Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Апрель 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Чем грозит России расширение Евросоюза

Николай ХУДЯКОВ

В принципе ничего хорошего оно не сулит. Мы теряем многие рынки сбыта и немногие, еще оставшиеся после распада СССР, рычаги давления на соседние страны. Мощный единый партнер по переговорам в лице нового ЕС будет менее склонен к компромиссам с Россией, чем несколько отдельных, к тому же не слишком крупных стран.

Соперника нужно знать в лицо.

С расширением Европейского союза значительно увеличится общий экономический потенциал этой организации, и она фактически сравняется с США, а по некоторым показателям будет еще сильнее их превосходить. Согласно данным Евростата (статистическое управление ЕС), после расширения население Евросоюза увеличится на 20%, ВВП - на 5%. Это означает, в первую очередь, расширение емкости внутреннего рынка. Так, если население США составляет 289 млн человек, то в нынешнем ЕС -379 млн, а после расширения будет и вовсе 454 миллиона.

Нелишне сравнить и экономический потенциал ЕС и США. По данным Всемирного банка, на основе паритета покупательной способности ВВП США составлял в 2002 г. примерно 10,1 трлн долл., у ЕС он был меньше - 9,6 трлн. С учетом новых членов валовый внутренний продукт ЕС возрастет до 10,4 трлн. Поскольку подавляющее большинство стран ЕС пользуются единой валютой - евро, можно говорить о появлении на европейском континенте самостоятельного и мощного центра силы, имеющего собственные глобальные, прежде всего экономические, интересы.

Энергетический потенциал.

ЕС является одним из крупнейших потребителей энергии в мире, хотя существенными собственными запасами не располагает. По данным МЭА, на ЕС приходится только 0,6% доказанных мировых запасов нефти, 2 - природного газа и около 7,3% - угля. В то же время, по оценке министерства энергетики США, на страны ЕС приходится 16% мировых мощностей по очистке нефти и 16% мощностей - по выработке электроэнергии.

В 2001 г. ЕС добыл 4% мирового количества нефти, 9 - природного газа и 11% - угля. За счет новых членов показатели изменятся незначительно, за исключением данных о запасах угля, которые сразу же возрастут на 40 процентов.

Энергоресурсы Евросоюз импортирует.

Согласно долгосрочным прогнозам, к 2020 г. за счет импорта будет удовлетворяться 2/3 всех потребностей в энергетике. В настоящее время только Англия и Дания больше вывозят энергоресурсов, чем ввозят. Крупнейшими импортерами считаются Германия, Италия и Франция. По мере истощения месторождений ожидается, что и Англия станет импортером. Крупным экспортером природного газа остается Голландия.

Основными поставщиками нефти в ЕС являются: Россия - 27%, страны Ближнего Востока - почти 25, Африка - 20, а также Норвегия - около 20 процентов.

Потребление.

На ЕС пришлось в 2001 г. 16% всего энергопотребления мира. Для примера: доля США составила 24%, России - 7%. В различных отраслях энергетики вес ЕС весьма значителен. Так, на Союз приходится 33% всей потребляемой в мире энергии, полученной на АЭС, 28 - из возобновляемых источников, 18 - нефти, 13 - гидроэнергетики, 16 - природного газа и 9% - угля.

Основным видом топлива является нефть - на нее приходится 43% всей потребляемой энергии. Затем идет природный газ - 23%. Использование газа росло быстрыми темпами, одновременно резко снижалось использование угля - с 20% в 1991 г. до 13% - в 2001г. Главная причина - соображения экологии и борьба с вредными выбросами. В перспективе экологические требования будут только ужесточаться, поэтому логично ожидать дальнейшего снижения потребления угля. Кроме того, шире начнет использоваться природный газ. Он поставляется в основном из России (по трубопроводам), Норвегии и Алжира (СПГ).

Лидирует Евросоюз и в использовании атомной энергии. За последние 10 лет ее выработка на АЭС выросла почти на 20%. Атомные станции работают в восьми странах ЕС, но в четырех из них в перспективе предполагается их закрыть (Швеция, Германия, Бельгия, Голландия). Естественно, при этом возникают споры, поскольку не всегда удается найти приемлемую альтернативу. Так, в Швеции правительство решило отложить закрытие второго ядерного реактора, так как не удалось найти устраивающий всех вариант, который мог бы компенсировать потери.

В Голландии также решили повременить с закрытием единственной в стране АЭС еще на 10 лет. В прошлом году Бельгия приняла решение постепенно, к 2025 г., отказаться от использования 7 реакторов, но это вызвало негативную реакцию в промышленных кругах. Только в Финляндии предполагается увеличить масштабы использования атомной энергии.

Однако, как указывается в проекте решения Экономического и социального комитета ЕС (февраль 2004 г.), в обозримом будущем Евросоюз не сможет обойтись без ядерной энергетики. Даже если удастся увеличить выработку электроэнергии «альтернативным» способом к 2010 г. до 12% всех потребностей, этого не хватит. Отказ от ядерной энергетики, на которую приходится 35% вырабатываемого электричества, нереален не только для Европы, но и для всего мира.

Энергетическая политика будет скорректирована.

ЕС представляет собой четко функционирующий механизм (не лишенный бюрократизма в российском понимании), развивающийся по установленным правилам. В процессе их разработки и согласования возникает немало споров, однако после окончательного утверждения принятые решения выполняются всеми. Реализация может быть на некоторое время отсрочена, но Еврокомиссия, как правило, строго следит за выполнением решений, которые редко пересматриваются. Такая позиция четко изложена в заявлении комиссара ЕС по проблемам транспорта и энергетики Лойолы де Па-ласио. «Мы уверены в Европе, что энергетика не может быть отдана на откуп только рыночным силам. Есть потребность в государственном контроле для обеспечения энергетической безопасности. В Европе это называется обязанность служения обществу» (из речи 21 ноября 2003 г.).

Современная энергетическая политика Европы появилась в 2000 г., когда была принята так называемая «Зеленая книга по проблемам энергетической безопасности». В ней изложены основные принципы политики в области энергетики. Это бесперебойные поставки энергии, создание единого внутреннего рынка, учет экологических последствий и разработка альтернативных источников. Главная задача, как явствует из документа, - создание условий для гармонизации энергетического рынка Европы с учетом реальных возможностей.

К 2030 г., если ничего не предпринимать, зависимость от энергетического импорта возрастет с 50 до 70%, отмечается в документе. Поэтому разработчики единой политики призвали «проявлять бдительность и делать все возможное для разнообразия источников энергии». Это положение подкреплено конкретными указаниями в ходе рассмотрения проблемы на встрече ЕС на высшем уровне в Барселоне в 2002 году.

Создание единого рынка энергии в ЕС остается приоритетной задачей. Вначале были приняты меры по обеспечению прозрачности цен на энергию, затем - по обеспечению бесперебойного транзита газа и электроэнергии. В 1996 и 1998 гг. одобрены директивы по либерализации рынка газа и электроэнергии. Степень открытости рынков стран - участниц ЕС все еще различается, но в целом основные мероприятия в этом направлении выполнены. Что конкретно сделано?

Действуют единые правила получения, передачи и продажи энергии. Кроме того, разработан график открытия внутреннего рынка для других стран. Например, рынок электроэнергии полностью открыт в Австрии, Дании, Финляндии, Германии, Испании, Швеции и Англии. Что касается газа, то к лету 2003 г. около 30% рынка стран-участниц должно было стать открытым (некоторым странам дали отсрочку). Задержки с реализацией этого требования отмечались, в основном, во Франции. Тем не менее либерализация рынков газа и электричества в странах ЕС полностью станет реальностью с 1 июля 2004 г. для промышленности, а с 1 июля 2007 г. - для рядовых потребителей. В результате Евросоюз станет «самым крупным и интегрированным энергетическим рынком мира».

Существенными элементами энергетической политики ЕС являются также различные инициативы в области использования альтернативных источников энергии, документы, регулирующие отношения с третьими странами (Европейская энергетическая хартия) и вопросы безопасности атомной энергетики. Вот с таким сильным партнером, имеющим к тому же долгосрочную программу действий, теперь придется иметь дело России.

Что мы неизбежно потеряем

Евросоюз - основной внешнеторговый партнер России, на него приходится около 35% экспорта и около 25% импорта. В 2002 г. российский экспорт составил 47 млрд евро, импорт - 30 млрд. Положительное сальдо - 17 млрд евро. Однако степень зависимости России и ЕС друг от друга несопоставима. Мы являемся только 6-м по важности торговым партнером ЕС после США, Швейцарии, Японии, Норвегии и Китая. Доля России в товарообороте ЕС незначительна - примерно 4,5% импорта и только 2,1% экспорта. Структура экспорта также свидетельствует не в нашу пользу. В Европу мы поставляем, в основном, сырье и энергоносители, а ввозим продовольствие и промышленные товары.

С расширением ЕС неизбежно появятся определенные трудности для продолжения российского экспорта энергоносителей в прежнем объеме. Дело в том, что новые члены ЕС от российского энергоэкспорта зависят гораздо больше, чем «старожилы». Для некоторых стран эта зависимость составляет 70-90% и даже больше. А единая энергетическая политика ЕС предусматривает сокращение зависимости от внешних источников энергии. Рано или поздно Восточная Европа просто вынуждена будет следовать намеченному в Брюсселе курсу. Никто не утверждает, что поставки вовсе прекратятся, но что они будут если не снижаться, то не особенно расти (а если расти, то не так, как могли бы), можно сказать почти наверняка.

Могут возникнуть проблемы с транспортировкой энергоресурсов. Прежде всего, как отмечают многие эксперты, это коснется изменения транспортной инфраструктуры Восточной Европы. Все оборудование для трубопроводов будет постепенно заменено. При этом в ход пойдут такие аргументы, как необходимость унификации энергосистем, внедрения единых западноевропейских стандартов и прочее. Потенциальные потери России возникнут и по мере перехода на новые стандарты качества предприятий энергетики Восточной Европы. Вряд ли нам позволят поставлять турбины для электростанций, даже если по соотношению цена/качество они будут превосходить европейские аналоги.

Единая Европа будет более активно добиваться выполнения положений так называемой Европейской энергетической хартии. Прежде всего, это коснется раздела, где говорится о свободном транзите энергопотоков. Если для Европы это звучит вполне приемлемо и не несет никакой дополнительной смысловой нагрузки, то для России это означает возможность появления проблемы транзита газа из Туркмении или Казахстана. Ведь очевидно, что в таком случае Россия будет создавать себе конкурентов на европейском рынке. Хартия предусматривает также возможность прямого участия в разработках ресурсов на территории других стран, что предполагают правила ВТО, куда Россия так стремится.

ЕС, судя по всему, одновременно будет более настойчиво добиваться и реализации каспийского проекта по транспортировке нефти и газа в Европу через Грузию и Украину в обход России. Напомню, что европейские финансовые структуры входят в число спонсоров этого проекта.

Усилится давление в связи с позицией России по Киотскому протоколу. ЕС уже сейчас чуть ли не в ультимативной форме требует от нас ратификации этого соглашения. Хотя, учитывая предысторию вопроса, представляется более логичным требовать изменения позиции США, которые являются основным источником выброса в атмосферу СО2.

Из энергетических отраслей наиболее существенный урон понесут российские атомщики. К 2009 г. должны быть закрыты 8 из 9 реакторов, расположенных на АЭС в Восточной Европе (Литва, Болгария и Словакия). В таком случае Россия теряет рынок сбыта ядерного топлива в этих странах (в ЕС решено, что доля одного поставщика топлива не должна превышать 20%; предполагается, что потери России составят около 200 млн долл.). Кроме того, мы лишаемся надежды на поставки в будущем оборудования для АЭС. Представляется, что авария на Чернобыльской АЭС и проблемы безопасности все-таки не являются главной причиной отказа восточноевропейских стран от использования российских ядерных технологий. Правда, от введения квот на торговлю с Россией пострадают и сами восточноевропейские страны. Брюссель обещает учесть это и разрешить им определенное время пользоваться льготами (например, на ввоз металлов из России).

Не отказывается Брюссель и от давления на Россию по вопросу так называемых «энергетических субсидий». Так, совершенно неожиданно в некоторых европейских изданиях стали публиковать внутри-российские цены на энергоносители, которые гораздо ниже, чем в Европе. При этом о низких температурах на большей части территории России и мизерном уровне зарплат россиян на Западе почему-то помалкивают. Решение проблемы «энергетических субсидий» ЕС увязывает с проблемой вступления России в ВТО. Заметим: если пойти на требование Евросоюза, то и вступать в ВТО не потребуется, поскольку от российской промышленности при резком увеличении внутренних цен на энергоносители не останется ничего.

Общие экономические потери России от расширения ЕС оцениваются, по сообщениям в прессе, в 200-300 млрд долл. в год. Правда, официальных данных на этот счет нет. Может быть, и напрасно.

Видимо, не случайно Россия отказалась автоматически применять к новым членам все положения Соглашения о партнерстве с ЕС, подписанное несколько лет назад, и потребовала новых переговоров, выдвинув «14 пунктов» для рассмотрения. Согласно сообщениям из Брюсселя, Москва предложила среди прочего не применять к новым членам ЕС положения об ограничении поставок ядерных материалов из России.

После серии переговоров Брюссель заявил, что большинство спорных вопросов решено. Окончательно это выяснится в конце апреля, когда в Москву с визитом прибудет делегация ЕС.

Кто входит в европейскую «семью»

Европейский союз - один из ведущих политических и экономических игроков современного мира. Он объединяет 15 стран Западной Европы - Бельгию, Францию, ФРГ, Италию, Люксембург, Англию, Голландию, Ирландию, Данию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию. Но уже с 1 мая 2004 г. Евросоюз расширяется за счет вступления стран Центральной и Восточной Европы. В его состав войдут: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Мальта и Кипр. Таким образом, совсем скоро ЕС объединит 25 стран, а в 2007 г. к ним могут присоединиться Румыния и Болгария.
 
Еще статьи на эту тему:
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 20032012. Свидетельство ПИ ФС7734619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru