Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Июнь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Спиной к соседу

Суть новой экономической политики Азербайджана, начатой в 1994 г. президентом Гейдаром Алиевым, в общем-то, проста: иностранные инвесторы вкладывают средства в разведку каспийских углеводородных структур, добычу и транспортировку на мировые рынки азербайджанских нефти и газа. Республика сначала рассчитывается с иноземцами тем же сырьем, а потом получает от своего нефтегазового экспорта доход в десятки миллиардов долларов.

Владимир МИШИН,
собкор журнала «Нефть России» - специально для «МЭ»

Сколько в Азербайджане нефти и газа?

В настоящее время разведанные углеводородные запасы Азербайджана оцениваются следующим образом:

Во-первых, как сообщил нам президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Натик Алиев, остаточные запасы углеводородов на 17 морских месторождениях госкомпании и 36, расположенных на суше, составляют около 320 млн т нефти и 120 млрд м3 природного и попутного нефтяного газа. При существующих объемах добычи углеводородов разведанных запасов нефти ГНКАР хватит еще лет на сорок.

Во-вторых, потенциал единственного реально работающего морского международного «Соглашения о разведке, разработке и долевом разделе добычи» (СРРДРД) с каспийского блока Азери-Чи-раг-Гюнешли оценивается сегодня почти в 900 млн т нефти и 150 млрд м3 попутного нефтяного газа.

В-третьих, разведанные запасы каспийского месторождения Шах-Дениз (открыто в июне 1999 г.) оцениваются сегодня в 625 млрд м3 природного газа и 101 млн т газоконденсата.

В-четвертых, углеводородные запасы месторождений Карабах и блока Дан Улдузу-Ашрафи, открытых на Каспии иностранными инвесторами в 1997 г., от освоения которых они, правда, публично отказались в 1998 г., составляют суммарно около 30 млн т нефти. Каспийские планы ГНКАР предусматривают самостоятельное освоение этих месторождений (с использованием глубоководных оснований, построенных еще во времена СССР и сегодня никому, кроме госкомпании, не нужных).

В целом же запасы нефти и газа, которыми располагает Азербайджан, оцениваются президентом ГНКАР Н. Алиевым в объемах от 4.5 до 10 млрд т условного топлива. И это без учета глубокозалегающих углеводородных пластов.

Запасы, конечно, немалые, однако...

Сколько углеводородов нужно стране?

В 2003 г. в Азербайджане было добыто 15,5 млн т нефти: 8,9 млн т - предприятиями ГНКАР, оншорными СП (разрабатывающими месторождения на побережье) и международными консорциумами, и 6.6 млн т - международным консорциумом в рамках проекта АЧГ на месторождении Чираг.

Из 8,9 млн т нефти ГНКАР, СП и оншорных консорциумов 2,5 млн т были экспортированы по трубопроводу Баку-Новороссийск, а остальные 6,4 млн т переработаны на НПЗ Азербайджана. Иначе говоря, ввиду недостатка первичного сырья НПЗ республики загружены сегодня на 32% проектной мощности.

По мнению президента ГНКАР Н. Алиева, переработка на НПЗ Azneftyagh и Azneftyanajag 6,5 млн т нефти в год вполне оптимальна для Азербайджана. Объемы произведенных в стране из этого сырья нефтепродуктов позволяют не только полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка, но и экспортировать ежегодно 2,5-3 млн т бензина, керосина, диз-топлива и т.п.

Ситуация с обеспечением Азербайджана природным газом предельно однозначна: сегодня собственного газа стране катастрофически не хватает. В год требуется 12 млрд м3 газа. В 2003 г. в самой республике было добыто лишь 5 млрд м3, 4,1 млрд м3 - на предприятиях госкомпании и 0,9 млрд м3 попутного нефтяного газа страна бесплатно получила с месторождения Чираг.

Испытывая острейший дефицит топлива для своих ТЭС, Азербайджан был вынужден начать с 2001 г. закупки природного газа в России. Для его транспортировки используется магистральный трубопровод Моздок-Кази-Магомед протяженностью 700 км (240 км на территории республики) и проектной пропускной способностью 13 млрд м3 газа в год.

Большая часть газа, поставлявмого в Азербайджан из России, сжигается в топках ТЭС. В 2003 г. 4 ТЭС и 5 ГЭС выработали 21,15 млрд кВт•ч электроэнергии. Кроме того, Азербайджан импортировал в 2003 г. 1,45 млрд кВт-ч электроэнергии из России.

Ожидается, что в 2004 г. в Азербайджане будет выработано 22 млрд кВт-ч электроэнергии, а импортировано из России 1,5 млрд кВт.ч. Де-факто 23,5 млрд кВт-ч электроэнергии, которые планирует потребить Азербайджан в 2004 г., превышают максимальный уровень потребления республики во времена СССР (23,2 млрд кВт.ч).

Всё на экспорт

Поскольку НПЗ Азербайджана, как считает президент ГНКАР Н. Алиев, вполне хватает государственных 6,5 млн т нефти в год, вся нефть проекта АЧГ (его в республике гордо называют «контрактом века») будет экспортироваться.

После реализации в 2009 г. проект АЧГ суммарной ориентировочной стоимостью в 14,5 млрд долл. должен выйти на свой максимальный уровень добычи в объеме 50 млн т нефти и 7-7,5 млрд м3 попутного нефтяного газа в год и продержаться на достигнутом рубеже до 2017 г. Ну а дальше кривая нефтедобычи на блоке АЧГ пойдет вниз и к 2030 г. достигнет последнего нулевого предела.

Ожидаемый доход Азербайджана от почти 900 млн т нефти АЧГ, учитывая рост мировых цен на энергоносители, вероятнее всего, превысит 100 млрд долларов.

Для экспорта большой нефти АЧГ в 2005 г. должен быть построен так называемый основной экспортный нефтепровод Баку-Тби-лиси-Джейхан (БТД) пропускной способностью в 50 млн т сырья в год, длиною в 1 762 км и ценою в 3,6 млрд долларов.

Аналогичный подход (всё на экспорт) у Азербайджана и к газо-конденсатному проекту Шах-Де-низ. Однако помимо желания, необходимы еще и возможности, и не в последнюю очередь возможность продать природный газ Каспия на мировом рынке. А вот с этим у официального Баку все далеко не так просто, как хотелось бы.

Во всяком случае, пока речь идет лишь о реализации Стадии 1 проекта Шах-Дениз, предусматривающей добычу 178 млрд м3. природного газа и 34 млн т газоконденсата. При этом максимальный объем добычи углеводородов Шах-Де-низа в рамках Стадии 1 запланирован на уровне 8,4 млрд м3 газа и 2 млн т газоконденсата в год. Инвестиционный потенциал Стадии 1 проекта Шах-Дениз оценен в 2,3 млрд долларов.

Еще 0,9 млрд долл. потребуется на строительство Южно-Кавказского трубопровода (ЮКТ) длиною 690 км (442 км азербайджанский участок и 248 км - грузинский) и пропускной способностью первой очереди в 8,1 млрд м3 в год. Строительство ЮКТ начнется после сдачи в эксплуатацию БТД.

Проектная цель строительства ЮКТ - экспорт газа Шах-Дениза в Турцию, предусмотренный азербайджано-турецким газовым соглашением от 12 марта 2001 г. По этому договору из Азербайджана в Турцию планируется (теперь уже в период 2006-2020 гг.) поставить 89,2 млрд м3 газа Шах-Дениза. Максимальный уровень поставок азербайджанского газа в Турцию должен при этом составить 6,6 млрд м3 в год, а цена, привязанная к мировой стоимости мазута и диз-топлива, не должна превышать 120 долл. за 1000 м3 и не опускаться ниже 70 долл. за те же 1000 кубов.

Суммарная максимальная добыча в рамках проекта Шах-Дениз может достигнуть после 2010 г. (если будет запущена Стадия 2 проекта) 16 млрд м3 в год. Плюс еще 7—7,5 млрд м3 попутного нефтяного газа Азербайджан будет бесплатно получать в ближайшие 12 лет (потом по нисходящей до нуля) от проекта АЧГ. Плюс еще около 3-3,5 млрд м3 смогут дать в ближайшие 15-20 лет структуры ГНКАР.

Таким образом, Азербайджан реально сможет в период 2010-2025 гг. добывать ежегодно до 25 млрд м3 газа в год. Из этих объемов, правда, самостоятельно распоряжаться Баку сможет лишь попутным газом проекта АЧГ да газом ГНКАР, то есть 10-11 млрд м3 в год. Что же касается газа Шах-Дениза, то доля Азербайджана в гипотетических 16 млрд м3 газа в год составляет лишь 10% долевого участия ГНКАР в проекте, то есть 1,6 млрд м3 в год. Лишь после возвращения зарубежными инвесторами всех средств, вложенных в проект Шах-Дениз, доля Азербайджана вырастет до 80 процентов.

Чтобы добывать на Шах-Денизе по 16 млрд м3 газа в год, нужны иностранные инвестиции. Именно поэтому Азербайджан обратил свои взоры на Европу. Первым претендентом стала Греция. Переговоры ГНКАР и греческой компании DEPA идут уже несколько лет. Их венцом вроде бы должно стать азербайджано-греческое газовое соглашение, подписать которое Баку и Афины намерены в ходе визита президента Греции в Азербайджан, намеченного на 20 июня 2004 года.

Однако, как сообщили нам в экономическом отделе посольства Греции в Азербайджане, переговоры между ГНКАР и DEPA хотя и идут, но тяжело. И сложность переговоров объясняется не только необходимостью согласования ряда важнейших экономических параметров договора (цена 1000 м3 газа Шах-Дениза, объемы поставок, тарифы на транзит и массу других), но и причинами политического характера. А именно непростыми отношениями между Грецией и Турцией, по территории которой газ Шах-Дениза только и может попасть на землю Эллады.

Ну а пока президент ГНКАР Н. Алиев говорит о вероятных поставках в Грецию от 1 до 3 млрд м3 газа Шах-Дениза в год.

Каспийские проблемы

Сериал каспийских неудач Азербайджана 1997-2003 гг. привел к прекращению деятельности в республике семи международных консорциумов. Пыл еще двух консорциумов, собиравшихся осваивать углеводородные ресурсы Южного Каспия, на неопределенное время был остужен Тегераном, заявившим о своих претензиях на 20% каспийского шельфа.

По мнению эксперта по юридическим проблемам Каспия, замначальника общественно-политического отдела аппарата президента Азербайджана профессора Рустама Мамедова, именно позиция Тегерана, не разделяющего точку зрения Астаны, Баку и Москвы на раздел каспийского шельфа на основе принципа модифицированной срединной линии, тормозит сегодня процесс выработки Конвенции по правовому статусу моря.

В результате БТД, спроектированный на 60 лет эксплуатации, то есть на суммарную транспортировку 3 млрд т нефти, может рассчитывать лишь на 0,9 млрд т нефти проекта АЧГ.

Чтобы поднять рентабельность проекта БТД, равно как и, следуя желаниям Вашингтона направить немалую часть каспийской нефти в обход России, Азербайджан и Казахстан с ноября 2002 г. ведут переговоры о присоединении Астаны к проекту Баку-Джейхан.

Первоначально Астана заявила о готовности экспортировать по БТД до 20 млн т своей нефти в год. Однако в марте 2004 г. в ходе визита президента Азербайджана Иль-хама Алиева в Астану президент Казахстана Нурсултан Назарбаев пообещал своему азербайджанскому коллеге, что Баку может рассчитывать лишь на 10 млн т казахстанской нефти в год.

В настоящее время через территорию Азербайджана по маршруту Актау-Баку-Батуми транспортируется порядка 2,5 млн т нефти Казахстана в год. Кроме того, итальянская ENI, французская TotalFinaElf, японская INPEX и американская ConocoPhilips, работающие в Казахстане, имеют в сумме 15% долевого участия в проекте БТД, то есть могут транспортировать ежегодно до Джейхана не более 7,5 млн т своей долевой нефти. Если сложить 2,5 и 7,5, и получим те самые 10 млн т казахстанской нефти в год, которые обещал в Астане президенту И. Алиеву президент Н. Назарбаев.

Что касается транспортировки нефти Азербайджана через территорию России по трубопроводу Баку-Новороссийск, то пока этот маршрут республике необходим. На наш вопрос, каковы планы ГНКАР по использованию северного маршрута после пуска БТД, президент госкомпании Н. Алиев ответил весьма туманно: «В 2005 г. мы планируем прокачать по Баку-Новороссийску 2,5 млн т своей нефти».

А после 2005 г.? Москва, во всяком случае, хотела бы подписать с Баку долгосрочное соглашение на прокачку нефти Азербайджана. Желательный минимум - по 5 млн т в год и в течение 15 лет, за что и тариф можно будет снизить с нынешних 15,67 долл. за тонну до более приемлемого уровня. Однако официальный Баку вполне устраивает действующее соглашение, в конечном счете, все равно не выполняемое Азербайджаном в полном объеме. Обещанные 5 млн т азербайджанской нефти в год Новороссийску только снятся...

Как действует Налоговая служба республики

Сергей ДУНАЕВ,
проректор по международным связям
Всероссийской государственной налоговой академии,
Государственный советник налоговой службы II ранга, к.э.н.

Азербайджанская Республика с 2002 г. является участником Соглашения между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере. С Россией республику связывают Соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (с 1998 г.), о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле (с 2001 г.), о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства (с 2002 г.).

Указом Гейдара Алиева 11 февраля 2000 г. вместо инспекции было создано министерство налогов, задачами которого являются осуществление единой государственной налоговой политики, государственный контроль и обеспечение поступлений в бюджет налогов и других обязательных платежей. Ровно через четыре месяца в стране был законодательно принят Налоговый кодекс. Деятельность министерства налогов регулируется положением. В отличие от МНС России, оно имеет право: осуществлять оперативный контроль за налогоплательщиками, проводить наблюдения хронометражным методом и осмотры в производственных, складских, торговых и иных помещениях налогоплательщиков, создавать информационные базы о рыночных ценах, изменять сроки выполнения налоговых обязательств, обеспечивать уплату наличными, осуществлять оперативно-розыскную деятельность, проводить дознание и следствие.

   Должностные лица налоговых органов не имеют права:
● быть уполномоченными третьих лиц по налоговым вопросам;
● выполнять по договору работы гражданско/правового характера, связанные с налоговым делом;
● участвовать непосредственно или через представителя в управлении хозяйствующими субъектами;
● участвовать в забастовках и других действиях, нарушающих работу государственных органов;
● заниматься предпринимательской деятельностью (в том числе с помощью посредников);
● оказывать третьим лицам не предусмотренную законодательством помощь и получать за это плату, привилегии и услуги;
● выполнять по совместительству оплачиваемую работу (кроме научно-педагогической и творческой деятельности).
 

Еще статьи на эту тему:
— Азербайджанскую нефть пригласили в Россию

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru