Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Февраль 2005 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 

Открытые рынки газа: уравнение со многими неизвестными

Константин МИЛОВИДОВ,
заведующий кафедрой международного нефтегазового бизнеса
РГУ нефти и газа им. Губкина, профессор, д.э.н.

Единый рынок газа не возникнет сам по себе, для его формирования необходимо выполнение ряда условий. Необходим доступ к газовой инфраструктуре действующих и новых участников; они должны иметь доступ к услугам хранения газа на прозрачных и справедливых условиях. Для управления этими процессами в ЕС созданы специальные регулирующие органы.

Открытие рынка газа принципиально изменяет способы ведения бизнеса в ближайшем десятилетии. Вертикально интегрированные компании разделяются на транспортные и коммерческие структуры; новые игроки входят в рынок и возникают новые конгломераты. Этот процесс сопровождается крупными рисками. В частности, снизятся ли в итоге цены на газ, или же открытие рынков приведет к большей их изменчивости и неопределенности? Каким образом будут решаться инвестиционные проблемы Европы по мере все большей ее зависимости от газа России и Ирана? В этом контексте проблема надежности поставок вновь становится весьма острой.

В настоящее время многие страны предпринимают различные шаги для стимулирования конкуренции. Как полагают эксперты, конкуренция должна привести к снижению затрат на доступ к энергоносителям и гарантировать отсутствие дискриминации потребителей. Но при этом должно быть сделано исключение для «естественных монополий», т.е. отраслей, где эффективность возрастает из-за наличия инфраструктуры с высокими постоянными издержками. Позиция ЕС на этот счет вполне определенная: «сетевые» отрасли, являющиеся обычно поставщиками общественных услуг (электричество, газ, водоснабжение, телефон, общественный транспорт), составляют естественную монополию лишь для тех сегментов, которые связаны с управлением инфраструктурой. Все другие виды деятельности должны быть открыты для конкуренции. Иными словами, можно отделить производственную деятельность на транспорте и в системе распределения газа от коммерческой, которая должна быть открыта для конкуренции. Что касается добычи, импорта и экспорта газа, то эти секторы юридически могут быть не монопольными структурами, поскольку здесь нет технических ограничений, оправдывающих существование естественной монополии. Поскольку в силу исторических причин такие монополии существуют, их необходимо упразднять, т.к. любая монополия по своему характеру стремится злоупотребить своим положением доминирования, практикует перекрестные субсидирования между различными потребительскими секторами. Контроль со стороны властных структур (комиссий по монополиям или министерств) недостаточен для преодоления этих недостатков.

Целью Европейской газовой директивы (ЕГД) является создание внутреннего рынка газа без ограничений и формирование условий для конкуренции. Суть директивы – обеспечение свободного доступа ко всем транспортным трубопроводам в Европе поставщиками, трейдерами и распределительными компаниями. Для стран ЕС возможность открытого доступа столь же важна, как и уровень цен на газ для потребителей.

В итоге либерализация приведет к давлению на долгосрочные контракты типа «бери или плати». При этом ожидается большее количество спотовых сделок на газ и краткосрочных контрактов, что отразится не лучшим образом на поведении компаний на газовом рынке в краткосрочном периоде.

Усиление конкуренции делает необходимым образование регулирующих органов, независимых от правительства, даже если их директора назначаются государством. Это легитимные структуры, создаваемые на базе законодательных актов, которые определяют их миссию и организацию, их статус как независимых агентств. Они имеют свой бюджет, отдельный от государственного бюджета и пополняемый за счет ежегодных поступлений от регулируемых ими отраслей.

В целом, задача регулирующих органов состоит в следующем:
  • определение рыночной и недискриминационной цены, соответствующей затратам плюс получение дохода, достаточного для продолжения деятельности;
  • стимулирование более эффективной работы компаний: определение формулы цен на услуги, стимулирующей сокращение затрат, при сохранении качества предоставляемых услуг. Эти формулы должны давать возможность компаниям увеличить свои доходы, если они сократят затраты ниже определенного уровня;
  • установление правил поведения или социальных обязательств с целью учета интересов потребителей.
Лишь в последние годы деятельность частных нефтяных компаний в газовом и энергетическом секторах приобрела серьезный финансовый вес. Этому способствовали рост значимости газа как топлива и успех компаний в преобразовании запасов газа в денежные потоки. До этого газовые месторождения разрабатывались лишь в тех случаях, когда они находились в достаточной близости к рынку, и даже сегодня лишь 23% добываемого газа фактически экспортируется по трубопроводам или цепочкам СПГ. Однако спрос на газ будет расти быстрее, чем на другие виды топлива, и, следовательно, представляет интерес исследовать различные стратегии нефтегазовых компаний.

По аналогии с ранним периодом становления нефтедобывающей промышленности развитие газовой отрасли базировалось на принципах вертикальной интеграции с целью получения экономической ренты от освоения и использования газовых ресурсов. Большая часть газа, производимого и потребляемого внутри страны, принадлежала национальным компаниям, которые контролировали всю газовую цепочку от производства до доставки газа конечному потребителю. Государство регулировало цены на поставки газа потребителям, но недостаточная прозрачность газового рынка способствовала тому, что компании извлекали максимальную экономическую ренту при минимальной конкуренции или полном ее отсутствии.

В США выгоды от сохранения вертикальной интеграции в газовом секторе постепенно исчезали по мере развития спотового рынка газа. Продолжающаяся либерализация газа и энергетической промышленности в Европе также приводят к разрушению интеграции. Однако в США и Европе многие частные компании могут воспользоваться возможностями, предоставляемыми либерализованными рынками, чтобы создать вертикально интегрированные цепочки в этих отраслях, копируя системы, существующие в нефтяных сегментах их бизнеса.

Однако для частных компаний, стремящихся активно реинтегрироваться в Европейский энергетический рынок, существуют серьезные опасности. И здесь сходство с ситуацией начального этапа развития нефтяного бизнеса проявляется особенно отчетливо. В Европе отсутствие развитого газового спотового рынка используется компаниями как повод для восстановления интеграции газовой цепи. Мало того, что эта ситуация идет вразрез с процессом либерализации, но (что еще более важно) она игнорирует потенциальную значимость растущего рынка сжиженного газа. Если тенденция быстрого роста продолжится, то значительные структурные изменения не заставят себя долго ждать. Произойдет дальнейшая сегментация рынка на трубопроводные компании, поставщиков, клиентов и новых участников. Пока частные компании пытаются диверсифицироваться в пределах европейского газового рынка, они могли бы сосредоточиться больше на анализе того, какие виды коммерческой деятельности способны приносить наибольший доход, вместо того чтобы пытаться восстановить вертикально интегрированные цепочки.

В США аргументы в пользу восстановления интегрированной газовой цепи больше связаны с опасениями в отношении долгосрочных поставок газа. Американский рынок единодушен в том, что повышающийся спрос на газ не может быть удовлетворен ни за счет внутреннего производства, ни за счет импорта из Канады. Частные компании, обеспокоенные ограничениями поставок, начинают склоняться к возврату к схемам интеграции путем строительства терминалов для импортного сжиженного природного газа или реализации проектов прокладки трубопровода из Аляски или Мексики. Однако их реализация предполагает такой уровень цен на газ, который удерживался бы выше исторической средней спотовой цены на него. Трудность заключается в том, что как только эти проекты вступят в действие, любая потенциальная напряженность на газовых рынках снизится, и цены, которые могли бы окупить инвестиции, станут ниже. Такие компании, как ВР должны тщательно оценить выгоды от поддержания интеграции газовой цепочки путем строительства трубопровода, связывающего Канаду с газовыми месторождениями Аляски. Не удивительно, что решения о реализации некоторых проектов постоянно откладываются, а многие, вероятно, вообще смогут быть реализованы без государственного вмешательства путем создания законодательных или налоговых стимулов.

Интеграция в сегменте сжиженного природного газа до недавнего времени была очень важным условием развития рынка газа. Компании сосредоточились на проведении стратегии вертикальной интеграции в предложении СПГ. За счет этого предполагалось увеличить доходность инвестиций в секторе геологоразведки и добычи и в секторе транспорта и энергетики предприятий по производству и сжижению газа. Ведущие мировые компании, (ВР, Shell и ВG) контролировали всю газовую цепочку – от геологоразведки до распределения, маркетинга и сбыта. При этом растущий спрос на газ вызвал рост инвестиций в секторе СПГ. Ожидается, что это приведет к увеличению числа стран-экспортеров с 8 в 1996 г. до 18 в течение нескольких ближайших лет. Подобная ситуация может привести к излишкам поставок газа с последующими фундаментальными изменениями во всех процессах бизнеса перевозки сжиженных природных газов.

Вместо жестких договорных связей между каждым звеном цепи новая модель, по-видимому, будет обладать гораздо большей гибкостью, особенно в сфере поставок газа. При росте ликвидности необходимость в производственном интегрировании снижается по мере появления каждого нового игрока, стремящегося максимизировать доходность в отдельном звене цепочки или в пределах определенной географической области. Этот процесс уже реализуется в стратегиях трех крупнейших игроков на рынке СПГ. Например, хотя и ожидается, что большая часть поставок СПГ будет осуществляться на основе долгосрочных контрактов, однако каждая компания внедряет стратегию извлечения коммерческой выгоды от гибкой маркетинговой политики, используя большой флот судов для перевозки сжиженных природных газов. Компания Shell объявила о подписании двух контрактов на покупку нигерийского СПГ сроком на 20 лет. Это явилось дополнением к стратегии вложения средств в регазификацию СПГ Атлантического бассейна. Компания ВР также преследует новую маркетинговую стратегию развития рынков сжиженного газа для поддержания курса на увеличение добычи газа в размере 8–10% ежегодно.

Специалистам еще предстоит дать ответ на следующие важные проблемы:

  • базовые процессы либерализации рынка, включая номинацию, балансировку, распределение потоков газа, рынки мощностей и товарные рынки;
  • принципы и механизмы различных моделей либерализации;
  • сценарии бизнеса и регулирования, которые приводят к рыночным изменениям;
  • роль, поведение и конфликтные цели участников рынка, включая филиалы, новых участников и регулирующие органы;
  • ведущая цель надежности поставок газа и потенциальный конфликт в связи с открытием рынка.

 

return_links(1);?> 
return_links(1);?> 
return_links(1);?> 
return_links();?> 
 

Еще статьи на эту тему:


Журнал «Мировая энергетика»

Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru