Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Февраль 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Нельзя быть счастливым среди несчастных

На территории бывшего Советского Союза существует уже несколько объединений, цель которых – укрепление взаимовыгодного сотрудничества между новыми государствами. Чем различаются эти союзы? Что необходимо для полноценной экономической интеграции внутри СНГ? Об этом рассказывает читателям «Мировой энергетики» Генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота

Беседовала Галина ПОЛОЖЕВЕЦ

– Григорий Алексеевич, в январе премьер-министр Михаил Касьянов подписал постановление о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Соглашение о его создании было достигнуто в сентябре 2003 г. на ялтинской встрече президентов России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Имеет ли ЕЭП какое-либо отношение к ЕврАзЭС?

– Существует международная организация, которая называется Евразийское экономическое сообщество. Со своим секретариатом, своей программой действий, которая сейчас обновлена и утверждена президентами пяти стран, входящих в сообщество.

Есть соглашение о создании единого экономического пространства, в которое входят три государства – члена ЕврАзЭС и Украина. Там тоже имеется свой план действий и обсуждается вопрос создания рабочих структур. Если вы посмотрите наши программы, то они во многом совпадают.

ЕврАзЭС отличается от ЕЭП тем, что у нас внутри Сообщества весьма жестко структурированные отношения. Там же отношения достаточно свободные. Но я думаю, нет ничего страшного в появлении нескольких похожих образований. Существуют разные представления о том, как интегрироваться. Главное, что есть стремление делать это.

Основные этапы любой интеграции имеют некие закономерности. Сначала нужно создать режим свободной торговли, потом таможенный союз, потом единое экономическое пространство.

Первый этап – создание зоны свободной торговли или режима свободной торговли – мы уже прошли. Что такое режим свободной торговли? Это свободное передвижение товаров, произведенных сообществом, через границы государств, входящих в него. В ЕврАзЭС этот режим существует: нет ни ввозных, ни вывозных пошлин на товары, пересекающие границы сообщества внутри него.

Короче говоря, мы считаем, что первую задачу решили. Сейчас занимаемся решением второй задачи – созданием единого таможенного пространства. Только после этого можно говорить о едином экономическом пространстве.

– А единое энергетическое пространство?

– Единое энергетическое пространство – это лишь часть интеграционного процесса. Транспорт и энергетика – это две решающие составные части, которые определяют степень интеграции.

Немаловажно и то, как будет развиваться таможенное сотрудничество в рамках ЕврАзЭС.

– Что вы должны осуществить в рамках ЕврАзЭС в течение 2004 г., чтобы считать его итоги успешными?

– Прежде всего, мы считаем, что прошедший год был для нас достаточно успешным. Наибольшие подвижки произошли в сфере энергетики. С помощью энергетиков России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подготовили программу освоения гидроэнергетических ресурсов Центральной Азии, которая была принята президентами пяти государств. В частности, благодаря очень энергичным усилиям РАО «ЕЭС России», осуществлена организация перетоков электроэнергии из районов, где есть ее избыток, в районы, где дефицит. В летний период избыток электроэнергии наблюдается в Таджикистане и Киргизии, а энергодефицитные районы – в южной части Урала. РАО ЕЭС уже осуществляет импорт дешевой таджикской и киргизской электроэнергии через Казахстан. Это очень важно, поскольку создается база для общего рынка электроэнергии, который выгоден всем.

Но 2003 г. интересен не только этим. Были отработаны приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003–2006 гг. и последующие годы. Что мы ждем от 2004 г.? Если говорить о сфере финансовых услуг, то мы должны продвинуться в создании единого страхового рынка и единого фондового рынка. Что касается энергетики, нам следует определиться со строительством двух гидроэлектростанций. РАО ЕЭС ведет подготовку ТЭО инвестиций. Если нам удастся приступить к строительству этих гидроэлектростанций, то я считаю, что ЕврАзЭС в значительной мере продвинется по пути интеграции.

У нас очень большие надежды на то, что удастся выстроить более внятные отношения в транспортной сфере, что улучшило бы условия для взаимной торговли. Есть еще одна очень серьезная проблема – упорядочение временной трудовой деятельности граждан государств ЕврАзЭС на территории сообщества.

В прошлом году Организация Объединенных Наций зарегистрировала ЕврАзЭС как международную организацию, мы получили статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. Это, во-первых, дополнительное свидетельство признания нашего Сообщества. Во-вторых, это говорит о том, что деятельность нашей организации вписывается в дух и букву ООН. Для нас очень важно, чтобы ЕврАзЭС рассматривали не как закрытый клуб, а как часть мирового сообщества, в том числе и экономического. Наконец, это дает возможность нам участвовать в деятельности ООН.

– ЕврАзЭС существует уже несколько лет тем не менее до сих пор идут споры, насколько дееспособна эта организация, в силу того, что страны «пятерки» имеют разный уровень развития и неодинаковую структуру экономики.

– ЕврАзЭС – это не та организация, которую сегодня создали, а завтра уже получили результат. О ее деятельности пока можно судить только по динамике. Динамика же сейчас – положительная. Это вселяет в нас надежду, что мы на правильном пути.

Да, нерешенных проблем очень много. И первая – та, о которой вы говорите: это разный уровень экономического развития входящих в Сообщество стран. Дело в том, что нельзя быть счастливым среди несчастных. Потому мы от всей души радуемся, что Казахстан сейчас вырывается на передовые позиции. Печально, когда есть в нашем сообществе государства с очень слабой экономикой. Не получится интеграционных процессов, которые приносили бы пользу всем, если мы, я говорю сейчас о России, не поможем этим государствам поднять уровень экономики.

– Значит, мы опять должны помогать другим странам?

– Что значит – помогать? Таджикистан и Киргизия продали России электроэнергии, скажем, на 3 млн долл. При этом заработали все компании, которые участвовали в этом процессе. Есть продукт, им правильно распорядились, на этом все выиграли. Мы помогли Таджикистану и Киргизии?

Безусловно. А себе помогли? Тоже бесспорно. Была поставлена электроэнергия, которая дешевле, чем на российском федеральном оптовом рынке, и это будет содействовать понижению цены электроэнергии… Помогли мы тем самым российскому потребителю? Помогли. Вот такая помощь должна быть в рыночных отношениях. И у нас подобных возможностей очень много.

– Есть ли внутренние и внешние факторы, способствующие интеграции стран на территории бывшего СССР?

– Да, конечно. После распада СССР каждая из бывших советских республик, включая Россию, сосредоточилась на своем суверенитете. При этом был провозглашен лозунг: «Запад нам поможет».

С суверенитетом более или менее определились. Запад нам помог, чем смог, но возможности его не безграничны. И, наконец, пришло осознание того, что безопасность каждого государства зависит прежде всего от обстановки на собственных границах. Обнаружилось, что кооперационные связи нарушены, многие заводы стоят, и оказывается, что в их восстановлении никто кроме нас самих не заинтересован. Оказывается также, что с некоторыми видами техники, получаемыми из других стран, мы не умеем обращаться, что лучше вернуться к собственным моделям, пусть не таким совершенным, но достаточно надежным и привычным. Жизнь нас заставила снова повернуться лицом друг к другу.

Есть и внешние факторы, заставляющие нас объединяться. Это – желание ряда стран разделить весь мир на «золотой миллиард» и нищий остаток. Один из методов противодействия этому – создание субрегиональной интеграции, которая бы противостояла внешним вызовам.

– Вряд ли СНГ, как показало время, способно противостоять новым вызовам. В противном случае не пришлось бы создавать еще несколько организаций со схожими функциями на территории бывшего СССР?

– СНГ построено по очень либеральному критерию. Решения в его рамках подписываются только теми государствами, которые с ними согласны, выполняются теми, кто хочет этого и т.д. Но, думаю, что благодаря этой «расплывчатости» СНГ и сохранилось. Если бы были поставлены более жесткие условия, мол, выстраивайтесь все под общие критерии, то ничего бы не получилось. Просто никто бы не захотел объединяться. Благодаря своему либеральному принципу СНГ может решать те задачи, которые нельзя решить ни в ЕврАзЭС, ни в других организациях. Например, это прекрасная площадка для регулярных встреч глав 12-ти государств. На этих саммитах обсуждаются и решаются весьма важные проблемы.

Вспомним, когда создавалось СНГ, по отношению к нему были завышенные, чрезмерные ожидания. Казалось, что удастся сохранить все то, что называлось Советским Союзом. Не удалось. Отсюда и сегодняшнее разочарование. Но зато довольно ясно обозначились те сферы деятельности, которые можно совместно решать только в рамках 12-ти стран СНГ.

Когда же решили, что необходима более жесткая структура взаимодействия между государствами, то согласились с этим только пять стран. Так появилось ЕврАзЭС.
Когда задумали строить свои отношения по какой-то иной схеме – получилась «четверка» стран – ЕЭП.

В Единое союзное государство изъявили желание войти только две страны – Россия и Белоруссия, и то дело движется непросто. Жизнь расставляет все на свои места.

У нас не возникает ревности к другим организациям. Если они в результате своей деятельности покажут более высокую эффективность, значит, мы где-то недорабатываем. И это нужно исправлять.

– Единое энергетическое пространство в рамках ЕЭП создавать не менее трудно, поскольку между странами – членами Единого экономического пространства происходят постоянные конфликты, связанные с энергетической сферой. Как в принципе можно решать их?

– Знаете как? Чтобы их решать, надо решать. Заниматься ими, искать компромиссы. Понятно, что все мы – независимые государства и у каждой страны есть свой национальный интерес, в том числе и в энергетике. Нельзя строить отношения, не учитывая интересов партнеров. Это общеизвестно.
Очень часто проблемы не решаются потому, что ими просто никто не занимается. В системном, ежедневном режиме. Вот и все. Нет таких проблем, которые не имеют решения.

Например, в ЕврАзЭС вдруг пошел поток антидемпинговых процедур между Казахстаном и Россией. Дело дошло до того, что десятки антидемпинговых процедур Россия проводила в отношении Казахстана, а он в отношении России. Нам дали задание подготовить механизм решения, который бы сводил к минимуму подобную практику. Антидемпинговые процедуры существуют во всем мире, но это должно быть исключением из правил, а не правилом. Механизм разрабатывали и мы, и эксперты всех государств. Сначала подготовили решение на уровне пяти президентов, которое приняли в мае 2002 г., и до конца этого года резко сократилось число антидемпинговых процедур, хотя механизм еще не был окончательно отработан. Совсем недавно существовало около 20 защитных процедур, осложняющих нормальное экономическое партнерство. Теперь же во взаимной торговле пяти стран не применяется ни одной антидемпинговой меры. Проблема была решена в результате интенсивного и продуктивного диалога.

– Каких проблем больше в вашей работе – политических или экономических?

– Что касается политической воли на уровне глав государств, то она есть. Я не помню случая, чтобы мы выходили на высший уровень с хорошо проработанной проблемой и предлагали ее решение, но оно не принималось. Больше, конечно же, экономических проблем, вызванных неодинаковым уровнем развития стран, входящих в Сообщество.

– Не играет ли по-прежнему Россия роль «старшего брата» в отношениях с другими членами «пятерки»?

– В ЕврАзЭС 40% бюджета формирует Россия. В Интеграционном комитете Сообщества, который готовит экономические решения для президентов и премьер-министров, разновесное голосование, зависящее от степени ответственности и финансового бремени каждой из стран- членов Сообщества. Поэтому у России 40% голосов, у Казахстана и Белоруссии – по 20%, у Киргизии и Таджикистана – по 10% голосов.

Я не вижу ничего плохого в том, что какая-то страна играет роль лидера. И эту роль с удовольствием примут партнеры, если лидер проявляет мудрость, если учитывает интересы партнеров… Готовность принять Россию как лидера в таком понимании – есть, все зависит от России, насколько хорошо она сможет исполнить эту роль.

Лидер должен быть великодушен. Возьмите пример ЕС. Когда общий бюджет распределялся в пользу малых государств, Германию спрашивали, как она с этим мирится? Немцы ответили: а как же иначе, ведь мы намерены с этими государствами работать как с партнерами, и не хотим иметь проблем на своих границах. Разве это не мудрый подход?
 
Еще статьи на эту тему:
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru