Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Апрель 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

На мазуте далеко не уедешь

Интервью с заместителем генерального директора Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Константином РЯБОВЫМ

Заместитель генерального директора Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Константин Рябов сомневается, что экономический рост в стране возможен одновременно со снижением потребления нефтепродуктов.

- Константин Викторович, почему наши нефтяные компании увлекаются экспортом сырья и не развивают нефтехимию?

- Компании в первую очередь заинтересованы в экспорте нефти. При высоких ценах на нефть это им более выгодно. На мировом рынке тонна сырья в среднем на 10-15 долл. дороже тонны наших нефтепродуктов, поскольку эффективность переработки на российских НПЗ очень низкая. Из нефти мы получаем 30% мазута, стоимость которого на мировом рынке на 40-50% ниже, чем нефть. Дизельное топливо стоит на 40% дороже нефти, но за счет высокой доли мазута в структуре экспорта средняя стоимость тонны нефтепродуктов получается ниже, чем нефти. США перерабатывают в год более 800 млн т нефти в год и производят всего 43 млн т мазута, а Россия при переработке 190 млн т нефти получает 54 млн т мазута. Замена экспортных объемов мазута на эквивалентное количество светлых нефтепродуктов увеличила бы экспортную выручку на 3,5 млрд долл. в год.

У нас большинство нефтезаводов далеко от границ, а их продукция в основном экспортируется по железной дороге. А нефть в порты поступает по трубе. Разница в транспортных затратах очень значительна. Поэтому привлекательность экспорта нефти оказывается выше.

- Действительно, какой смысл в экспорте такого дешевого мазута? Уж лучше - нефть...

- Но производство мазута избыточно. Если уж говорить о том, что лучше, то надо производить из этого мазута более ценные нефтепродукты, те же самые масла, дизтоп-ливо и т.д. То есть оставлять добавленную стоимость в России. Нужны инвестиции (сотни миллионов долларов на один проект), чтобы построить крупные комплексы глубокой переработки нефти, которые превратят этот мазут в светлый продукт. Такие программы существуют, реализуются некоторыми компаниями, но в масштабах страны это незаметно. Наоборот, сейчас усиленно развиваются проекты, которые позволят экспортировать больше нефти. Но мы считаем, что это не тот путь, который может обеспечить удвоение ВВП.

- Так почему невыгодно производить конечный товар в России?

- Сегодня построить крупный нефтехимический комплекс на территории РФ на 30% дороже, чем в Юго-Восточной Азии или на Ближнем Востоке из-за косвенных налогов на оборудование. Разница выражается в десятках и даже сотнях миллионах долларов. За пять лет до появления крупного комплекса и начала производства нужно отдать в виде пошлин и налогов более 100 млн долл. Естественно, что инвестор сделает выбор не в пользу России.

Существует и субъективный фактор. Как правило, нефтехимией и нефтепереработкой более активно занимаются компании, основные акционеры которых не планируют в ближайшее время этот бизнес продать. В правительственной программе «Энергоэффективная экономика» запланировано, что с 2002 по 2005 гг. в нефтепереработку необходимо вложить 6 млрд долл. Причем программа была составлена на основе предложений самих нефтяных компаний. На сегодня она выполнена лишь на 50%. В прошлом году общий объем инвестиций не превысил 25 млрд руб.

- Конкурентоспособны ли наши нефтепродукты на западном рынке?

- Отвечу вопросом на вопрос. Могут ли конкурировать «Жигули» и «Мерседес»? Мы на европейский рынок продаем полуфабрикаты, а не ту продукцию, которую они там заливают в бензобаки. Торговать полуфабрикатами и сырьем всегда проще, чем товарной продукцией. Да и конкуренция очень жесткая. Именно поэтому нужно приобретать в тех странах, куда наши компании поставляют сырье, нефтеперерабатывающие активы, АЗС, нефтебазы, уже там его перерабатывать, а нефтепродукты распространять по своей системе сбыта.

- А укладываются ли наши полуфабрикаты в международные экологические нормы?

- Сейчас в ЕС действуют нормы ЕВРО-3. Для дизтоплива содержание серы лимитируется на уровне не более 350 ppm (или 0,035%). Наше топливо в основной массе не соответствует европейским нормам. А топлива европейского уровня мы выпускаем всего 2%. В 80% нашей продукции серы содержится 2000 ppm (0,2%). Это связано в основном с существующим в России автопарком. ЕВРО -формально нормы не на нефтепродукты, а на двигатели, качество нефтепродуктов - производное от этих норм. Российское правительство планировало ввести ЕВРО-2 для моторостроителей и производителей автомобилей в 2004 г. Однако недавно этот срок передвинули на 2005 г. А ЕВРО-3 планируется только с 2006-2007 гг. В прошлом году НПЗ России прекратили выпуск этилированных бензинов (с содержанием свинца). Это первый шаг к повышению качества. Но если мы хотим выходить на рынки западных стран с товарными нефтепродуктами, их качество надо улучшать постоянно.

- Довести цену готовой продукции до 1000-1200 долл. за тонну для российских нефтехимиков - несбыточная мечта?

- 1000 долл. и выше за тонну можно получить только в готовых изделиях. Полиэтилен, полипропилен - это все сотни долл., но никак не тысяча. Светлые нефтепродукты сегодня стоят около 300 долл., полипропилен - 600-700 долл. А шины, трубы - более 1000 долл. Изделиями надо торговать, а не материалами! Не каучуком, а покрышками, тканями из полимеров.

Импорт изделий нефтехимии оценивается в России приблизительно в 3 млрд долл. в год. При этом мы экспортируем значительные объемы нефтехимической продукции. Глупо производить полимеры и потом из них не делать стаканчики, мешочки, тару, трубы. Но мы производим, а готовые изделия завозим из-за рубежа.

- Какова загрузка и рентабельность предприятий отрасли?

- Сегодня формальная рентабельность нефтеперерабатывающих предприятий не зависит от их технического уровня и от того, какую продукцию они выпускают. Она задается управляющей нефтяной компанией. Более 90% нефти в России перерабатывается по схеме процессинга - компании поставляют НПЗ сырье, платят за переработку и забирают нефтепродукты. Компании сами и устанавливают цену процессинга. Одно из самых лучших нефтеперерабатывающих предприятий России Омский НПЗ работает на грани убыточности. А у других, которые похуже, рентабельность может быть и 15, и 20%. Каждая компания поступает, как ей удобней. Есть проблемы и с загрузкой предприятий.

- Неужели не хватает сырья?

- Вот именно. Компании стремятся, как можно больше отправить на экспорт, а НПЗ загружают по остаточному принципу. Средняя по отрасли загрузка 65% - маловато. Мощности - 245 млн т, а в прошлом году переработано 190 млн тонн. В Америке загрузка мощностей - более 90%. И в Европе к этому приближаются, повышают эффективность.

- Внедряются ли новые технологии в отрасли?

- Новые технологии, безусловно, внедряются, но темп их внедрения нас не совсем устраивает. Приоритеты компаний связаны только с добычей и транспортировкой сырья за рубеж. Дизельное топливо 5000 ррш и 50 ррш (на два порядка разница в содержании серы!) на российском рынке стоит одинаково. Поэтому зачем внедрять новые технологии, производить экологически чистую продукцию? Во всем мире для производителей экологически чистой продукции государство делает преференции, снижает акцизы.

Недавно стало известно, что Минэкономразвития России завершает разработку новых ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты. При этом планируется повысить пошлины на светлые нефтепродукты на 40% (130% от пошлины на нефть) и снизить пошлину на мазут на 20% (70% от пошлины на нефть). Такое изменение ставок законсервирует отсталость российских НПЗ и подорвет сырьевую базу нефтехимической промышленности. Предлагаемое соотношение ставок пошлин на нефть и нефтепродукты стимулирует неэффективное использование нефти, производство товара (мазута) с более низкой, чем сырье, стоимостью. Чтобы снизить зависимость страны от цен мирового рынка нефти, увеличить экспортную выручку и налогооблагаемую базу, соотношение ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты должно быть обратно пропорционально их стоимости на мировом рынке (а не прямо пропорционально, как предлагает Минэкономразвития).

В последние годы увеличились инвестиции в энергоэффективные технологии. Они окупаются быстрее, чем инвестиции, направленные на улучшение качества продукции. Затраты на энергию в структуре издержек нефтепереработчиков выросли до 50%. На многих предприятиях нефтепереработки и нефтехимии реализуются довольно крупные проекты не только по экономии энергоресурсов, но и по созданию собственных энергетических мощностей.

- Растет ли объем потребления нефтепродуктов в стране?

- Растет потребление бензина, а дизельного топлива и мазута -снижается. В прошлом году более половины мазута и дизтоплива ушло на экспорт. Можно ли в такой ситуации делать вывод об экономическом росте в стране, о котором нам постоянно рапортует правительство? По-моему, это большой-большой вопрос.
 
Еще статьи на эту тему:
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 20032012. Свидетельство ПИ ФС7734619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru