Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Февраль 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Путь на Джейхан открыт

Западные инвесторы профинансировали строительство самого затратного каспийского нефтепровода

Сергей ГУК

Четыре базовых соглашения были подписаны в начале февраля правительствами Азербайджана, Грузии и Турции с операционной компанией BTC Co., представителями ЕБРР, Международной финансовой корпорацией и 15-ю крупными зарубежными банками о финансировании строительства нефтепровода Баку–Джейхан на сумму 2,6 млрд долларов.

Часть средств инвестируют четыре компании–участника BP, Statoil, Conoco Philips и Total. По ветке протяженностью 1 767 км планируется ежегодно перекачивать 50 млн т нефти. Срок реализации проекта – апрель 2005 г. Предполагается, что через 20 лет после начала эксплуатации нефтепровода, который эксперты называют самым дорогостоящим из всех проектов транспортировки каспийской нефти, Азербайджан станет его единоличным владельцем.

Главное преимущество проекта: каспийская нефть будет поступать к Средиземному морю, минуя «узкое горлышко бутылки» – перегруженный Босфорский пролив. Для его главного лоббиста в лице США, кроме того, вырисовываются некоторые другие преимущества, в частности, уменьшение зависимости от нестабильного ближневосточного региона. По сообщению агентства Рейтер, американский спецпредставитель по энергетике Стивен Манн объявил на церемонии подписания, что проект Баку–Джейхан занимает центральное место в энергетических проектах компаний США.

Только ли интересами диверсификации источников энергоснабжения объясняется настойчивость Вашингтона? Не назвавшийся источник в правительстве РФ не скрывал негативного отношения российского кабинета министров к реализации нового нефтепровода, который уведет изрядную часть каспийского минерального сырья в обход России: «Москва не видит в этом проекте экономики», – объявил он.

Не только Москва. По мнению британской «Financial Times», «американское спонсорство преследует прежде всего геополитические цели – вовлечь страны Кавказа и Каспийского региона в орбиту Запада…». Такая задача, подтвердил в беседе с «МЭ» аналитик ИК «Тройка-Диалог» Валерий Нестеров, «ставилась изначально: снизить зависимость новых нефтедобывающих стран от транзита нефти через Россию, ослабить политическое доминирование нашей страны в регионе. Для Москвы этот фактор малоблагоприятный». Россия, по свидетельству американской газеты «Christian Science Monitor», «видит в нефтепроводе прямую угрозу своей существующей сети трубопроводов, через которую в настоящее время и перекачивается на мировые рынки основная часть каспийской нефти».

Упоминавшийся представитель российского правительства указал еще на один негативный фактор для России: недозагруженность Каспийского трубопроводного консорциума – структуры для нас пока что убыточной. Не будет ли означать появление нового конкурента, который будет прокачивать казахскую нефть, окончательное фиаско КТК? Валерий Нестеров это отрицает: «Пропускная способность Баку–Джейхан составляет 50 млн т в год, а Казахстан через 10 лет будет добывать более 100 млн т нефти в год. Свои обязательства перед Россией, думаю, Казахстан будет выполнять».

Вице-президент Транснефти Сергей Григорьев нарисовал еще более мрачный сценарий: будущий трубопровод Баку–Джейхан грозит обрушить рынок нефти в Европе, если все ныне реализуемые планы по Каспийскому шельфу будут доведены до конца. Расчет эксперта таков: ежегодные поставки с 2005 г. 30–40 млн т азербайджанской, 28 млн т казахстанской нефти в Джейхан, а также дополнительных 15–18 млн т российского минерального сырья с Тимано-Печерского месторождения по российским трубопроводным системам могут привести к переизбытку сырья в Европе. Кроме того, как он полагает, в Европу, судя по всему, в скором времени поступит и большое количество иракской нефти. Потребности же континента в этом виде энергоносителей к 2005 г. специалисты оценивают максимум в 80–84 млн тонн.

Не разделяет этих опасений Валерий Нестеров: «Мне представляется, что конечным маршрутом прикаспийской нефти станут Соединенные Штаты, куда она будет доставляться супертанкерами. В Европу будет поступать лишь меньшая ее часть».

В Москве, правда, не считают, что «нефтяной покер» окончательно проигран. Что и показал визит в Россию главы Азербайджана Ильхама Алиева, состоявшийся сразу же вслед за подписанием упомянутых соглашений. «Москва и Баку, – объявил президент Владимир Путин, – вместе думают над осуществлением совместных проектов, в том числе в топливно-энергетической сфере». Гость был с ним солидарен: «Россия для Азербайджана – стратегический партнер, и мы будем этот курс постоянно продвигать».

Более конкретно высказался глава Минэнерго Игорь Юсуфов. «Стороны ведут переговоры о подписании долгосрочного соглашения по транзиту азербайджанской нефти через Россию в средиземноморские порты и в Европу. Хотелось бы, – не скрывал министр, – подписать такое стратегическое соглашение в рамках визита президента Ильхама Алиева, но оно не готово». Москва этим обстоятельством, естественно, не удовлетворена, и «мы будем убеждать наших коллег, что надо выйти на долгосрочное соглашение». Но и в рамках действующего соглашения Россия будет стремиться к тому, чтобы увеличить объемы транзита азербайджанской нефти по маршруту Баку–Махачкала–Новороссийск с нынешних 2,5 до 5 млн т, резюмировал Юсуфов.
 
Еще статьи на эту тему:
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru