Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Май 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Пороги транзитного потока

Мы до сих пор не разработали стратегию энергетического сотрудничества с Украиной

Владимир ЛИХАЧЕВ

Украина является одним из крупнейших государств-потребителей энергоресурсов. По уровню суммарного энергопотребления эта страна находится на 12-м месте в мире, на 7-м - в Европе и на 2-м - среди стран СНГ. При этом Украина входит в первую десятку стран мира по использованию природного газа, угля и атомной энергии.

Феномен Украины в энергетической сфере заключается, прежде всего, в том, что ее территория служит крупнейшим в мире транзитным коридором, по которому поставляются в Европу нефть и природный газ из России и государств Центральной Азии.

По территории Украины проходят основные транзитные магистрали, обеспечивающие:
— экспорт российской нефти через терминалы в Одессе и по нефтепроводу «Дружба» (свыше 45% экспорта нефти в европейские страны);
— экспорт в страны СНГ более 75% газа, в дальнее зарубежье - 85%.

На ее же территории находятся семь высоковольтных линий электропередач, по которым в свое время осуществлялся экспорт электроэнергии в страны Восточной и Центральной Европы (порядка 30 млрд кВт/ч в год).

Как показывает хозяйственная практика, у российской стороны наибольших успехов в деле освоения внутреннего рынка Украины добились частные компании: ЛУКОЙЛ (владелец Одесского НПЗ, сети АЗС и некоторых других предприятий), группа «Альфа» (рынок нефтепродуктов, покупка «ЛиНОСа», планы по покупке других НПЗ и концерна «Ориана»), и группа «Русский алюминий» (НГЗ).

Российское правительство, несмотря на наличие мощных рычагов влияния на формирование условий хозяйствования в Украине, на протяжении долгого времени фактически игнорировало ее экономическую политику.

Внутреннее энергопотребление Украины в последние десять лет сохраняло устойчивую тенденцию к снижению, прежде всего за счет сокращения использования нефти и нефтепродуктов, природного газа и, отчасти, угля. Тем не менее природный газ, в основном российского и туркменского происхождения, продолжает оставаться доминирующим энергетическим ресурсом на внутреннем энергетическом рынке страны (см. график). Отметим, что Украина получает российский газ в качестве оплаты за транспортные услуги по транзиту в Европу, и импортирует только туркменский газ, да и то с большой бартерной составляющей. По душевому расходу газа Украина занимает первое место, а по эффективности национального энергосбережения - одну из последних позиций в мире. Ситуация, когда Украина обеспечивает себя нефтью собственной добычи только на 10%, а газом - на 20%, не может не беспокоить политиков. Именно ориентируясь на эти приоритеты, государство в 2003 г. приступило к разработке долгосрочной энергетической стратегии.

Украина обладает мощным потенциалом ТЭК, причем отдельные подотрасли (прежде всего, переработка нефти, производство электроэнергии) имеют избыточные мощности, превышающие потребности страны. Даже в нынешних кризисных условиях довольно стабильно работают ядерная энергетика, трубопроводный транспорт нефти и газа; признаки стабилизации отмечаются в добыче угля и геологоразведке на углеводороды.

Добыча углеводородов в Украине характеризуется резким ухудшением показателей сырьевой базы — как качественных (возрастание доли труднодобываемых запасов), так и количественных (уменьшение объемов). Параллельно с сокращением инвестиций и падением эффективности вложений в геологоразведочные работы эти факторы определяют постепенное падение добычи нефти и газа.

Подавляющая часть оборудования и технологий ТЭК морально и физически устарели. Очень малы инвестиции в энергетическую отрасль, что (в комплекте с кризисом неплатежей) делает невозможными ее стабильную работу и развитие.

Наши прогнозы показывают, что в последующие 20 лет экономика Украины будет оставаться энергодефицитной, требующей ежегодного импорта топливно-энергетических ресурсов в объемах 110—140 млн т условного топлива.

Следует обратить внимание на принципиальные расхождения в позициях России и Украины относительно развития наиболее чувствительной для российской стороны сферы - маршрутов транспорта нефти на европейский рынок.

В последнее время стороны обсуждали три основные проблемы, и каждая (ни одна) из них не нашла решения, которое учитывало бы интересы как России, так и Украины.

Украинская сторона применяет тарифы на транзит нефти на экспорт по территории Украины в 1,5-2 раза выше, чем по территории России (2,35 долл. за тонну на 100 км - по территории Украины и 1,22 долл. - по территории России).

Поэтому возникла необходимость сооружения конкурентного направления транспорта нефти в обход территории Украины по маршруту Суходольная-Родионовская. 25 сентября 2001 г. нефтепровод был введен в действие.

Проект по интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия», предусматривавший единый сквозной тариф от белорусско-украинской границы до порта Омишаль (0,64 долл./т на 100 км), с которым согласились все участники проекта (Россия, Белоруссия, Венгрия, Словакия и Хорватия), был заблокирован Украиной. Киев увязывал согласование указанного проекта с требованием к Москве гарантировать минимальные объемы нефти для транзита по украинским магистральным маршрутам в Одессу и Новороссийск, что не нашло понимания с российской стороны.

В августе 2001 г. было завершено строительство первой очереди нефтепровода Одесса-Броды для присоединения к магистральному нефтепроводу «Дружба» (Россия - Европа). Цель проекта - диверсификация путей поступления нефти на НПЗ Украины, интеграция с европейскими транспортными системами и транзит нефти из района Каспийского и Черного морей (нефти Азербайджана, Туркменистана, Казахстана и стран Ближнего Востока) в Центральную Европу.

Готовность присоединиться к проекту и построить последний отрезок трассы до Гданьска с использованием нефтепровода «Дружба» выразила Польша, а в дальнейшем и Европейская Комиссия. Этот проект, безусловно, противоречит интересам России в вопросе транзита нефти на Запад.

Последние несколько лет отношения между Украиной и Россией в газовом вопросе по известным причинам оставались напряженными. В результате Россия стремится диверсифицировать транзитные маршруты, а Украина -обеспечить себе альтернативные поставки газа.

Россия реализует два проекта: газопровод «Голубой поток» - через Черное море в Турцию - и Ямал-Западная Европа (через Белоруссию). Полноценное осуществление этих двух проектов грозит Украине сокращением объемов газа, которыми ОАО «Газпром» расплачивается с ней за транзит (порядка 30-32 млрд м3/год). В 2003 г. руководство ОАО «Газпром» объявило о начале разработки еще одного «обходного» проекта - Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря до Германии и далее до Великобритании.

Чтобы сохранить объемы транзита российского газа, Украина уже сделала несколько шагов. Во-первых, в 2001 г. она сумела покончить с практикой несанкционированного отбора газа из магистральных газопроводов. Во-вторых, был поставлен вопрос о возможной приватизации украинской газотранспортной сети. В-третьих, было подписано соглашение о создании российско-украинского газотранспортного консорциума (2003 г.), для участия в котором приглашена и Германия. Ситуация вокруг консорциума до сих пор остается не ясной, поскольку стороны придерживаются противоположных взглядов на формы его реализации.

Анализ показывает, что основой двустороннего сотрудничества Украина - Россия в газовой области должно стать не сдерживание строительства газопроводов, и, в первую очередь, обходящих украинскую территорию, а совместные усилия по увеличению добычи газа и строительству магистралей, выгодных всем сторонам, интеграция энергетических комплексов России и Украины в единую энергосистему Европы. Это позволит повысить уровень энергетической безопасности европейских потребителей, а для Москвы и Киева, помимо этого, обеспечит необходимые инвестиции в газовую отрасль.

С 20 августа 2001 г. энергетические системы России и Украины работают в параллельном режиме, что создает условия для повышения надежности электроснабжения двух стран и транзита российской электроэнергии в третьи страны. Коммерческие поставки электроэнергии в настоящее время не осуществляются.

РАО «ЕЭС России» проявляет большую заинтересованность в прямом участии в украинском рынке электроэнергии и приобретении украинских энергетических компаний, однако к проведенным ранее конкурсам не было допущено по формальным причинам.

В целом, оценивая существующее состояние и перспективы развития сотрудничества России и Украины в энергетической сфере, следует признать, что, несмотря на всю важность этого вопроса, российское руководство до сих пор не имеет комплексной стратегии такого сотрудничества, передавая решение отдельных проблем на уровень компаний. Без такой государственной стратегии у России на фоне активных действий ЕС по «обхаживанию» Украины существует реальная опасность усиления «европейского» вектора украинских интересов и повышения порога притязаний Украины в ходе переговоров с Россией.
 
Еще статьи на эту тему:
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 20032012. Свидетельство ПИ ФС7734619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru