Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Февраль 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Предвыборный Рубикон президента

Дмитрий ОРЛОВ,
политолог, кандидат исторических наук

В марте Владимиру Путину, который, вне сомнения, будет вновь избран на пост президента России, нужно будет давать ответ на вопрос о том, что же будет основой, базой, стержнем курса его второго срока. При всей высокой консолидации политического режима президента созданная система не гарантирует стопроцентной стабильности – из-за фактора нефтяных цен и не только из-за него. Поэтому ее стержень должен быть очень прочным, похожим на графитовый стержень ядерного реактора. Либеральные конструкты на такие испытания явно не рассчитаны, что и показали со всей очевидностью выборы-2003. Путин обречен на выбор иной модели модернизационного проекта.

Рискнем предположить: основой нового курса будут социальная модернизация, в том числе борьба с бедностью, и модернизация инфраструктуры. В неформализованном виде цели и технологии этой политики уже сформулированы: уменьшение количества граждан за рамками прожиточного минимума; адресные социальные программы; мобилизация на эти цели бюджетных средств; развитие ипотечного кредитования; развитие малого предпринимательства и создание рабочих мест; модернизация образования, здравоохранения, ЖКХ; развитие крупных инфраструктурных проектов. Содержательно послание президента обществу еще предстоит оформить в виде другого послания – Федеральному собранию. И первоочередных законопроектов, конечно.

Угроза нищеты считывается по сведениям официальной статистики. По данным Госкомстата за январь–сентябрь 2003 г., 81,3% населения располагали среднедушевым доходом менее 7 тыс. руб. в месяц. Из них более 20%, 31 млн человек, живут за чертой бедности (2121 руб.) Средний класс – это не мощная социальная группа, а незначительная (и не очень стабильная) прослойка населения. Четверо из пяти жителей страны по официальной статистике бедны, причем один из этих четырех – нищий. А по собственным оценкам населения бедны девять из десяти. Разрыв в уровне доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных составил в 2003 г. 14,5 и вырос по сравнению с 1991 г. (4,5) почти в пять раз – и это при том, что бедность носит по преимуществу застойный характер.

Угроза нелегитимности богатства (и шире, состоятельности) опасна не меньше. Фонд «Общественное мнение» выявил: 75% жителей страны уверены, что много денег можно иметь, только нарушая закон. А опрос ВЦИОМа показал, что главными причинами богатства россияне считают «связи с нужными людьми» (84%), «экономическую систему, позволяющую богатым наживаться за счет бедных» (80%), «нечестность» (69%).

Граждане массово не удовлетворены не только справедливостью социальной лестницы, но и текущим уровнем заработной платы: 48% полагают, что зарабатывают «гораздо меньше», чем заслуживают, и 27% – «несколько меньше». Конечно, здесь «работают», в том числе и завышенные ожидания. Однако радикальное отставание роста оплаты труда от увеличения его производительности (даже с учетом того, что она в России значительно ниже, чем в развитых и даже развивающихся странах) – весьма странный и довольно опасный феномен. Он прямо влияет и на качество рабочей силы (оно ухудшается), и на состояние демографических проблем (они обостряются).

Чтобы капиталы стали легитимными, они должны пройти сквозь сито законности и справедливости, считают жители России. «Когда у одних людей больше денег, чем у других, это справедливо, если они имели равные возможности их заработать» (70%, данные ВЦИОМа) – вряд ли эта позиция качественно отличается от того, за что выступают традиционные консерваторы. Но та же доля опрошенных (68%) выступает за пересмотр итогов приватизации («нужно вернуть государству всю собственность» – 37%, вернуть «в отдельных случаях, если будет доказано, что приватизация была незаконной» – 31%).

Острота инфраструктурной угрозы вполне сопоставима с угрозой нищеты. Если состояние газо- и нефтепроводов благодаря растущим экспортным потокам и менеджменту соответствующих госкомпаний постепенно улучшается, то дороги и жилищно-коммунальное хозяйство (исключая очаги роста в мегаполисах) ветшают. Но возможно ли увеличить мобильность населения (для борьбы с застойной бедностью в том числе) без нормальных систем коммуникации? Возможно ли создать минимально приемлемые условия жизни для десятков миллионов людей без работающего коммунального сектора? Заставить капитал работать в сфере ЖКХ и инфраструктуры вообще – задача, решение которой способно изменить облик страны, создать в перспективе еще один мощный очаг внутреннего спроса.

Март – своеобразный Рубикон для президента. Однако вряд ли мы будем свидетелями танталовых мук. Как говорили в прежние времена, вопрос не решен, но предрешен.

 

Еще статьи на эту тему:

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru