Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Май 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Работать на престиж

Осмысленная энергетическая дипломатия поможет стране занять подобающее ей место в мире

Алексей ЛИХАЧЕВ,
заместитель председателя Комитета Государственной думы
по экономической политике, принимательству и туризму, к.э.н.

Приоритетное значение активной, эффективной государственной энергетической дипломатии обусловлено прежде всего тем, что в силу исключительной важности проблематики энергоснабжения вопросы обеспечения интересов экспортеров энергоносителей выходят, как правило, далеко за пределы компетенции и возможностей самих энергокомпаний в условиях нарастающей конкурентной борьбы как между странами и корпорациями, так и между отдельными энергоносителями (нефть, природный газ, уголь, электроэнергия).

По быстроте роста, уровню рентабельности и международной конкурентоспособности ТЭК России в последние годы значительно превосходил все другие сектора национальной экономики. В настоящее время есть все основания рассматривать нашу страну как мировую энергетическую державу, располагающую очень мощным, развитым ресурсным, производственным и экспортным потенциалом. При численности населения менее 2,5% от общемировой геологические энергоресурсы России могут быть оценены величиной порядка 20% от суммарных мировых ресурсов.

Формирование внешней энергетической политики и дипломатии России началось уже в первой половине 90-х годов. Оно усилилось с середины прошлого десятилетия на фоне нарастающей стабилизации в топливно-энергетическом комплексе страны, укрепления его экспортного потенциала, а также относительно благоприятной ситуации на мировом энергетическом рынке.

После продолжительной и непростой подготовительной работы 28 августа 2003 г. российское правительство утвердило современную «Энергетическую стратегию России на период до 2020 года». Общий объем необходимых средств на модернизацию и развитие топливно-энергетического комплекса страны, согласно «Энергетической стратегии», до 2020 г. оценивается внушительной величиной порядка 660-770 млрд долл., или от 1/4 до 1/3 всех инвестиций в экономику страны в предстоящий период. Но возникает целый ряд вопросов. Главный из них: действительно ли ориентирует «Энергетическая стратегия» на существенное расширение участия России в снабжении мировой экономики необходимыми энергоресурсами, как того ожидают западные правительства и эксперты.

«Энергостратегией» предусматривается существенное снижение экспорта нефтепродуктов - до 30-50 млн т в 2020 г., что примерно в 2 раза уступает его современному уровню. В определенной мере это можно объяснить низким качеством выпускаемых в настоящее время отечественной промышленностью нефтепродуктов, все более не соответствующих ужесточающимся мировым экологическим требованиям, технической и технологической отсталостью отрасли, высокой стоимостью транспортировки отдельных нефтепродуктов.

Вместе с тем в стране имеются крупные резервные мощности по нефтепереработке, которые в обо- зримом будущем вряд ли удастся задействовать, если ориентироваться на сбыт только на внутреннем рынке. Но главное заключается в том, что снижение экспорта нефтепродуктов при наращивании вывоза нефти находится в явном противоречии с главной стратегической установкой - преимущественным развитием экспорта товаров с более высокой степенью переработки. Европейский рынок нефтепродуктов с его высоким уровнем либерализации не должен рассматриваться как бесперспективный для российских поставщиков. Их экспорт из России, например, в Европу за 1996-2002 гг. вырос на 58% и может быть не только сохранен на современном уровне, но и расширен. Ведущей российской нефтяной компанией ЛУКОЙЛ в настоящее время вкладываются крупные инвестиции в развитие поставок нефтепродуктов в США.

Только умело используя огромный потенциал своего топливно-энергетического комплекса, Россия имеет все шансы поднять свой международный авторитет, ускорить экономически оптимальную интеграцию национальной экономики в систему международного разделения труда, способствуя решению важнейших стратегических задач - ускорению экономического развития страны, повышению конкурентоспособности национальной экономики, обеспечению ее экономической безопасности.
 
Еще статьи на эту тему:
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 20032012. Свидетельство ПИ ФС7734619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru