Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Февраль 2005 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 

Кому достанутся KEDOвые орешки?

Десятилетний торг вокруг проекта оказания помощи Северной Корее путем создания атомного энергетического сектора зашел в тупик. Это дает основание подвести под ним черту и рассмотреть возможные альтернативы.

Михаил СТЕКЛОВ,
сотрудник Центра научных исследований МГИМО (у) МИД РФ

В октябре 1994 г. назревавший на Корейском полуострове кризис, вызванный бесконтрольным осуществлением в КНДР ядерной программы, был урегулирован подписанием между КНДР и США Рамочного соглашения. Пхеньян принимал обязательство свернуть работы по своим ядерным проектам в обмен на строительство в Северной Корее под международным контролем двух легководных реакторов (ЛВР), исключающих применение отработанного топлива в военных целях. Вашингтон также пообещал регулярные поставки мазута для северокорейских ТЭЦ и нормализацию отношений с США.

Для практической реализации соглашения под эгидой США была создана Организация по развитию энергетики Корейского полуострова (Korean Peninsula Energy Development Organization – KEDO), другими членами которой стали Южная Корея, Япония, и Евросоюз. Позднее к ним присоединились еще несколько стран, и общее число участников составило 13.

Россия также проявила интерес к проекту и неоднократно инициировала различные варианты своего участия в нем. Так, в 1998 г. министр атомной энергетики Е. Адамов предложил в рамках проекта KEDO построить АЭС в Приморском крае, которая снабжала бы электроэнергией Северную Корею и российский Дальний Восток. По мнению Минатома, таким образом была бы решена и проблема нераспространения ядерных технологий.

В июле 2000 г. министр иностранных дел РФ И. Иванов на саммите в Окинаве заявил, что российские эксперты изучают предложение руководства КНДР присоединиться к KEDO.

Формально США и Япония эту идею поддержали. Однако российские технологии не были востребованы международным консорциумом, ориентированным на западных производителей энергетического оборудования. В частности, большой контракт на сумму 200 млн долл. достался концерну АВВ, во главе которого стоял Д. Рамсфельд, получивший впоследствии пост министра обороны в администрации Дж. Буша-младшего.

Первоначальные планы строительства двух ЛВР в КНДР стоимостью 4,6 млрд долл. предусматривали их введение в эксплуатацию в 2003 г. Однако копившиеся годами взаимные претензии сторон по поводу несоблюдения условий Соглашения, усиленные заявлением Пхеньяна в октябре 2002 г. о тайном продолжении ядерной программы, привели к полной остановке работ по проекту.

В ноябре 2003 г. по инициативе США совет управляющих KEDO принял решение о «замораживании» строительства ЛВР в Северной Корее сроком на 1 год и приостановке поставок мазута для северокорейских ТЭЦ.

В Госдепартаменте США не скрывают, что у проекта нет будущего. В Токио и Сеуле также хорошо понимают, что судьба проекта фактически предрешена, но не хотят допустить денонсирования Рамочного соглашения раньше, чем с Пхеньяном будет достигнута новая договоренность об условиях демонтажа северокорейских плутониевых реакторов. Поэтому в качестве компромиссного варианта в ноябре 2004 г. срок «замораживания» работ по проекту был продлен еще на один год, хотя формально финансирование организации в этот период будет продолжаться. Одновременно проводятся работы по консервации строительства. То есть, уже как минимум вплоть до 2010 г. КНДР должна решать свою энергетическую проблему, не рассчитывая на атомную энергию.

Но даже если бы не произошло «замораживания», проект вряд ли бы смог в близком будущем решить энергетическую проблему КНДР. Независимые эксперты пришли к заключению, что в его основе лежат главным образом политические соображения, не согласующиеся с реальными экономическими и техническими возможностями. Как выяснилось, технико-экономическое обоснование проекта сделано с грубейшими нарушениями без учета реального плачевного состояния северокорейских энергетических сетей, неспособных принять энергию от сооружаемых атомных энергоблоков.

В московском Центре Карнеги считают, что статус KEDO должен быть полностью пересмотрен в увязке с обязательствами Пхеньяна соблюдать условия международного сообщества. Следует перевести финансовые ресурсы проекта с ядерной программы на программу снабжения КНДР энергоресурсами и строительство новых ГЭС и ТЭЦ. В состав членов организации следует ввести Россию и Китай.

В этих условиях у России, для которой не нашлось места в атомном варианте KEDO, появляются новые возможности. Официальная Москва разделяет мнение Пхеньяна о том, что «замораживание» ядерной программы должно быть компенсировано другими способами. Россия предлагает Северу трубопроводный газ по льготным ценам, реконструкцию и модернизацию ТЭЦ, сооруженных при советском техническом содействии, поставку мазута для электростанций, переброску электроэнергии с Дальнего Востока. Практические шаги в этом направлении уже предпринимаются и находят положительный отклик со стороны Пхеньяна и Сеула. Вопросы строительства газопровода и передачи электроэнергии из России на Корейский полуостров находятся в стадии активной проработки в трехстороннем формате на уровне экспертов.

Южная Корея объективно заинтересована в решении энергетической проблемы КНДР неядерными средствами, так как это оздоровило бы политическую атмосферу на Корейском полуострове и способствовало нормализации обстановки и налаживанию экономических связей между двумя корейскими государствами.

Рассматривая различные варианты оказания энергетической помощи Северу, южнокорейская сторона пришла к выводу, что непосредственная передача электроэнергии с Юга на Север, в том числе в создаваемый южнокорейскими компаниями индустриальный парк в Кэсоне, нецелесообразна. Соединение электросетей обеих стран может дестабилизировать работу южнокорейского энергетического хозяйства из-за несовпадения технических стандартов и частых сбоев в северокорейских сетях. В этой связи рассматривается вариант строительства энергоблоков, что в принципе дает возможность России более активно продвигать свою идею переброски электроэнергии в КНДР из Приморья при финансовом участии южнокорейской стороны, или, как вариант, в счет списания российского долга Южной Корее.

Важным элементом нормализации отношений между Югом и Севером может стать реализация проекта транскорейского газопровода. Новая администрация, возглавляемая президентом Но Му Хёном, в развитии отношений с Севером делает серьезную ставку на план «газ в обмен за мир», предусматривающий поставку в КНДР российского газа.

Некоторые влиятельные американские политики, не согласные с действиями администрации Буша в отношении КНДР, поддерживают план прокладки газопровода с Сахалина в Республику Корею через КНДР, что позволило бы Пхеньяну получать транзитную плату и газ для электростанций и заводов химических удобрений. В результате в ходе работы 2-го Российско-американского делового энергетического форума (сентябрь 2003, Санкт–Петербург) ОАО «Стройтрансгаз» подписал с представителем трубопроводного консорциума «KoRus» компанией Foundation System Inc. меморандум о реализации проекта развития нефтегазовой инфраструктуры в России и на Корейском полуострове.

Однако эти оптимистичные заявления, базирующиеся в основном на экономических расчетах, далеко не полностью отражают реальную ситуацию в поиске альтернатив для KEDO. Состоявшиеся переговоры экспертов России, КНДР и Республики Корея показали, что оказание энергетической помощи КНДР за счет использования российских энергоресурсов невозможно без решения целого ряда политических и финансовых вопросов, выходящих за рамки трехстороннего сотрудничества.

Полное закрытие KEDO еще потребует значительного времени, так как для этого необходимо решить, каким образом Республика Корея и Япония могут компенсировать понесенные в рамках проекта затраты, составившие 1,6 млрд долл. В период до заключения с КНДР альтернативного соглашения KEDO будет оставаться для США единственной возможностью сдерживания северокорейского ядерного аппетита. Исходя из этих соображений, новая администрация Буша намерена блокировать проект поставки в КНДР сахалинского газа путем оказания давления на ExxonMobil, являющуюся оператором проекта «Сахалин–1». Вашингтон на данном этапе не заинтересован в создании альтернативного международного консорциума, который мог бы взять на себя все расходы, в том числе оплату разницы между мировыми ценами на газ и отпускными для КНДР. По той же причине США будут стараться не допустить участия мировых финансовых центров в инвестиционных проектах в Северной Корее. В Белом доме опасаются, что успешная реализация газового или иных энергетических проектов в КНДР на фоне закрытия неудавшейся программы KEDO приведет к резкому снижению влияния США в регионе и ослаблению контроля над ядерными амбициями Пхеньяна.

В этом свете предлагаемое московским Центром Карнеги использование существующей структуры KEDO для реализации неядерных проектов представляется маловероятным. Вопросы финансирования, представляющие наибольший интерес с точки зрения реализации новых энергетических проектов в КНДР, решаются в KEDO с большим трудом. Основную часть расходов взяли на себя Южная Корея (70%) и Япония (22%). Остальные 8% повисли в воздухе. Достаточно сказать, что в 2001 г. из 13 членов KEDO только два (Канада и Сингапур) сделали вклад на сумму менее 1 млн долл., а Европейская комиссия по атомной энергии вклада в указанном году вообще не сделала. США отказались нести какие-либо расходы по строительству ЛВР, ограничившись дотациями на поставку в КНДР мазута, размеры которых с приходом в Белый дом администрации Буша с каждым годом сокращались, да и осуществлялись они с большим запозданием.

Создание нового международного консорциума взамен KEDO, ориентированного на экономическую эффективность, будет длительным процессом. Надо прямо признать, что оказание иных форм энергетической помощи КНДР на данном этапе может осуществляться только в форме односторонних инвестиций с высокой степенью политического риска, на который, видимо, никто из частных инвесторов не согласится.

 

return_links(1);?> 
return_links(1);?> 
return_links(1);?> 
return_links();?> 
 

Еще статьи на эту тему:
— Российский атом тускнеет
— Рано хоронить атомную энергетику
— Амбиции ядерщиков
— Необогащающий уран
— Сколько стоит блок построить
— У наших атомщиков собственная гордость


Журнал «Мировая энергетика»

Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru