Не только партнеры, но и союзники
Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в Российской Федерации Владимир Григорьев отвечает на вопросы журнала «Мировая энергетика»
Материал подготовила
Мария КУТУЗОВА
- Подписание энергетического баланса Союзного государства уже стало традицией.
Какое значение он имеет для белорусско-российских отношений? Подписан ли
документ, регламентирующий наши отношения в энергетической сфере на текущий год?
– Совместными усилиями белорусов и россиян все балансы топливно-энергетических
ресурсов Союзного государства на 2005 г., а их девять, полностью согласованы и
подписаны еще в прошлом году.
Балансом Союзного государства на 2005 г. предусмотрена гарантированная поставка
в Беларусь 19,1 млрд м3 газа, а также, при наличии технической возможности, не
исключена поставка еще 1,4 млрд м3. Если все сложится успешно, Газпром в текущем
году реализует в Беларусь около 20,5 млрд м3 газа. По аналогичной схеме поставки
газа осуществлялись и в прошлом году. В балансе на 2004 г. для Беларуси
предусматривались поставки 18,5 млрд м3 газа, в том числе, при наличии свободных
ресурсов, – еще 0,6 млрд м3. Я бы хотел высказать особую признательность ОАО
«Газпром». Алексей Миллер сдержал свое слово, поставки газа составили около 19,7
млрд м3.
Вопросы сотрудничества в столь деликатной сфере, как энергоресурсы, неоднократно
являлись предметом сложных переговоров на всех уровнях. Последний пример:
заседание Совета Министров Союзного государства, состоявшееся в декабре прошлого
года в Минске.
Вместе с тем нельзя не отметить и тот факт, что российский газ для белорусских
субъектов в 2005 г. стал дороже. Из цены прошлого года – 46,68 долл./тыс. м3 –
не был исключен НДС, на чем настаивала белорусская сторона, исходя из изменения
порядка взимания данного налога. На мой взгляд, это несправедливый подход к
разрешению ситуации с НДС по стране назначения, даже учитывая реальное
увеличение налоговой нагрузки в самой России. Белорусский потребитель газа,
таким образом, получил двойное налогообложение, что не вписывается ни в какую
логику тем более в рамках наших тесных интеграционных процессов.
Весьма важным для Беларуси явилось согласование с российской стороной объемов
нефти, необходимых республике в 2005 г. Наиболее сложным вопросом, решенным в
результате встреч и переговоров специалистов, стала увязка транспортных
возможностей АК «Транснефть» и ожидаемое увеличение объемов прокачки нефти на
белорусских участках. В результате, по предложению Председателя Совета Министров
Союзного государства Михаила Фрадкова, было принято компромиссное решение: общий
объем поставляемой в 2005 г. нефти составит 19,5 млн т, из которых 18,75 млн т
будут прокачиваться через систему АК «Транснефть». В настоящее время белорусская
сторона выполнила все договоренности по передаче в собственность Российской
Федерации участка нефтепродуктопровода, долгие годы бывшего спорным,
находящегося на балансе предприятия Запад–Транснефтепродукт.
Балансом Союзного государства на 2005 г. предусмотрена передача из России в
Беларусь 5,5 млрд кВт.ч электроэнергии. Это значительный объем, но он
обусловлен, в том числе и необходимостью обеспечения энергетической безопасности
Республики Беларусь.
Разработка и принятие других балансов – по углю, мазуту, дизельному топливу и
т.д. – в последние годы проходят в рабочем режиме, не вызывающем серьезных
дискуссий специалистов и резонанса в прессе и общественности.
Беларусь и Российская Федерация – самые близкие деловые партнеры и союзники. Как
искренне сказал на одном из закрытых заседаний Высшего Госсовета Союзного
государства российский президент Владимир Путин, «ближе белорусов у россиян
родни нет, и не будет». Но, при этом, не стоит забывать, что Беларусь и
Российская Федерация – это два суверенных и равноправных субъекта международного
права. Два живых организма со своими национальными и государственными
приоритетами и интересами. Исходя из этого, мы и строим наши отношения во всех
сферах, включая вопросы энергетики. Посредством переговоров, поиска
взаимоприемлемых решений, постепенного признания позиций сторон в отношении
объемов энергоресурсов, компромисс был найден, однако цена на газ нас не совсем
удовлетворяет.
В настоящее время стороны продолжают разработку перспективных
топливно-энергетических балансов Беларуси и России до 2020 г. Согласно принятому
решению проекты документов в Совет Министров Союзного государства должны быть
внесены не позднее II квартала 2005 г.
– Владимир Викторович, прокомментируйте, пожалуйста, перспективы строительства
Единого экономического пространства и участие в этом процессе Республики
Беларусь.
– Развитие отношений со странами-соседями, государствами, образовавшимися на
постсоветском пространстве, в том числе многостороннее интеграционное
взаимодействие с ними – по-прежнему остается главным приоритетом
внешнеполитического курса нашего государства. О том, что это важнейший компонент
практической политики законодательной и исполнительной ветвей власти Беларуси,
неоднократно в своих публичных выступлениях говорил президент Александр
Лукашенко.
На протяжении ряда лет СНГ играло позитивную роль в мирной трансформации бывших
союзных республик в суверенные государства. В таком качестве Содружество
остается востребованным и сейчас. В то же время либеральная форма организации,
не предусматривающей наднациональные органы, обязательность принимаемых решений,
не дает достичь того уровня взаимодействия, который отвечал бы общим интересам
государств и народов. Одним словом, механизмы в рамках СНГ не позволяют говорить
об интеграции в полном смысле этого слова.
Собственно это обстоятельство и явилось побудительным мотивом и стимулом
перехода к разноскоростной и разноформатной интеграции на пространстве СНГ,
созданию различных интеграционных субрегиональных объединений (союз России с
Беларусью, ОДКБ, ЕврАзЭС, ЕЭП, ОЦАС, ГУУАМ). Как известно, Беларусь принимает
активное участие в большинстве из них.
Наиболее продвинутой формой взаимодействия государств на территории Содружества
является, безусловно, создаваемое Союзное государство. Здесь мы достигли самого
высокого уровня сотрудничества в сферах экономики, обороны и безопасности,
внешней миграционной политики, обеспечения равных прав граждан. То, что ставится
в качестве перспективных целей с другими интеграционными партнерами, в Союзном
государстве либо реализовано, либо прорабатывается. В рамках Союзного
государства мы объединены общим миграционным пространством, постепенно переходим
к валютной интеграции, а также формируем единую ценовую политику, унифицируем
налоговое законодательство. Ведется активная работа по созданию единого
экономического, научно-технического, образовательного, информационного
пространства. Высокий уровень сотрудничества достигнут во внешней политике, в
области обороны и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбе с
преступностью. Все это позволило добиться внушительных экономических
результатов. В 2004 г. наш взаимный товарооборот превысил 16 млрд долл. и был
рекордным для последних лет.
Предполагалось, что переход на взимание косвенных налогов по принципу страны
назначения в полном объеме без изъятий в отношении нефти и газа придаст
дополнительный импульс двустороннему сотрудничеству. Так оно, в конце концов, и
будет. Но пока на практике дело обстоит не так гладко, как должно было быть.
Причины банальны. К примеру, «рождественские каникулы» в России не самым лучшим
образом отразились на нашем экономическом сотрудничестве. Несмотря на то, что
обе стороны своевременно провели необходимые внутригосударственные процедуры,
обменялись соответствующими уведомлениями, и соглашение вступило в силу с 1
января 2005 г., Федеральная налоговая служба России не смогла своим письмом от
29 декабря уведомить российскую сторону о том, когда же соглашение вступает в
силу. Поэтому белорусские предприятия первую половину января не могли отгрузить
свою продукцию российским партнерам, поскольку ни субъекты хозяйствования, ни
налоговые органы РФ на местах не знали о том, что соглашение вступило в силу и
как надо работать в новых условиях.
К сожалению, неразбериха с новыми правилами взимания НДС в начале года вылилась
в повышение цен на ряд товаров, поставляемых в Беларусь. Так, к примеру, газ
подорожал для белорусов практически на 18–20%. «У нас возникает ситуация, при
которой надо к прежней цене на газ приплюсовывать 18% НДС. Таким образом, на 18%
может повыситься цена на газ, а это – повышение для потребителей цен на голубое
топливо, на электричество, на тепловую энергию», – обозначил проблему на
совещании с правительством 11 января президент Беларуси Александр Лукашенко.
Конечно, это вопросы частного характера, и они не могут в целом повлиять на
климат доверия, нацеленность на сотрудничество, характерные для наших отношений.
Ведь Союзное государство мы рассматриваем как своего рода полигон для создания
эффективной модели интеграции, которая может быть с большой пользой реализована
и в других интеграционных проектах на пространстве СНГ.
– Как вы оцениваете ближайшую перспективу интеграционных процессов на
постсоветском пространстве?
– Ключевые направления интеграционного развития будут в текущем году оставаться
главными приоритетами белорусской внешней политики. Это, прежде всего,
сотрудничество в области обеспечения национальной и региональной безопасности,
включая сферу противодействия новым вызовам и угрозам со стороны международного
терроризма. Сотрудничество на этом направлении, с учетом реального развития
событий, пожалуй, на сегодня наиболее востребовано. Здесь создана солидная
договорно-правовая база взаимодействия и в режиме двусторонних договоренностей,
и в рамках ОДКБ.
Не буду оригинальным, если замечу, что фундаментом для полноценных
интеграционных отношений является экономика. Задачи здесь очерчены – это
ориентация на создание Единого экономического пространства, которое включает,
прежде всего, создание равных условий хозяйствования для всех экономических
субъектов. Не подлежит сомнению, что Единое экономическое пространство
подразумевает защищенность прав собственности и реальное равенство условий для
национальных и иностранных инвесторов, совершенствование системы
налогообложения, обеспечение стабильности валютного и таможенного режимов.
Готовность (или неготовность) государств СНГ к отказу от части своих
суверенитетов привела к выбору в качестве интеграционной стратегии ее
разноскоростной, разноуровневый ход. Надо отметить, что каждое из интеграционных
объединений обладает своей спецификой, полезным опытом, по-своему уникально и
ценно. Беларусь активно взаимодействует с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и
Таджикистаном в рамках ЕврАзЭС. Россия, Украина, Беларусь и Казахстан –
государства-участники Соглашения по формированию Единого экономического
пространства. В сентябре 2003 г. в Ялте было подписано соглашение о формировании
ЕЭП. Создание этой качественно новой региональной интеграционной организации,
объединяющей таможенные территории государств-участников, ведется достаточно
высокими темпами. ЕЭП предполагает проведение единой внешнеторговой и
согласованной денежно-финансовой и кредитной политики. В сентябре 2004 г. в
Астане состоялась встреча руководителей стран-участниц ЕЭП, на которой было
решено подготовить 29 первоочередных документов и подписать их до 1 июля 2005 г.
Кроме этого, был намечен переход в рамках «четверки» к взиманию НДС на товары по
принципу страны назначения в полном объеме и без изъятий.
Надо отметить, что на эти четыре страны приходится около 90% взаимного торгового
оборота государств-участников СНГ. Это огромный рынок с численностью населения в
230 млн человек. Понятно, что Беларусь реально подходит к оценке политических и
экономических мировых тенденций, которые диктуют необходимость интеграции.
Лучшим подтверждением искренней заинтересованности Беларуси и ее руководства в
ЕЭП может служить тот факт, что несколько встреч президента Республики Беларусь
А. Лукашенко в прошлом году с коллегами – президентами Российской Федерации – В.
Путиным, Республики Казахстан – Н. Назарбаевым, Украины – Л. Кучмой были
посвящены вопросам формирования Единого экономического пространства. Переговоры
на высшем уровне в прошлом году проходили 23 мая в Ялте и 15 сентября в Астане,
где были подписаны важные документы. О многом говорит наша инициатива проведения
очередной встречи глав-государств ЕЭП на территории Республики Беларусь.
– Как Беларусь намерена действовать в рамках ЕврАзЭС?
– Наше государство активно использует все те возможности и преимущества, которые
предоставляют интеграционные образования СНГ. Так, в рамках ЕврАзЭС уже реально
действует режим свободной торговли, то есть тот режим, которого мы пока не можем
в полной мере достичь в рамках 12 государств Содружества. Созданы условия для
свободного беспошлинного передвижения товаров, производимых на территории
государств Сообщества, без изъятий. Следующий этап – формирование таможенного
союза, который может стать реальностью уже к 2006 г., после чего открывается
прямой путь и к формированию единого торгово-экономического пространства.
Весьма важно, что ЕврАзЭС «вписалось» в жесткое регламентированное
односкоростное движение, когда решения подписываются одновременно всеми пятью
участниками и становятся обязательными для исполнения. Приведу только один
небольшой пример результативности работы ЕврАзЭС: к настоящему времени де-факто
исключены из практики взаимного торгово-экономического сотрудничества,
применявшиеся ранее антидемпинговые меры. Из такой согласованности, способности
на компромиссы, подчинения частных и сиюминутных интересов общему делу и
складывается наша интеграция, возвращение к доброму опыту хозяйствования в
рамках единых правил Союза, правда, на современном витке истории.
Но ЕврАзЭС не замыкается только на решении внутренних экономических проблем.
Организация стремится к налаживанию контактов с внешним миром: получен статус
наблюдателя в Генассамблее ООН, проведен ряд рабочих встреч с Секретариатом
ОБСЕ, подготовлен к подписанию Меморандум о взаимодействии с Всемирной
таможенной организацией, ведутся консультации с международными финансовыми
институтами. Комиссия ЕС высказалась за развитие диалога с ЕврАзЭС.
В прошедшем году заметно активизировалась работа Организации Договора о
коллективной безопасности. Многие эксперты, в том числе западные, считают, и не
без оснований, что в перспективе ОДКБ может стать одним из ключевых элементов
системы коллективной безопасности на обширном пространстве Евразии (устав ОДКБ
зарегистрирован в ООН, прорабатывается получение статуса наблюдателя в
Генассамблее ООН).
Думается, опыт и потенциал белорусов, накопленный многими поколениями, может и
будет достойно использован для укрепления позиций наших интеграционных структур
на мировой арене.
Выражаем благодарность пресс-службе и пресс-центру посольства Республики Беларусь за помощь в организации интервью.