Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Апрель 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Единица – лучшая цифра

Вячеслав ПШЕННИКОВ

В последней четверти прошлого века произошла смена парадигм в области менеджмента. Внимание управленцев, ранее концентрировавшееся на производстве продукции, теперь оказалось сосредоточенным на разработке рациональных бизнес-процессов, создании организаций, способных стабильно удовлетворять изменяющиеся запросы потребителей по приемлемой для них цене, т.е. «качественных» организаций.

Так, в менеджменте началась эпоха создания моделей идеальной организации, ориентируясь на которые компании могли если не достичь совершенства, то значительно приблизиться к нему. Среди них - модели делового совершенства, представленные в национальных премиях в области качества. Самыми широко применяемыми из всех стандартов, разработанных Международной организацией по стандартизации стали стандарты ISO серии 9000 на системы менеджмента качества, третья версия которых была принята в 2000 г.: реализуя заложенную в них модель, компании становятся полноценными участниками мирового рынка. Все более популярной становится разработанная в США концепция «Шесть сигм»: созданная на ее основе производственная система гарантирует выпуск продукции с уровнем дефектности не более 3-4 дефектов на миллион изделий. Особое место в этом ряду принадлежит системе 5S.

Глубинное, а не косметическое преобразование любого предприятия всегда затрагивает рабочие места - «клеточки предприятия». Система 5S и представляет собой изначально созданное, многократно проверенное и постоянно совершенствуемое средство оздоровления этих «клеточек», позволяющее преобразить весь «организм» - предприятие. Свое название она получила от первых букв японских слов в латинской транскрипции:

  • seiri (организация) - удалить с рабочего места все ненужное и не плодить ненужные предметы;
  • seiton (аккуратность) - расположить предметы в порядке, наилучшим образом отвечающем требованиям безопасности, качества и эффективности работы;
  • seiso (уборка) - регулярно проводить тщательную уборку, проверку наличия и исправности оборудования, инструментов, инвентаря, придерживаться правила «чисто там, где не сорят»;
  • seiketsu (стандартизация) - с помощью системы указателей, бирок с надписями и инструкций установить на производстве такой порядок, чтобы любое отклонение от нормы обнаруживалось с первого взгляда;
  • shitsuke (дисциплина) - соблюдать установленные правила поведения и нормы общения, поддерживать атмосферу взаимопомощи и доброжелательности в отношениях между людьми.
Система 5S позволяет создать светлые и чистые рабочие места, на которых нет ничего лишнего, но есть все необходимое для максимально эффективной работы. Материалы и инструменты располагаются в порядке, обеспечивающем удобство и безопасность их использования. Рабочие операции осуществляются без лишних движений. И такое состояние непрерывно поддерживается и периодически совершенствуется. Но, самое главное, у рабочего появляется уверенность в том, что он может решать все более сложные задачи. Система 5S обычно служит основой для развертывания более «продвинутых» систем: JIT (Just in time - точно вовремя), ТРМ (Total Productive Maintenance - продуктивное обслуживание оборудования с участием всего персонала) и других.

Идеи системы 5S просты и легки для понимания. Трудна их реализация. Она предполагает разрушение многих стереотипов в сознании работников и формирование новых привычек.

В таблице приведен вариант поэтапного внедрения одной из американских версий системы 5S (этим объясняется различие в названиях некоторых этапов по сравнению с описанной выше японской версией), предложенный американским специалистом К. Ваттом. В качестве руководителя проекта Международной финансовой корпорации по развитию производителей автокомпонентов в России К. Ватт содействует внедрению этой системы на нескольких российских предприятиях.

Если руководство предприятия, на котором развертывается система 5S, проявит настойчивость, терпение и тщательность, вознаграждение не заставит себя ждать. Подтверждением тому могут служить результаты внедрения на одном из предприятий российской модификации системы 5S - системы «Упорядочение», разработанной В. Растимешиным и Т. Куприяновой.

«Сотни тонн металлолома, разбросанного по огромной территории при общей картине ее неблагоустроенности. Десятилетиями немытые окна в производственных помещениях, нагромождение всевозможных «нужных» предметов и материалов во всех заводских закутках и вдоль стен», - так описывает П. Дерябин, исполнительный директор управляющей компании Группы компаний «Статус» (г. Тюмень), состояние вошедшего в состав Группы машиностроительного завода до внедрения системы «Упорядочение». Но уже по истечении первого года ее развертывания уровень травматизма снизился втрое, производительность повысилась почти на треть, улучшилось качество выпускаемой продукции, сократились складские запасы, изменилось отношение людей к работе. Добиться этого удалось без особых материальных затрат. «Более того, - отмечает П. Дерябин, - доходы от сдаваемого металлолома и «непрофильные» запасы, обнаруженные на складах при наведении порядка, позволили предприятию ежемесячно получать дополнительный доход в течение почти полутора лет».

Освоение системы 5S, как и любой масштабной системы преобразования организации, невозможно без лидирующей роли ее руководства. Разумеется, развертывание системы 5S в офисе также должно производиться по определенной процедуре, которая здесь не приводится. Но на один элемент этой процедуры - кампанию «Единица - лучшая цифра», точнее на следующие ее моменты - все же стоит обратить внимание:
  • одно место для хранения (хранить каждую папку с делами только в одном месте);
  • обработка документов в течение одного дня;
  • все данные о каком-то проекте умещать в одной папке (объединение папок);
  • проведение собраний, совещаний и т.п. в течение одного часа;
  • сокращение объема докладных записок, письменных справок и т.п. до одной страницы;
  • сокращение продолжительности телефонных разговоров до одной минуты;
  • работа с одним инструментом (избегать лишних канцелярских принадлежностей и средств оргтехники);
  • хранение документов в одном экземпляре (только оригинала каждого документа и не делать ксерокопий).
Попробуйте следовать этим незамысловатым советам. Результат вас удивит.
 
Еще статьи на эту тему:
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 20032012. Свидетельство ПИ ФС7734619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru