Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Май 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Газовые миражи

Заводы по сжижению газа на Ямале и Штокмане в ближайшие 10-15 лет вряд ли появятся

Михаил КЛАССОН

Несмотря на бурное развитие в мире рынка сжиженного природного газа (СПГ) в России реализуется лишь один крупный проект по его производству и экспорту (9,6 млн.т. в год), в рамках добычи нефти и газа на Сахалине. Газпром пока лишь присматривается к освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения и залежей Ямала с сооружением сопутствующих производств СПГ.

Поставки СПГ потребителям с первой очереди завода на Сахалине (мощностью 4,8 млн.т.), сооружаемого в рамках проекта «Сахалин-2», должны начаться в 2007 г. На сегодня ряд японских компаний законтрактовал 3,4 млн.т. в год, но одна из них - Tokyo Electric -при подписании последнего долгосрочного соглашения с Sakhalin Energy, оператором проекта, решила объявить в 2007-2008 гг. об увеличении закупок еще на 0,7 млн.т. То есть почти весь СПГ от первой очереди завода фактически разобран потребителями. Правда, маркетинговая кампания со стороны Sakhalin Energy идет уже не один год. Первая очередь завода будет ориентирована на японских потребителей, вторая -на рынки Китая, Тайваня, Южной Кореи, США и Мексики.

По мнению председателя Shell (главного акционера Sakhalin Energy) в России Джона Барри, конкуренция на рынках СПГ действительно существует. Но этот рынок конкурентен с обеих сторон: в качестве поставщиков газа на него претендуют Сахалин, Индонезия, Иран и другие страны, но одновременно конкуренция развивается и со стороны спроса. Если в прошлом Shell поглядывала только на Японию, то со временем к последней присоединились Корея и Тайвань. А в 2003 г. внезапно заговорили о США, которые по прогнозам станут крупнейшим рынком СПГ. «Поэтому мы оптимистически смотрим на место, которое может занять в этой схеме сахалинский газ. По отношению к азиатским рынкам Сахалин имеет безусловные преимущества из-за своей близости: доставка СПГ танкером в Японию занимает всего два дня. Западное побережье США, конечно, дальше, но и к нему Сахалин ближе, чем конкуренты, например Индонезия», - считает Барри.

Как следует из интервью с гендиректором ВНИИГаза Рудольфом Тер-Саркисовым (Газпром готовится к выходу на рынок СПГ), у Газпрома несколько иное мнение о складывающейся конъюнктуре и перспективах своего появления на рынках СПГ: «По прогнозам, в ближайшие годы предложение поставщиков СПГ будет превышать спрос на него. А выход на рынок может быть затруднен острой конкуренцией не только за покупателя, но и за пользование существующей инфраструктурой… Поэтому ближайшие годы нужно использовать для тщательной подготовки выхода на этот рынок, проработки всех аспектов реализации таких проектов».

Р. Тер-Саркисов в своем интервью отметил, что партнером Газпрома по поставкам СПГ в США могла бы стать компания, имеющая высокую технологическую квалификацию в реализации проектов и одновременно обладающая возможностями и опытом успешного сбыта СПГ в США и, возможно, в Европе. Осенью 2003 г. председатель правления концерна Алексей Миллер обсуждал в США с руководством ConocoPhilips перспективы сотрудничества в области технологий производства СПГ и перспектив его поставок на американский рынок. А с руководством американской Syntroleum А. Миллер договорился об анализе проектов строительства в России заводов по производству синтетического жидкого топлива (СЖТ) на небольших газовых месторождениях и месторождениях с низким пластовым давлением. Однако до сих пор Газпром и ConocoPhilips конкретного соглашения по освоению Штокмана с сооружением завода по производству СПГ не подписали.

По словам гендиректора Севмор-нефтегаза (совместного предприятия Газпрома и Роснефти) Ивана Чернова, ConocoPhilips готова и профинансировать завод СПГ (мощностью в трех очередях -14 млн.т.), получающий газ со Штокмана, и обеспечить его контрактовку на рынке США, закупая все экспортные объемы непосредственно на российском побережье. Однако такая схема имеет свои нюансы: в случае изменения цен на американском рынке Севморнефтегаз, имея долгосрочный контракт с одним лишь партнером, может и проиграть. Поэтому вопрос ценообразования и дальнейшего развития проекта СПГ является до сих пор предметом переговоров с американцами. Еще одна причина задержки начала реализации проекта - согласование и заключение соглашения о разделе продукции (СРП) между инвесторами и Россией при освоении Штокмана. Эта процедура, если она будет реализуема при нынешней законодательной базе по СРП, может потребовать не одного месяца и даже не одного года.

Что касается Ямала, то здесь развернулась не менее захватывающая интрига. Много лет Газпром заявлял, что разработка залежей полуострова является стратегическим приоритетом, она должна восполнить падение добычи на ныне эксплуатируемых месторождениях в Надым-Пур-Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Но в конце 1990-х годов Штокман, который в приоритетах Газпрома стоял после Ямала, вышел на первое место. То есть еще при Реме Вяхиреве менеджеры концерна изменили взгляды на свое будущее. После прихода А. Миллера в Газпром Ямал вернул себе первое место в списке приоритетов. В 2001 г. на совещании в Новом Уренгое Владимир Путин поручил подготовить программу освоения Ямала, а затем правление Газпрома определило месторождения полуострова и шельфа Карского моря регионом своих стратегических интересов.

В 2002 г. Алексей Миллер и губернатор ЯНАО Юрий Неелов подписали меморандум о взаимодействии Газпрома и администрации округа по освоению месторождений Ямала и прилегающих акваторий. В том же году было выполнено поручение президента - ВНИИГаз разработал проект соответствующей программы, и документ был направлен в Минэнерго и Минприроды для последующего утверждения правительством. Первый тревожный звонок прозвучал в 2003 г., когда во время визита делегации Минприроды в ЯНАО вице-губернатор округа Иосиф Левинзон сообщил, что существуют различные подходы к освоению месторождений Ямала. И. Левинзон также отметил, что промедление с правительственным решением грозит серьезными последствиями для всего государства, так как никакой серьезной альтернативы ямальским месторождениям в добыче газа нет. Однако в том же году Газпром подписал долгосрочный контракт на закупки туркменского газа. Многие аналитики посчитали, что это соглашение фактически откладывает освоение месторождений Ямала.

Тем не менее местные власти отчаянно пытаются не «сдать» Ямал. В апреле 2004 г. Ю. Неелов встретился с финскими бизнесменами и предложил им, в частности, предоставлять в ближайшей перспективе свои суда для транспортировки СПГ с Ямала. Действительно, наиболее передовой технологией производства танкеров для перевозки СПГ обладает финская судостроительная компания Kvaerner Masa-Yards. По словам губернатора, начало освоения здешних месторождений намечено на 2008 г. В связи с этим губернатор ЯНАО еще раньше предложил японским компаниям принять активное участие в реализации проектов по строительству заводов СПГ на Ямале.

Самое забавное (и грустное одновременно) это то, что менеджеры Газпрома до сих пор никак не определятся с тем, какой проект (не только освоение Штокмана или Ямала с производством СПГ, но и сооружение, например, Северо-Европейского газопровода или «трубы» из Восточной Сибири в Китай) должен сейчас стать самым-самым приоритетным для России. Ведь одновременно три-четыре крупных проекта компания попросту не потянет. Кстати, Зарубежнефтегазстрой предлагает тянуть трубопровод с газовых месторождений Восточной Сибири не в Китай (для тупикового потребителя), а в Находку, где при сооружении завода СПГ появляется возможность гибкого выбора маршрутов поставок. И в одном коридоре с нефтепроводом и продуктопроводом (с Ангарского нефтехимического комплекса), что значительно снизит суммарные затраты.

В то же время в России развиваются местные проекты производства и транспортировки СПГ (он занимает объем в 600 раз меньше, чем в газообразном состоянии). Они позволяют снизить затраты по сравнению с прокладкой дорогостоящих трубопроводов в отдаленные регионы, где потребность в топливе невелика. В 2001 г. в Петродворце (Ленинградская обл.) был введен первый в России мини-завод по производству СПГ мощностью 20 т в сутки. По мнению специалистов, развоз СПГ автоцистернами с подобного завода является единственно возможным вариантом газификации удаленных на 10-20 км от «трубы» районов. В 2002 г. мини-завод СПГ на 17 т в сутки открылся на газораспределительной станции «Выборг», принадлежащей Лентрансгазу.
 
Еще статьи на эту тему:
— Сжиженный газ становится все популярнее
— Газпром пока обходят
— Газпром готовится к выходу на рынок СПГ
— Сжиженный газ завоевывает планету
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 20032012. Свидетельство ПИ ФС7734619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru