Предвыборный Рубикон президента
Дмитрий ОРЛОВ,
политолог, кандидат исторических наук
В марте Владимиру Путину, который, вне сомнения, будет вновь избран на пост
президента России, нужно будет давать ответ на вопрос о том, что же будет
основой, базой, стержнем курса его второго срока. При всей высокой консолидации
политического режима президента созданная система не гарантирует стопроцентной
стабильности – из-за фактора нефтяных цен и не только из-за него. Поэтому ее
стержень должен быть очень прочным, похожим на графитовый стержень ядерного
реактора. Либеральные конструкты на такие испытания явно не рассчитаны, что и
показали со всей очевидностью выборы-2003. Путин обречен на выбор иной модели
модернизационного проекта.
Рискнем предположить: основой нового курса будут социальная модернизация, в том
числе борьба с бедностью, и модернизация инфраструктуры. В неформализованном
виде цели и технологии этой политики уже сформулированы: уменьшение количества
граждан за рамками прожиточного минимума; адресные социальные программы;
мобилизация на эти цели бюджетных средств; развитие ипотечного кредитования;
развитие малого предпринимательства и создание рабочих мест; модернизация
образования, здравоохранения, ЖКХ; развитие крупных инфраструктурных проектов.
Содержательно послание президента обществу еще предстоит оформить в виде другого
послания – Федеральному собранию. И первоочередных законопроектов, конечно.
Угроза нищеты считывается по сведениям официальной статистики. По данным
Госкомстата за январь–сентябрь 2003 г., 81,3% населения располагали
среднедушевым доходом менее 7 тыс. руб. в месяц. Из них более 20%, 31 млн
человек, живут за чертой бедности (2121 руб.) Средний класс – это не мощная
социальная группа, а незначительная (и не очень стабильная) прослойка населения.
Четверо из пяти жителей страны по официальной статистике бедны, причем один из
этих четырех – нищий. А по собственным оценкам населения бедны девять из десяти.
Разрыв в уровне доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных составил в 2003 г.
14,5 и вырос по сравнению с 1991 г. (4,5) почти в пять раз – и это при том, что
бедность носит по преимуществу застойный характер.
Угроза нелегитимности богатства (и шире, состоятельности) опасна не меньше. Фонд
«Общественное мнение» выявил: 75% жителей страны уверены, что много денег можно
иметь, только нарушая закон. А опрос ВЦИОМа показал, что главными причинами
богатства россияне считают «связи с нужными людьми» (84%), «экономическую
систему, позволяющую богатым наживаться за счет бедных» (80%), «нечестность»
(69%).
Граждане массово не удовлетворены не только справедливостью социальной лестницы,
но и текущим уровнем заработной платы: 48% полагают, что зарабатывают «гораздо
меньше», чем заслуживают, и 27% – «несколько меньше». Конечно, здесь «работают»,
в том числе и завышенные ожидания. Однако радикальное отставание роста оплаты
труда от увеличения его производительности (даже с учетом того, что она в России
значительно ниже, чем в развитых и даже развивающихся странах) – весьма странный
и довольно опасный феномен. Он прямо влияет и на качество рабочей силы (оно
ухудшается), и на состояние демографических проблем (они обостряются).
Чтобы капиталы стали легитимными, они должны пройти сквозь сито законности и
справедливости, считают жители России. «Когда у одних людей больше денег, чем у
других, это справедливо, если они имели равные возможности их заработать» (70%,
данные ВЦИОМа) – вряд ли эта позиция качественно отличается от того, за что
выступают традиционные консерваторы. Но та же доля опрошенных (68%) выступает за
пересмотр итогов приватизации («нужно вернуть государству всю собственность» –
37%, вернуть «в отдельных случаях, если будет доказано, что приватизация была
незаконной» – 31%).
Острота инфраструктурной угрозы вполне сопоставима с угрозой нищеты. Если
состояние газо- и нефтепроводов благодаря растущим экспортным потокам и
менеджменту соответствующих госкомпаний постепенно улучшается, то дороги и
жилищно-коммунальное хозяйство (исключая очаги роста в мегаполисах) ветшают. Но
возможно ли увеличить мобильность населения (для борьбы с застойной бедностью в
том числе) без нормальных систем коммуникации? Возможно ли создать минимально
приемлемые условия жизни для десятков миллионов людей без работающего
коммунального сектора? Заставить капитал работать в сфере ЖКХ и инфраструктуры
вообще – задача, решение которой способно изменить облик страны, создать в
перспективе еще один мощный очаг внутреннего спроса.
Март – своеобразный Рубикон для президента. Однако вряд ли мы будем свидетелями
танталовых мук. Как говорили в прежние времена, вопрос не решен, но предрешен.