|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Февраль 2006 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Достойный Achillesa.
|
|
|
Российским поставщикам оборудования придется повышать стандарты качества. Оптимальная организация подрядных работ и поставок оборудования — важнейшее условие успеха
реализации шельфовых проектов. Признанные мастера в этом деле, норвежцы пришли в свое время к необходимости создать единую систему предквалификации поставщиков — Achilles.
Теперь ею пользуется весь мир.
|
|
|
Александр ДЕМЕНТЬЕВ, консультант компании Hydro (Норвегия) по Штокмановскому проекту
|
|
|
Требования к поставщикам в морских проектах существенно отличаются от
традиционных (при разработке месторождений на суше). Прежде всего требуется
детальное планирование поставок и работ, а также эффективные системы
контрактного администрирования и контроля. Технологические модули, строящиеся
и собираемые на разных верфях страны и за рубежом, должны быть доставлены и
смонтированы в соответствии с жестким графиком, чтобы не задерживать реализацию
дорогостоящего проекта.
Абсолютно любые работы в море связаны с повышенным риском. Поэтому поставщики и
подрядчики будут вынуждены перейти на более высокие уровни охраны труда и
здоровья. Большое внимание необходимо уделять охране окружающей среды на всех
этапах выполнения работ и на всех рабочих местах.
Перед нефтегазовыми компаниями (и международными, и российскими) сейчас стоят
две основные задачи. Первая — оказать содействие российской промышленности в
повышении ее конкурентоспособности. Вторая — повысить эффективность системы
управления закупками в российской нефтегазовой отрасли.
В начале 2003 г. Hydro инициировала программу по развитию сети российских
поставщиков для морских проектов в Арктике. Эта инициатива возникла в ответна
отдельные договоренности, представленные в совместной декларации о
сотрудничестве в области энергетики, которую в ноябре 2002 г. подписали
руководители двух стран — Владимир Путин и Кьель Магне Бундевик.
Первый этап программы заключался в идентификации и обследовании российских
поставщиков. Ведь далеко не все нефтегазовые компании, прежде всего
иностранные, знают потенциал российских предприятий и потому сталкиваются с
большими трудностями при реализации своих проектов в России. С 2003 г. мы
идентифицировали свыше 450 российских поставщиков, в том числе примерно с 70 из
них познакомились детально. Десяток предприятий был предквалифицирован
(предварительно квалифицирован. — Прим. ред.) при помощи Hydro для поставок
на шельфовые месторождения Норвегии и Дании.
Далее нам представляется очень важным уже на стадии планирования проекта опираться, насколько это возможно, на российские
стандарты, технические возможности и производственные мощности российских
предприятий Даже если проектирование ведется в Лондоне, необходимо постоянно
учитывать региональные особенности и потенциал российской промышленности.
Мы также работаем над повышением уровня технических, управленческих и
маркетинговых знаний российских предприятий: наше обследование показало, что у
многих из них есть пробелы в этих сферах. Например, не все предприятия понимают
наши требования и зачастую не знакомы с новыми технологиям и возможностями рынка. Уже сегодня мы проводим анализ потенциала российской составляющей в
поставках для Штокмановского проекта. Необходимость модернизации разбивает предлагаемые технологические
и организационные решения реализации проекта на определенные лоты. Каждому
предприятию (российскому или зарубежному) присваивается определенный код,
показывающий, что и куда он может поставить. Далее мы пытаемся оценить их
возможности: зеленый цвет означает, что поставщик вполне способен произвести и
поставить такое-то оборудование, желтый — есть сомнения, красный — определенно
не сможет. Но «желтый» российский поставщик и «зеленый» международный могут,
например, создать альянс и тем самым повысить свой уровень
конкурентоспособности (рис. 1).
В 2004 г. Hydro решила создать на Северо-Западе России центр развития
поставщиков для нефтегазовой промышленности на шельфе. «Интершельф» (краткое
название центра) открыл свои двери в феврале 2006 г. в Мурманске и
Архангельске. Новая структура предлагает специалистам курсы повышения
квалификации, например, по тендерным процедурам, управлению качеством
выпускаемой продукции и проектами, по новым технологиям и т.д. Далее этот
центр будет предоставлять последнюю информацию о рынках сбыта оборудования,
технологиях, тендерах и контрактах. В планах «Интершельфа» — развитие
информационного канала о Штокмановском проекте.
Последнее направление усилий компании Hydro в сфере развития российских рынков
поставщиков и подрядчиков — создание здесь новых инструментов для повышения
эффективности системы закупок и обеспечения услугами в нефтегазовой
промышленности. Как можно повысить эффективность закупок в России? Еще 15 лет
назад соответствующая система в Норвегии выглядела следующим образом (рис. 2):
у каждой нефтегазовой компании был свой реестр поставщиков, свои подходы к их предквалификации. Некоторые поставщики вообще не могли «достучаться» до НГК.
Сегодня эта система выглядит так (рис. 3): по договоренности между всеми
нефтегазовыми компаниями создан единый реестр поставщиков и единая система их предквалификации — так называемая система Achilles. Кроме инициаторов — Hydro
и Statoil — к Achilles вскоре после ее создания в Норвегии в начале 90-х
примкнули BP, Shell, ConocoPhillips, а также все генеральные подрядчики и
инжиниринговые компании, которые ищут субподрядчиков и поставщиков из
Великобритании, Германии, Дании, США, Анголе, Нигерии, Китае, Венесуэле, Аргентине
и других странах. Этот инструмент, правда, целиком не заменяет систему закупок и
поставок оборудования в нефтегазовой компании. Он является лишь вспомогательным
звеном в этом процессе, однако заметно ускоряет поиск квалифицированных
поставщиков.
По законодательству Норвегии и ЕС в тендере должны участвовать не менее трех
поставщиков. И Achilles позволяет найти их в режиме on-line на основе
задаваемых критериев. В номенклатуре системы насчитывается свыше 800 позиций
по разным видам оборудования и услуг. О каждом поставщике имеется до 40 страниц
информации.
Нам представляется вполне эффективным внедрение Achilles в России путем
создания отдельной компании, которая бы управлялась «от имени и по поручению»
нефтегазовых компаний, перешедших на работу в единой системе квалификации.
Система могла бы выполнять аудит и предквалификацию поставщиков, держать
официальный реестр квалифицированных поставщиков и подрядчиков, поддерживать и
развивать номенклатуру продукции и услуг, информировать о тендерах и
контрактах, осуществлять эффективный мониторинг российской доли услуг, работ и
поставок по отдельным нефтегазовым проектам. Пилотное внедрение системы и
создание дочерней компании Achilles в России можно было бы организовать на
Штокмановском проекте. За основу можно принять существующие корпоративные
стандарты отдельных компаний, работающих в этом направлении, с расширением
требований для шельфа, используя опыт и стандарты норвежцев.
Вышеперечисленные меры и инициативы смогут в итоге повысить российское участие
в поставках на шельфовые проекты и вывести российские предприятия на
международные рынки, прежде всего на соседний норвежский шельф. |
|
|
|
|
|
|
|