Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Май 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Кодекс - хуже топора

Новое лесное законодательство поставит крест на газификации поселков

Юрий КУКУЕВ,
действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса

Развитие действующего лесного законодательства должно осуществляться путем сохранения в новой редакции федерального закона положительно зарекомендовавших себя норм, их детализации, а также введения новых норм, прошедших проверку практикой. Только такое построение новой редакции федерального закона может обеспечить его большую, по сравнению с действующим, результативность и эффективность. Проект Лесного кодекса, не соответствует указанному подходу и по нему имеется ряд замечаний и предложений.

В проект Лесного кодекса Российской Федерации введен ряд новых концептуальных положений:
• введение частной собственности на леса;
• существенное уменьшение прав субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

В целом оценка подготовленного проекта - он хуже действующего Кодекса. В нем нет ни одной нормы, которая была бы проработана глубже, обоснованней, чем в действующем Кодексе. Объем проекта практически равен объему Кодекса принятому в 1997 г. Результатом недостаточной проработки проекта Кодекса явилось публичное выступление президента Российской Федерации В.В. Путина по данному вопросу, потребовавшего не спешить с принятием данного законопроекта, всесторонне его обсудить, а по результатам обсуждения доработать.

Мы не ставим задачу провести всесторонний анализ данного законопроекта - главная цель данной статьи оценить, как решены вопросы, связанные с решением задач топливно-энергетического комплекса, а также внести предложения по улучшению проекта Кодекса.

Принятие данного проекта Лесного кодекса Российской Федерации, по нашему мнению, окажет негативное воздействие на экономику России, ввиду усложнения процедуры предоставления земель лесного фонда для строительства объектов промышленности, в том числе топливно-энергетического комплекса. Большая часть этих решений согласно действующего Кодекса принимается органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (правительство Российской Федерации - принятие решений по 15-17 тыс. га ежегодно, субъекты Российской Федерации -200-250 тыс. га ежегодно). Проектом Кодекса предусмотрено, что решения о предоставлении земель для строительства промышленных объектов принимаются только правительством Российской Федерации независимо от группы лесов, в которой расположен передаваемый участок.

Изменение действующего порядка перевода приведет к тому, что минимум три федеральных органа исполнительной власти должны будут рассмотреть материалы по переводу участка лесного фонда в другую категорию земель, дать по ним свое заключение. С учетом подготовки проекта распоряжения об изменении категории земель, проведения государственной экологической экспертизы на федеральном уровне срок принятия решений в лучшем случае увеличится на 6-12 месяцев. Понятно, что это негативно отразится на сроках строительства объектов, их стоимости, качестве работ.

В действующем Кодексе, а также в более ранних законодательных актах имелась норма, предусматривающая предоставление участков лесного фонда во временное пользование. Это вызвано тем, что ряд сооружаемых объектов, требует на период строительства территорию несколь- ко большую, чем в последующем будет занимать построенный объект. Или это вызвано спецификой добычи полезных ископаемых, например, россыпных месторождений, когда добыча на участке ведется в течение 1-2 лет, а затем этот участок рекультивируется и возвращается в состав земель лесного фонда, где используется по целевому назначению - для ведения лесного хозяйства и осуществления лесных пользований.

Данный подход позволяет минимизировать объемы перевода земель лесного фонда в другие категории земель, а также использовать в составе земель лесного фонда участки, в которых минула необходимость (например, после завершения добычи полезных ископаемых, или территория, которая находится под линией электропередачи, кроме земельных участков, расположенных непосредственно под опорами линий электропередач).

Рассматриваемый проект не предусматривает предоставление участков лесного фонда во временное пользование на период строительства или добычи полезных ископаемых на срок до 25 лет. В настоящее время большое число линейных объектов сооружается путем предоставления участков лесного фонда для строительства с последующей рекультивацией этих участков и возвратом их органам управления лесным хозяйством. По данной схеме ведется большая часть добычи полезных ископаемых.

В действующем Кодексе имеется статья 66, определяющая порядок проведения в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования. Этой статьей определяется третий возможный путь строительства разного рода объектов, в том числе и ТЭК. Отличие его от двух предыдущих состоит в том, что при нем не происходит изменения категории земель. Этот вариант возможен, если строящийся объект отвечает двум требованиям - небольшой по площади и сооружение его осуществляется в течение менее одного года. Небольшая площадь строительства делает невозможной выделение испрашиваемой территории на планово-картографических материалах и, следовательно, подготовку землеустроительного дела. Все это требует достаточно простой процедуры предоставления участков для строительства, тем более, что воздействие на лесной фонд минимально из-за небольшого объема строительства.

В соответствии с этой нормой на местном уровне можно было решать вопросы, связанные с электрификацией, газификацией небольших сельских населенных пунктов, вести добычу общераспространенных полезных ископаемых (например, песка, щебня для ремонта дорог, проходящих по территории лесного фонда или в непосредственной близости от него), выполнять ряд других работ.

Введение в действие проекта Кодекса сделает практически невозможным электрификацию и газификацию населенных пунктов, расположенных в лесной зоне. В действующем Кодексе была предусмотрена возможность принятия решения о производстве этих работ на месте (ст. 66 Лесного кодекса Российской Федерации). Разрешение на выполнение этих работ согласно Лесному кодексу 1997 г. выдает лесхоз.Проект Кодекса эту норму исключил, создав правовой вакуум, из чего следует, что решение будет возможно только в правительстве Российской Федерации. Таким образом, чтобы решить вопрос о проведении работ по электрификации, газификации поселков, других населенных пунктов, прокладке коммуникаций, даже если они будут иметь протяженность по территории лесного фонда несколько метров, необходимо обращение в правительство Российской Федерации с предварительным согласованием этого вопроса в органах местного самоуправления и органах государственной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, нужно будет проведение государственной экологической экспертизы на федеральном уровне.

В проекте Лесного кодекса Российской Федерации не решены вопросы использования земель лесного фонда, на которых расположены объекты ТЭК - линии электропередач, магистральные газо- и нефтепроводы. В федеральном законе необходимо четко указать права и обязанности организаций ТЭК, на балансе которых находятся перечисленные объекты, а также полномочия органов по управлению лесным хозяйством. Эксплуатация этих объектов связана с рубкой древесной растительности, появляющейся после сооружения этих объектов, проведения работ по обследованию, ремонту линий электропередач, магистральных трубопроводов. В этой части нормы проекта должны быть абсолютно конкретными, исключающими длительные согласования и обеспечивать безопасную эксплуатацию перечисленных объектов с наименьшими затратами.

Проект Лесного кодекса исключил возможность выписки лесорубочного билета для вырубки лесной растительности, появившейся, например, на трассе линии электропередач, если она не позволяет безопасно эксплуатировать ЛЭП. Согласно проекту эксплуатирующая организация должна принять участие в аукционе или конкурсе и выиграть право убрать выросшую на трассе ЛЭП растительность. Все это приведет только к усложнению процедур и негативно отразится на выполнении перечисленных работ.

Проект Лесного кодекса в большей степени, чем действующий является «рамочным законом». Проектом предусматривается принятие более 30 нормативных правовых актов, необходимых для реализации изложенных в нем норм. Действующий Лесной кодекс Российской Федерации, предусматривал принятие 18 «подзаконных актов».

Из этого следует, что большая часть лесных отношений будет регулироваться не нормами федерального закона, а «подзаконными» нормативными правовыми документами. Разработка, согласование и утверждение этих нормативных правовых актов возможны в течение 2-3-х лет. До этого в лесных отношениях будет «правовой хаос».

По нашему мнению, главной причиной неудовлетворительной подготовки проекта Лесного кодекса является то, что разработчики его не провели очень важную работу по сбору предложений по улучшению действующего Кодекса. Эти предложения должны быть подготовлены заинтересованными министерствами, ведомствами, органами власти субъектов Российской Федерации, участниками лесных отношений.

Собранные предложения должны быть проанализированы и на их основе подготовлен новый текст Кодекса. Игнорирование этой работы привело к тому, что подготовленный проект существенно хуже действующего Лесного кодекса Российской Федерации, и, приняв его, в представленном виде мы получим отрицательный по сравнению с действующим законодательством результат.

Мы перечислили только замечания, непосредственно относящиеся к ТЭК, их намного больше. По нашему мнению, настоящий проект требует коренной переработки, и начать ее нужно со сбора, анализа предложений по изменению действующего Лесного кодекса Российской Федерации. Только на основе этого анализа можно определить, что должно быть сохранено, а что должно быть изменено в действующем Кодексе.
 
Еще статьи на эту тему:
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 20032012. Свидетельство ПИ ФС7734619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru