Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Май 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Три этапа реформ

Энергетика Украины стремится к режиму свободной торговли

Виктор ЛИР,
Роман ПОДОЛЕЦ,
сотрудники Института экономического прогнозирования
Национальной академии наук Украины

Проблема энергообеспечения внутреннего рынка страны долгое время была едва ли не главной составляющей экономических реформ. Процесс объективно необходимых рыночных реформ в ТЭК Украины начался на фоне либерализации импорта и институциональных преобразований в других секторах экономики.

На протяжении 1991-2003 гг. развитие ТЭК происходило под влиянием многих внешних и внутренних факторов, связанных с трансформацией экономики. Отсоединение энергосистемы Украины от единой энергосистемы бывшего СССР и переход к мировым ценам на нефть и газ привели, с одной стороны, к дефициту первичных энергоресурсов и дисбалансу между собственными ресурсами и существующим спросом на органические виды топлива, с другой - к избыточным мощностям производства вторичных энергоресурсов, прежде всего электроэнергии. Вследствие этих изменений в электроэнергетике структура установленных генерирующих мощностей не отвечает существующей структуре поставок топлива, что приводит, в частности, к низкому коэффициенту использования эффективных газомазутных энергоблоков.

Процесс формирования ТЭК Украины можно разделить на три этапа:

1. Период инерции развития и роста цен (1991–1994 гг.)

В этот относительно короткий промежуток времени развитие ТЭК происходило за счет инвестиций прошлых лет. Более всего на ТЭК и всей экономике Украины отразилась либерализация цен.

2. Период стагнации и структурных диспропорций (1995–1998 гг.)

Характерными признаками этого периода стали неплатежи и бартерные формы расчетов, которые фактически привели к энергетическому кризису в стране. Коррупция и злоупотребления в сфере обращения энергоресурсов приобрели угрожающий для экономики государства характер. Внутренний долг потребителей не корпоративных государственных предприятий фактически превратился во внешний государственный долг Украины. Нерациональные режимы работы энергосистемы еще больше ухудшили неудовлетворительное техническое состояние ТЭК.

3. Период стабилизации производства (1999–2003 гг.)

Благодаря действиям правительства произошло усовершенствование системы управления, нормализация взаиморасчетов, улучшение финансового состояния топливных отраслей. Процесс приватизации объектов энергетики сопровождался формированием региональных и отраслевых финансовоCпромышленных групп. Вместе с тем критическое значение приобрели параметры, определяющие долгосрочную перспективу развития ТЭК: технологическая база, условия инвестирования, несовершенство рынка, неопределенность относительно стратегии развития ТЭК.

Наиболее высокими темпами развивался рынок нефтепродуктов, но только после приватизации нефтеперерабатывающих заводов рынок моторного топлива был лишен периодических колебаний конъюнктуры вследствие отсутствия сырья. Украинская добыча нефти обеспечивает лишь 15-20% потребностей внутреннего рынка, остальная часть поставляется преимущественно российскими компаниями (доля казахской нефти в структуре импортных поставок сократилась с 34 до 5,1%). Согласно прогнозам Минтопэнерго Украины, в 2004 г. поставки российской нефти ожидаются на уровне 22 млн тонн. Большая часть импортированной российской нефти (до 90%) поставляется по долгосрочным контрактам на НПЗ, которые контролируются этими же российскими нефтяными компаниями.

Следует отметить, что на протяжении прошлых лет условия этих контрактов часто нарушались: рост мировых цен вызывает соблазн у российских поставщиков, пользующихся своими квотами на перекачку, осуществлять - в зависимости от рыночной конъюнктуры - реэкспорт нефти, что приводит к срыву производственных планов этих НПЗ.

Создание отечественной вертикально-интегрированной нефтяной компании на базе НАК «Нефтегаз Украины» проводилось в то время, когда насыщение и сегментация рынка (преимущественно российскими нефтяными компаниями) уже фактически состоялись.

Более сложные реформы проходили в отраслях естественных монополий: электроэнергетике и газоснабжении. Создание оптового рынка электроэнергии было наиболее радикальным шагом на пути дерегуляции энергоснабжения в Восточной Европе, хотя следствием этого шага в условиях дефицита первичного топлива и низкой платежеспособности потребителей едва не стал развал объединенной энергосистемы Украины. Наиболее дефицитным ресурсом для чрезвычайно газоемкой экономики Украины стал природный газ. Особенности технологии газоснабжения при отсутствии систем контроля и учета газопотоков в условиях либерализации импортных поставок привели к распространению теневых схем газоснабжения.

Несмотря на необходимость повышения эффективности процесса реструктуризации угольной отрасли, система государственной поддержки продолжает быть ориентированной на покрытие разницы между ценой и себестоимостью добычи угля. Убыточность большинства шахт и сокращение спроса на дорогой и некачественный энергетический уголь ставят под сомнение стратегические перспективы угля, хотя это единственный ресурс, которым Украина владеет в достаточных объемах.

Особо проблемным для страны в стратегическом плане является вопрос атомной энергетики. В ближайшей перспективе Украина не готова поставить наивысшим приоритетом социально-экономического развития страны решение глобальных экологических проблем, что, однако, не будет означать ее самоизоляции при решении вопросов международного сотрудничества в этой сфере.

Приоритетным направлением внешней политики Украины в энергетической сфере является налаживание двустороннего и многостороннего сотрудничества, прежде всего со странами-поставщиками энергоносителей (реальными и потенциальными), в первую очередь с Россией, Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Грузией.

Обеспечение устойчивой параллельной работы энергосистем Украины и России при использовании преимуществ больших систем энергетики позволит повысить надежность энергосистем этих стран. А в перспективе, при условии подключения энергосистемы Украины к восточноевропейской системе UCPTE/CENTREL - осуществлять общий выход Украины и России на европейский рынок электроэнергии. В краткосрочной перспективе наиболее вероятным сценарием видится транзит российской электроэнергии в Восточную и Центральную Европу с параллельной работой над реанимацией и модернизацией транзитных высоковольтных электрических сетей. Тем не менее при условии достаточных объемов поставок первичных энергоносителей уровень установленных мощностей позволяет Украине самостоятельно экспортировать электроэнергию, в частности, в Румынию и Венгрию. Это потребует организации общего с соседними странами трансграничного учета и контроля над потоками энергоресурсов (энергетическая таможня).

Декларативные попытки создания международного консорциума по управлению украинской газотранспортной системой (ГТС), продолжение проектных работ по сооружению участка нефтепровода Броды-Плоцк требуют скорейшего решения целого ряда попутных вопросов. В частности, необходима координация межгосударственной политики в строительстве и эксплуатации нефте- и газотранспортных коридоров на условиях соблюдения паритета интересов всех заинтересованных сторон: производителей, транзитников и европейских потребителей энергоресурсов.

Адекватной реакцией Украины на строительство новых российских трубопроводов могла бы стать организация газотранспортного картеля или присоединение к возможному картелю газодобытчиков (Россия, Туркменистан, Казахстан). Создание международного газотранспортного консорциума (Украина, Россия, Германия) при участии отечественной газотранспортной компании с одновременным переходом на денежную оплату транзитных поставок даст возможность аккумулировать финансовые ресурсы и разграничить переговоры об условиях и цене транзита от механизма ценообразования на внутреннем рынке газа. Учитывая свое геополитическое положение крупного мирового транзитера энергоресурсов, а также чрезмерную зависимость от поставок нефти, газа и ядерного топлива от одного поставщика, Украина до сих пор проводила максимально взвешенную политику при создании подобных межгосударственных организаций. Вместе с тем такое сотрудничество станет более эффективным при условии ратификации Договора и соблюдении принципов Европейской Энергетической Хартии Россией и другими странами СНГ, в частности, недискриминационных транспортных тарифов.

Что касается торговли энергоносителями внутри СНГ, Украина последовательно придерживается политики постепенного перехода к исключительно монетарным формам расчетов, настаивая на включении энергетических продуктов в режим свободной торговли и согласованию стандартов в энергетической сфере со стандартами ЕС.

Учитывая значительный научный и технический потенциал энергетических отраслей Украины и России, следует искать пути увеличения количества взаимных (общих) концессионных проектов и проведения общих инвестиционных проектов. Это даст возможность привлечь предприятия обеих стран к строительству новых и модернизации существующих электростанций, угольных шахт и других энергетических объектов, обусловит расширение рынков продукции энергетического машиностроения, увеличит взаимный обмен специалистами.
 
Еще статьи на эту тему:
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 20032012. Свидетельство ПИ ФС7734619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru