аравию и вышла на первое место в мире. Но хронический дефицит инвестиций в эту ключевую отрасль все еще дает о себе знать.

В то же время благоприятный инвестиционный климат все еще не сформирован. Дальше экономических программ и содержащихся в них деклараций о намерениях, дело, к сожалению, не движется. Западные инвесторы не скрывают негативного отношения к условиям работы в России, критически оценивают нормативно-правовую базу ТЭК, налоговую практику, ее фискальную ориентацию и отсутствие гибкости, слабую защиту инвестиций, отсутствие надежных гарантий, голое администрирование со стороны региональных и муниципальных властей, противоречивость и непоследовательность принимаемых правительством решений. В российском ТЭК практически отсутствуют единые для всех «правила игры», к тому же и они могут быть изменены, как говорят, «без суда и следствия».

Улучшение инвестиционного климата в отечественном ТЭК - задача не одного дня. Справедливости ради, заметим, что некоторые подвижки в улучшении законодательства все-таки происходят благодаря диалогу между государством и инвестиционным сообществом. Избыточное прежде административное регулирование в нефтегазовом секторе постепенно уходит в прошлое (вспомните хотя бы «законодательные инициативы» главы администрации Ненецкого АО Владимира Бутова). Западные инвесторы получают больше нужной для принятия решений по инвестициям информации о России, над ними не висит очередной дефолт.

Парадокс в том, что инвестиционный климат в России не меняется радикально к лучшему. Даже, несмотря на заинтересованность западных инвесторов, большую прибыль добывающих компаний на внешнем и внутреннем рынках в условиях нынешних стабильно высоких цен на углеводороды.

- Есть ли ясность в том, для чего нужны России иностранные партнеры? Они необходимы временно, чтобы модернизировать отечественную нефтегазовую промышленность или - долгосрочно?

- Однозначного ответа, судя по всему, нет, поэтому считаю, что перспективы долгосрочного сотрудничества в рамках ведущегося энергодиалога России с США и ЕС пока особо впечатлять не могут. Объективные основания не доверять Москве у западных инвесторов все-таки сохраняются. В том числе из-за коррупции в эшелонах власти в центре и на местах.

- Что может увеличить приток западных инвестиций в ТЭК России?

- По нашему мнению, это следующие факторы:
• замедление темпов развития в странах-локомотивах мировой экономики, в первую очередь в США и Китае;
• нестабильность на Ближнем Востоке. Нефть России при сокращении поставок на мировой рынок ближневосточной нефти может рассматриваться как надежная альтернатива энергопоставок в США.
• политическая стабильность в России - для нашей нефтянки очевидный плюс. Что касается дела ЮКОСа, то это дело «внутреннее», подводящее к выводу: если внешние инвестиции одобрены на уровне президента или правительства России, то любые осложнения для инвесторов в будущем маловероятны;
• пересмотр показателей нефтегазовых запасов в сторону увеличения (западные аналитические центры называют более значимые, по сравнению с российскими, запасы);
• повышение уровня корпоративного управления и финансовой прозрачности компаний до общемировых стандартов;
• курс на приватизацию в нефтегазовом комплексе с использованием положительного мирового опыта и более совершенного законодательства;
• синдром ЮКОСа: крупные компании добровольно откажутся от схем налоговой оптимизации в обмен на неприкосновенность своего бизнеса.

В то же время нынешнее увеличение налогообложения нефтегазовых компаний при сохранении высоких цен на нефть существенно не скажется на показателях отрасли и соответственно ее инвестиционной привлекательности.
 

Еще статьи на эту тему:
— Дождь инвестиций прольется на Россию?
— Газпром меняет стратегию
— Перестаньте пугать инвесторов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru