Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Май 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

В образование надо вкладывать так же, как в ЛЭП, генераторы и турбины

Евгений АМЕТИСТОВ, ректор Московского энергетического института, член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки, лауреат Государственных премий СССР и России отвечает на вопросы журнала "Мировая энергетика"

Беседовала Елена СУББОТИНА

Евгений АМЕТИСТОВ, Мировая энергетика - Евгений Викторович, ваш институт несколько лет назад получил статус технического университета. Значит ли это, что энергетические специальности должны потесниться, уступив место под солнцем другим инженерным дисциплинам?

- Разумеется, нет. Это по-прежнему самый большой профильный вуз не только в стране, но и в мире. Кроме того, все 75 лет своего существования он и был политехническим. Мы готовим инженеров всех энергетических специальностей, какие только существуют. Плюс есть многолетний опыт подготовки по радиотехнике, электронике, автоматике. Что касается радиотехники, то когда-то это было приоритетное направление. Выпускники радиофака распределялись, например, на работу в Особое конструкторское бюро МЭИ, лучшие специалисты которого сфотографировали обратную сторону Луны, Венеру, вели сеансы связи с вышедшим в открытый космос Алексеем Леоновым, все телесистемы «Орбита» сделаны там. Когда я был студентом, слаботочные факультеты невероятно котировались, их называли - не подумайте дурного - голубыми.

- А что, теперь интерес увял?

- Ну конечно, поскольку в последние годы электронная и радиопромышленность практически рухнули, родители абитуриентов это отследили, и пирамида перевернулась - конкурсы на энергетические факультеты резко возросли. Такая тенденция наблюдается уже лет 10. На одно место претендуют 3, 4, а то и 5 человек. Причем на такие факультеты, которыми раньше не особенно интересовались.

- Скажите еще, что на Энергомаш!

- Скажу. Это первая особенность нашего нынешнего бытия. Я уверен, что тенденция в этом году сохранится - на энергетические специальности конкурс будет гораздо больше, чем на слаботочные.

- Где готовят инженеров энергетиков? И хорошо ли готовят?

- В России три профильных института - Московский, Ивановский, Казанский (наш бывший филиал, сейчас он самостоятелен), в Смоленске и Волжском (Волгоградская область) наши филиалы. Учат там хорошо, претензий нет. Вообще эта проблема для меня очень важная. Потому что МЭИ - ведущий энергетический вуз, а я руководитель учебно-методического объединения всех энергетических вузов России, и потому считаю себя, извините за нахальство, ответственным за подготовку энергетиков в стране.

Когда-то МЭИ, как и другие столичные институты, был союзного значения. Примерно 40% студентов составляли иногородние, после выпуска они разъезжались, никто в Москве не оставался. И еще процентов 20 москвичей заставляли ехать осваивать дальние рубежи государства, то есть 60% дипломированных инженеров отправлялось на периферию. Когда я стал ректором, начал выяснять, где работают наши выпускники. И представьте себе, не нашел ни одной энергосистемы, где бы не было на главных ролях бывших студентов МЭИ! Сейчас, к сожалению, ни один иногородний студент дальше Московской области не уезжает. То есть МЭИ превратился в московский вуз. Да не только он, а все столичные институты. Москва огромна, она поглощает всех.

- Это плохо?

- Когда я на эту тему однажды беседовал с Лужковым, он сказал: «Хорошо, если у меня дворник будет с высшим образованием». Ему, может, и хорошо, а меня это все время беспокоит. Ведь что произошло в провинции? Выпускники столичных вузов туда не едут, и провинция, часто не имея ни базы, ни школы, вынуждена готовить кадры сама. Не хочу обидеть своих коллег, но качество подготовки на многих факультетах, выпускающих энергетиков, не самое лучшее. Поэтому я готов предложить РАО «ЕЭС России» следующую схему. Нами уже создан некий виртуальный энергетический университет, в который вошли 13 вузов, где качество образования, с нашей точки зрения, лучше, чем в остальных, причем они расположены по территории страны более-менее равномерно. Если регион, где качественная подготовка инженеров-энергетиков отсутствует, хочет получить хороших специалистов, пусть отправит за свой счет студентов, закончивших 4 курса близкого по профилю института, доучиваться в один из этих тринадцати, где готовят прилично.

- Плодотворная идея.

- Мне тоже так кажется. Я высказал эту мысль Чубайсу, он ее развил, предлагает создать корпоративный всероссийский институт. Может быть, что-то дельное и выйдет.

- Если сравним учебные программы двадцатилетней давности и нынешние, много отличий обнаружим?

- Программы меняются очень активно, причем разница не только в содержании учебных курсов, но и в форме подачи учебного материала. Ну, например, газовые турбины теперь в моде, потому что в энергетике стал широко применяться парогазовый цикл. Следовательно, изменилась программа подготовки. Или вот еще. Советских студентов заставляли делать в дипломе экономическую часть, но это была халтура, потому что мы понимали - экономических знаний в СССР нет. Теперь это серьезный блок. То есть учебный план меняется в соответствии с запросами, и здесь, надеюсь, все у нас идет нормально. Сейчас мечтаем создать дистанционное образование, за ним будущее. Если раньше преподаватель мог давать знания, теперь он может только научить думать. Знание каждые 5-7 лет удваивается, и потому надо научить учиться, иначе отстанешь сразу. Что такое дистанционное образование? Человек может запросить у нас любой курс, любую программу. Мы придумали такое, чего ни у кого еще нет - лабораторная работа с удаленным доступом. Если у тебя есть компьютер, можешь через Интернет выйти на наш лабораторный стенд, можешь видеть его на мониторе, даже можешь, нажимая кнопки, крутить ручки и видеть, как это происходит.

Записанную на видеопленку лекцию квалифицированного преподавателя можно отправить в те вузы, где есть энергетические специальности. Студенты, прослушавшие лекцию, через спутниковую связь могут задать вопросы преподавателю, которого видят на экране. Мы уже опробовали это в учебном комбинате РАО в Пятигорске, я сам принял участие в такой конференции. Это, конечно, не дешево, но, не исключаю, за этим будущее. Ведь так быстро все меняется! Кто несколько лет назад думал, что сотовой связью будут запросто пользоваться миллионы?

- А управленцев для ТЭК вы готовите?

- Это наш конек. Начали много лет назад. Проанализировав западный опыт и увидев, что наибольших успехов достигают люди, которые имеют, помимо технических, еще и экономические знания, стали предлагать старшекурсникам параллельно получить второе образование. Например, такой вариант: будущий электроэнергетик в последние полтора года профессионально изучает менеджмент в электроэнергетике. То же самое в теплоэнергетике и т.д. Кроме этого, есть специальность «Экономика энергетики»; готовим мастеров бизнес-администрирования и топ-менеджеров в энергетике.

- Много ли молодых людей хотят получить управленческие знания?

- Процентов 15. То есть если каждый год в Москве выпускаем 1200 человек, примерно 200 из них такое образование получают. Это немало и больше не надо. Кроме того, предлагаем второе образование по 15-ти специальностям: иностранный язык, все виды бизнеса, социология, политология, юриспруденция. Сейчас много юристов требуется в разные энергетические компании, а наши выпускники-юристы знают специфику отрасли.

- С юристами ясно, но социология с политологией при чем? Это тоже необходимо инженеру-энергетику?

- Попробую объяснить. Человек генетически либо гуманитарий, либо технарь. Я, к сожалению, тоже генетически гуманитарий. И, хотя титулов в технике нахватал, всю жизнь мучаюсь этим. Подвожу сейчас итог жизни и понимаю, что не мое это было дело. Я должен был стать либо психологом, либо священником, согласно своей родословной. К счастью, нашел себя в менеджменте.

- Инженером работали - мучались, что ли?

- Ну не то чтобы мучился... Просто считаю, что я себя в жизни не раскрыл. Закончил МЭИ по специальности кондиционирование воздуха.

- Какая замечательная профессия!

- В общем, да, интересная, но не скажу, что жил ею.

- От кого бы это слышать! От доктора технических наук, члена-корреспондента Академии наук!

- Это работоспособность, честолюбие и прочее, но не естество. Ну ладно, вернемся к воспитанию студентов по разным профилям. Так вот, я считаю, что примерно треть ребят, поступивших в технические вузы, прирожденные гуманитарии. Они заканчивают институт, причем, как правило, успешно, но потом либо всю жизнь мучаются вроде меня, либо идут в журналисты, в телеведущие. Одна воспитанница факультета промышленной теплоэнергетики -солистка в театре Натальи Сац. Владимир Маркин, который поет «Сиреневый туман», директор ДК МЭИ. Он закончил электроэнергетический факультет. Из МЭИ диктор Татьяна Судец, политики Георгий Боос, Элла Памфилова. Премьер Госсовета Китая Ли Пэн и румынский президент Ион Илиеску когда-то учились в одной группе. А знаменитый журналист Ярослав Голованов? Он, правда, заканчивал МВТУ. Я к чему клоню? Что, хотя эти люди не технари, технический вуз дал им уникальное системное мышление, и благодаря этому они очень высоко потом ценятся в других профессиях. Став ректором в 1990 г., я начал внедрять второе образование по ряду дисциплин. Направление подсказал собственный опыт. Мы открыли, не удивляйтесь, факультет дизайна и моды. На защиту дипломов пришел преподаватель из Строгановки, поразился, сказал, что у нас уровень выше.

- Как вы додумались до такой экзотики?

- Среди студентов-энергетиков немало тех, кто хорошо рисует. Мы предложили им развивать свои способности, чтобы освоить дизайн в энергетике, промышленный интерьер. Этого еще никто не придумал - параллельно готовить инженеров и дизайнеров. Это, согласитесь, лучше, чем когда приходит художник в промышленность и красиво рисует паровоз, который никогда не будет ездить. А тут люди знают технику и могут совместить решение технических и эстетических задач. Хорошая идея?

- Хорошая.

- Сейчас кафедра инженерной графики готовит дизайнеров, получается прекрасная композиция.

- Куда идут ваши выпускники, и отслеживаете ли вы их судьбу?

- В прошлом году на 1200 человек поступило около 5 тыс. заявок.

- Из каких организаций?

- Начиная от РАО ЕЭС, Мосэнерго и кончая частными фирмами. Наш основной потребитель - энергетика. Всякие проектные организации, которые стали снова развиваться. Примерно 30% находят работу самостоятельно, потому что во время учебы где-то уже начинали сотрудничать. К сожалению, обратная связь налажена недостаточно, она не позволяет стопроцентно отследить, где каждый наш выпускник. Могу только с уверенностью сказать, что ни один из них без работы не остается. Несколько лет назад меня волновало, что наши ребята, обладая прекрасным знанием компьютера и сносным - иностранного языка, идут в непрофильные учреждения -банки, коммерческие фирмы. Это было обидно. Сейчас ситуация изменилась, в банки народу идет меньше, в профильные организации - больше. Выпускники, следовательно, больше хотят работать по профилю. При этом наверняка известно, что теперь молодые специалисты себя уважают и меньше, чем на 400-500 долларов, не идут. Кстати, этим нынешний выпускник очень отличается от поколений своих предшественников. Мы такими не были, стеснялись спросить, сколько будут платить, теперь по-другому. Я, правда, не считаю, что это плохо - они лучше, чем мы, умнее, иначе бы прогресса не было.

- Достаточно ли кадров для ТЭК вы готовите?

- По моей информации, в РАО ЕЭС, где работает около 90 тыс. инженеров, процентов 30-40 - пенсионеры или люди предпенсионного возраста. Этих людей требуется понемногу заменять, и потому заявки на полторы тысячи молодых специалистов в год кажутся мне заниженными. РАО ЕЭС взяло курс на переподготовку своих кадров. Может быть, это более рационально, чем брать выпускников, но без них все равно обойтись нельзя. Молодой человек все-таки получил в вузе современные знания. А для переподготовки мы с РАО создали корпоративный образовательно-научный центр, на нашей территории они построили здание. А сколько надо инженеров, никому теперь неизвестно. Раньше был Госплан… Я знал на третьем курсе, за каким кульманом буду работать. А теперь у нас что -переизбыток кадров? А может, недостаток? Никто не скажет. Хотя разобраться легко: энергетика - стабильная система, смотрим кадровый состав и возрастной. Значит, четко можно сказать, сколько в этом году уйдет на пенсию, сколько в следующем, сколько нужно на замену. Только разбираться никто не хочет.

- Готовит ли МЭИ специалистов по нетрадиционным, точнее, возобновляемым источникам энергии?

- У нас есть специалисты по ветровой, солнечной энергии, малым гидростанциям, но таких профессионалов нужно ограниченное количество. Как энергетик я отношусь к этому осторожно. Удельный вес ветровой, солнечной энергии в мировом балансе составляет сегодня не более 3%, и в ближайшие 15-20 лет принципиально ничего не изменится.

- Почему вы в этом так уверены?

- Потому что есть понятие стоимости киловатта установленной мощности. Если для ТЭЦ это 600 долл., то для ветряка будет 3 тыс. Вот вам экономика. И непонятно, когда эта ветроустановка себя окупит. Солнечная батарея еще дороже. Так что в обозримом будущем России это не потянуть. Хотя, конечно, ставить во главу угла экологичность энергетики необходимо. Мы готовим инженеров-экологов на двух кафедрах, это в среднем 50 человек год, и на них есть спрос, потому что энергетика сегодня стала заниматься экологией совершенно серьезно. Ведь то, что мы творили прежде, никуда не годится.

- Если проследить связь между подготовкой кадров и работой отрасли, что увидим - развитие или стагнацию?

- Однозначно развитие. Но знаете, что меня не просто пугает, а лишает покоя? Отсутствие молодых преподавателей.

- Куда же они деваются?

- Профессор получает со всеми надбавками 5 тыс. рублей. Ассистент 2 тыс. Кто из молодых людей пойдет на такую зарплату, тем более в Москве? Средний возраст преподавателей приближается к 65-67 годам. И скамейки запасных нет. Когда я был молодым человеком, ставка ассистента была невероятно престижной. Мы ходили в инженерах, стать преподавателем после аспирантуры было самой большой мечтой. Что мы только ни делаем, чтобы удержать и привлечь людей! Скоро буду выступать на правлении РАО ЕЭС. Я им скажу: «Что вы думаете? Надо вкладывать в образование так же, как вкладываете в ЛЭП, в генераторы, турбины и т.д.» У нас есть кафедры, которые в принципе можно было бы закрывать. Некому работать. Один преподаватель заболеет - все. Дальше начинаются замены, возникает опасность халтуры. Таких кафедр пока немного, но тенденция наметилась. Если сейчас это дело не поправить, не вложить деньги... Пусть руководство энергетической отрасли сделает так, чтобы профессор получал 1 тыс. долларов, ассистент 600, и через 3-4 года институт заиграет. Найдутся талантливые молодые люди. У нас все, кто в бизнес ушел, мечтают вернуться к науке. Среда другая, вы понимаете? Здесь другой уровень общения, ну, вообще все иначе.

- Думаете, руководители отрасли вас услышат?

- Пока не слышат. Чубайс говорит: «Да, я понимаю, но акционеры не хотят». Везде твержу: если так будет продолжаться, через 10-15 лет придется ввозить спецов, как делали это в 20-е годы прошлого века. Из Англии, Америки, Германии. Только деньги им придется платить другие.

Евгений АМЕТИСТОВ, Мировая энергетика Евгений Викторович Аметистов - родился в 1940 г. Окончил Московский энергетический институт, который затем возглавил в 1990 г. Параллельно заведует кафедрой низких температур. За 19 лет, что он руководит кафедрой, ее сотрудникам удалось защитить 16 докторских и 38 кандидатских диссертаций.

Доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН, лауреат Государственных премий СССР и России, заслуженный деятель науки, заслуженный работник Единой энергетической системы России. Ему присвоено почетное звание «Ветеран энергетики». Е. Аметистов - автор 150 научных публикаций, в том числе 13 монографий. Три из них не имеют пока аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Сфера его научных интересов: энергетика, теплофизика, физика и техника низких температур, монодисперсные системы и технологии на их основе. Особое признание и известность получили результаты теоретического и экспериментального изучения процесса теплоотдачи в сверхтекучий гелий.

Председатель экспертного Совета ВАК по энергетике, заместитель председателя Совета ректоров Москвы и области. Президент ассоциации выпускников МЭИ.
 
Еще статьи на эту тему:
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 20032012. Свидетельство ПИ ФС7734619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru