Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Февраль 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

"Сейчас власти не заявляют об успехах в космосе, но денег мы стали получать больше"

Валерий Удалой – к.т.н., доцент, действительный член Академии космонавтики РФ, первый заместитель начальника Центра управления полетами Росавиакосмоса отвечает на вопросы журнала «Мировая энергетика»

Беседовал Михаил КЛАССОН,
Александр ДЖУС (фото)

- Валерий Алексеевич, по каким направлениям Росавиакосмос обслуживает народное хозяйство? Насколько сейчас востребованы снимки из космоса министерством энергетики, министерством природы, нефтегазовыми и электроэнергетическими компаниями? Можно ли увидеть на этих снимках, например, разливы нефти на промыслах или упавшие в горах опоры ЛЭП?

- У нас есть спутники дистанционного зондирования земли «Метеор-3М», которые нацелены делать снимки в разных спектрах электромагнитного излучения. Эти услуги пользуются наибольшим спросом у Минприроды. В последнем ведомстве имеется подразделение по координации всех поступающих из регионов заявок, далее министерство передает их в подразделение Росавиакосмоса – НТЦ «Планета». Заказчика интересует состояние окружающей среды, снежный и зеленый покров, посевы, информация для составления земельного кадастра. В то же время у Минэнерго нет такого координирующего центра, это ведомство пользуется нашими услугами лишь эпизодически, в основном заявки идут напрямую от компаний топливно-энергетического комплекса. Нефтегазовые компании используют возможность посмотреть на разрывы трубопроводов и разливы нефти, пожары из космоса. Но в этом направлении нам еще много надо поработать, чтобы потребители ощутили всю ценность космических снимков.

- Действительно, ведь у нефтяников и газовиков есть свои наземные линейные службы, чтобы следить за состоянием трубопроводов и промыслов.

- Их нынешняя деятельность может быть поставлена под определенное сомнение, если компании перейдут на космические снимки. Но пока до этого далеко. Сейчас у спутников «Метеор-3М» на передачу снимков уходит три сеанса в сутки по два часа каждый сеанс. Но можно и больше загружать аппаратуру этих спутников. Когда два года назад у нас летал «Океан», на его инфракрасных снимках удалось даже обнаружить вторую, подземную Волгу.

- Насколько активно газовики, нефтяники и энергетики используют позиционирование своих мобильных объектов по отечественной системе ГЛОНАСС?

- К сожалению, наши компании более активно используют американскую систему позиционирования – GPS. Прежде всего, потому, что у нас «дырявая» военная группировка спутников. Сейчас летает 8 спутников, а еще 3 предполагается запустить в ближайшее время. У американцев таких спутников 26, которые накрывают весь земной шар. Гражданскому потребителю все равно, какой системой пользоваться, а услуги в обоих случаях бесплатные (поскольку расходы несут военные). Но у нас он может попасть в «дыру», а GPS обеспечивает позиционирование в любой точке. Правда, американцы могут неожиданно отключить GPS, как они это сделали во время операции «Буря в пустыне» (военные действия против Ирака, напавшего в 1990 г. на Кувейт – Ред.). Европейцы пытаются сейчас создать свою космическую систему наземного позиционирования и приглашают нас участвовать в этом. Но это сотрудничество идет тяжело, поскольку ЕС принял положение, согласно которому страна, не входящая в Евросоюз, может получить в европейском проекте не более 5% участия.

- А как все-таки «затянуть» наши компании в отечественную систему позиционирования?

- Нужно довести военную группировку спутников как минимум до 18. Тогда уже не будет «дыр». В 1991 году в Советском Союзе была полная группировка – 24 спутника, но затем ее развалили, не пополняли группировку новыми спутниками, когда срок службы старых подходил к концу. Сейчас мы переходим с 5-ти летнего срока службы на 7-ми летний (самые первые спутники служили всего 3 года).

Необходимо также для более широкого использования услуг ГЛОНАСС наладить серийное производство приемников. Пока они выпущены лишь ограниченными партиями в несколько сотен штук. В то же время у нас имеется разработка, когда в одном корпусе собран и приемник для позиционирования, и приемник спутниковой связи. Но, думаю, что многие «деятели», которые привыкли к жизни без контроля, будут всячески сопротивляться внедрению приемников ГЛОНАСС. Например, мы установили приемники для пробы на мусоровозах в г. Королеве. Шоферы тут же раскурочили аппаратуру: ведь стало бы сразу видно, что один поехал в заповедник Лосиный остров, то ли избавиться от мусора, то ли еще зачем-то, а другой – на длительный обеденный перерыв. Кроме того, широкому распространению приемников спутникового позиционирования препятствует необходимость получать официальное разрешение на их использование от органов связи.

Тем не менее, сейчас по ГЛОНАССу действует федеральная целевая программа, согласно которой в 2007 году должна заработать полная группировка – 24 спутника. Выделяется и соответствующее финансирование. Государство, можно сказать, вернулось в это направление.

- Может быть, наши компании более активно используют спутниковые телефонную связь, теле- и радиоканалы? Например, некоторое время назад Роснефть, предприятия которой разбросаны по России от Краснодарского края до Находки, внедрила видеосвязь. Президент компании в Москве может при необходимости «выводить» на экран кабинет любого начальника местного предприятия Роснефти, а последний таким же образом может выходить на президента.

- Мы в этом проекте не участвовали. Дело в том, что связь можно обеспечить и широко распространившимися наземными оптоволоконными каналами. «Транстелеком», например, построила их через всю Россию по железным дорогам. Кроме того, оптоволоконная связь дешевле. А спутниковая связь не всегда возможна из-за проблемы так называемой «последней мили», когда оптоволоконный канал не дошел до спутниковой антенны. В этом случае приходится прокладывать дополнительную линию связи, например, радиорелейную, в несколько десятков километров. Видеосигнал можно прогонять и через Интернет, преобразовав его предварительно в «цифру» и сжав. Многие компании строят свои спутниковые системы связи. Например, Газпром заказал НПО «Энергия» изготовить спутники «Ямал-200», которые были выведены на орбиту в 2003 году.

Управляете ли вы этими спутниками?

- Нет. У нас сейчас осталось два направления: пилотируемые полеты и дистанционное зондирование Земли. Когда же выводились первые спутники Газпрома – «Ямал-100», то мы по горло были заняты программой «Мир» (уходила в прошлое) и МКС, международной космической станцией (только-только внедрялась). Есть свои спутники и у Центробанка, телекомпания НТВ купила себе спутники.

- Сайт ЦУП сообщает о том, что на МКС были проведены четыре эксперимента по проблемам энергетики. Какие цели они преследовали?

- Эксперименты были проведены не по заказу энергетиков, а в интересах космической индустрии. Например, чтобы исследовать влияние выхлопа из реактивного двигателя спутника на обшивку. Второй эксперимент – можно ли с Земли определить состав этого выхлопа, из чего можно судить о том, ракета какого класса стартовала.

Другой эксперимент заключался в выпуске из МКС 20-километрового троса. При движении станции он пересекает магнитное поле Земли и в нем индуктируется электрический ток. Опробовались также микродвигатели с лазерной накачкой для позиционирования спутников на орбите. Были эксперименты и узко научного плана: как использовать движение планет Солнечной системы и даже объектов Вселенной опять же для выработки энергии на спутнике. Пока они закончились безуспешно, но сейчас составляется техзадание и, может быть, в ближайшие годы мы что-то получим на этом направлении.

- Существует ли хозрасчет в системе Росавиакосмоса? Подсчитываете ли вы экономический эффект для народного хозяйства от своей деятельности?

- Вся космонавтика существует от двух источников финансирования: бюджета (в 2003 году было выделено 8,5 млрд рублей) и внебюджетных средств, которые пополняются за счет продажи услуг. Например, от выведения на орбиту зарубежных спутников и полетов на МКС астронавтов. Это дает нам примерно 100 млн долларов в год.

- А как сейчас американцы рассчитываются с вами за полеты своих астронавтов на МКС?

- Ситуация достаточно интересная. Когда случилась катастрофа с американским челноком, многие наши специалисты в космической индустрии стали потирать руки в предвкушении больших заработков. Но согласно давнему соглашению, за Россией уже была записана доставка воды, продовольствия, космонавтов. Американцы раньше лишь шли нам навстречу, когда мы просили доставить на челноке воду или космонавтов, чтобы сэкономить свои скудные средства. Когда российские специалисты бились за это космическое соглашение, они исходили из того, что государство выделит им больше средств на создание ракет и космических кораблей, но этого не произошло.

- Проявляет ли сейчас государство интерес к возрождению космической индустрии?

- Раньше, когда премьер-министром был Виктор Черномырдин, он приезжал к нам и говорил, что не намерен стать гробовщиком космической индустрии. Потом приезжал в качестве первого вице-премьера Борис Немцов и говорил примерно в том же духе. Но когда мы наведывались в Минфин, то там нам заявляли: ребята, подождите, у нас своих проблем полно. Сейчас власти не делают восторженных заявлений по поводу наших успехов, однако денег мы стали получать больше.
Когда проходила операция «Буря в пустыне», мы еще не осознавали влияние космической индустрии на современные технологии ведения войны. А американцы тогда отключили GPS не только во Франции, но и на южных рубежах Советского Союза. И вообще задавили связь электронными помехами. Сейчас же, после последней войны в Ираке, власти пришли к выводу, что надо восстанавливать утраченные после распада Советского Союза позиции. Поэтому на восстановление спутниковой военной группировки стали давать деньги. Когда шла первая война в Чечне, приемники системы ГЛОНАСС имелись только у командующих родами войск. В то время как настоятельная потребность в них была на уровне командира взвода.

- Престижна ли сейчас космическая индустрия среди молодежи?

- В 1990-е годы был отток молодых кадров. Сейчас зарплаты математика-программиста в банке и у нас почти сравнялись. Кроме того, наши специалисты имеют отсрочку до 33 лет от армии. Хотя у них сейчас не перехватывает дыхания от престижа профессии, как это было в 1960-х годах, тем не менее, к нам сейчас просятся. Многие наши ветераны тоже приводят своих детей, закончивших вузы.

- Пошли ли ваши дети по стопам отца?

- Сын в 1994 году окончил Московский авиационный институт по специальности «баллистика» и разрабатывает сейчас для МКС необходимые математические программы. Я давно преподаю в Лесотехническом институте, который был создан по инициативе Сергея Королева. Студенты здесь сильно отличаются от нашего поколения. Есть такие, которые платят за обучение, чтобы только получить «корочку». Но есть очень много студентов, которым по окончании института требуется не более полугода, чтобы стать у нас полноценными специалистами (у моего поколения на это уходило, правда, по объективным причинам, 3-4 года). Их надо «держать». Есть неофициальная шкала «достойной зарплаты» для баллистиков и программистов: 800 долларов в подмосковном Королеве и 1000-1200 долларов в Москве. В Королеве зарплата ниже потому, что у нас жизнь дешевле, сложно добираться до Москвы. Но если пустят комфортабельную скоростную электричку Москва-Мытищи, то у нас цены сразу подрастут.

- А как обстоят дела, например, со станочниками и испытателями аппаратуры?

- Здесь похуже.

- Понимает ли ситуацию вице-премьер Борис Алешин?

- Конечно. Но пока он, похоже, ждет, когда определится, какие функции государственного управления будут признаны избыточными.

- Последний вопрос позвольте задать философского плана. Экспедиции на Марс и другие планеты Солнечной системы, на Луну и другие спутники нужны человечеству только для расширения познаний или же от них может быть и народнохозяйственная польза?

- На ближайшую перспективу они будут чисто научными. Ведь сейчас космическая техника не позволяет возить из космоса на Землю полезные ископаемые, что-то делать в промышленных масштабах. Например, на станции «Мир» удавалось получать чистейший инсулин, но в небольших масштабах, и на Земле он оказывался сильно дорогим. Но рано или поздно удастся выйти за рамки экспериментального характера подобных производств. Пока же мы изучаем Солнечную систему и Вселенную. Но любая прикладная наука является той первой ступенью, за которой идет уже внедрение.

Я думаю, что наше поколение не доживет до того дня, когда станет понятно, какая народнохозяйственная отдача будет от космической индустрии. Однако если не изучать Солнечную систему и Вселенную, то Земля в какой-то критический момент может и не выжить. Ведь если случится глобальный катаклизм, например, какая-нибудь крупная комета врежется в Солнце, то человечество обязано будет спрогнозировать последствия такого катаклизма для жизни на Земле. И при катастрофическом исходе – увести комету в сторону или взорвать ее. Не дай Бог, Луна упадет на Солнце – тоже вполне возможны катастрофические последствия. Да, в ближайшие 50-100 лет нам комету не отклонить и не взорвать, но в будущем возможности объединенного человечества неизмеримо возрастут.

Изучение Солнечной системы и Вселенной может дать нам и новые источники энергии, помимо нынешних традиционных (нефть, уголь, уран, гидроэнергия) и нетрадиционных (тепло Земли, энергия ветра и приливов, солнечное излучение). Например, из вакуума в околоземном пространстве.

Валерий Алексеевич Удалой – известный ученый и организатор в области создания технических средств наземного комплекса управления полетами автоматических и пилотируемых космических аппаратов.

Окончил Московский институт инженеров транспорта.

С 1993 г. занимает должность первого заместителя начальника Центра управления полетами и моделирования (ЦУП-М) Росавиакосмоса.

Имеет свыше 40 научных трудов и публикаций, кандидат технических наук, доцент кафедры "Системы автоматического управления" Московского государственного университета леса, действительный член Академии космонавтики РФ, Академик энергоинформационных наук РФ, американского института по аэронавтике и астронавтике (AIAA).

Лауреат премии Совета министров СССР за работы по созданию ЦУП многоразового транспортного корабля "Буран", "Заслуженный машиностроитель РФ", награжден орденами "Трудового Красного знамени", "Знак Почета" и другими правительственными наградами.

 

Еще статьи на эту тему:

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru