Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Февраль 2005 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Не только партнеры, но и союзники

Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в Российской Федерации Владимир Григорьев отвечает на вопросы журнала «Мировая энергетика»

Материал подготовила
Мария КУТУЗОВА

Владимир Григорьев, Мировая энергетика - Подписание энергетического баланса Союзного государства уже стало традицией. Какое значение он имеет для белорусско-российских отношений? Подписан ли документ, регламентирующий наши отношения в энергетической сфере на текущий год?

– Совместными усилиями белорусов и россиян все балансы топливно-энергетических ресурсов Союзного государства на 2005 г., а их девять, полностью согласованы и подписаны еще в прошлом году.

Балансом Союзного государства на 2005 г. предусмотрена гарантированная поставка в Беларусь 19,1 млрд м3 газа, а также, при наличии технической возможности, не исключена поставка еще 1,4 млрд м3. Если все сложится успешно, Газпром в текущем году реализует в Беларусь около 20,5 млрд м3 газа. По аналогичной схеме поставки газа осуществлялись и в прошлом году. В балансе на 2004 г. для Беларуси предусматривались поставки 18,5 млрд м3 газа, в том числе, при наличии свободных ресурсов, – еще 0,6 млрд м3. Я бы хотел высказать особую признательность ОАО «Газпром». Алексей Миллер сдержал свое слово, поставки газа составили около 19,7 млрд м3.

Вопросы сотрудничества в столь деликатной сфере, как энергоресурсы, неоднократно являлись предметом сложных переговоров на всех уровнях. Последний пример: заседание Совета Министров Союзного государства, состоявшееся в декабре прошлого года в Минске.

Вместе с тем нельзя не отметить и тот факт, что российский газ для белорусских субъектов в 2005 г. стал дороже. Из цены прошлого года – 46,68 долл./тыс. м3 – не был исключен НДС, на чем настаивала белорусская сторона, исходя из изменения порядка взимания данного налога. На мой взгляд, это несправедливый подход к разрешению ситуации с НДС по стране назначения, даже учитывая реальное увеличение налоговой нагрузки в самой России. Белорусский потребитель газа, таким образом, получил двойное налогообложение, что не вписывается ни в какую логику тем более в рамках наших тесных интеграционных процессов.

Весьма важным для Беларуси явилось согласование с российской стороной объемов нефти, необходимых республике в 2005 г. Наиболее сложным вопросом, решенным в результате встреч и переговоров специалистов, стала увязка транспортных возможностей АК «Транснефть» и ожидаемое увеличение объемов прокачки нефти на белорусских участках. В результате, по предложению Председателя Совета Министров Союзного государства Михаила Фрадкова, было принято компромиссное решение: общий объем поставляемой в 2005 г. нефти составит 19,5 млн т, из которых 18,75 млн т будут прокачиваться через систему АК «Транснефть». В настоящее время белорусская сторона выполнила все договоренности по передаче в собственность Российской Федерации участка нефтепродуктопровода, долгие годы бывшего спорным, находящегося на балансе предприятия Запад–Транснефтепродукт.

Балансом Союзного государства на 2005 г. предусмотрена передача из России в Беларусь 5,5 млрд кВт.ч электроэнергии. Это значительный объем, но он обусловлен, в том числе и необходимостью обеспечения энергетической безопасности Республики Беларусь.

Разработка и принятие других балансов – по углю, мазуту, дизельному топливу и т.д. – в последние годы проходят в рабочем режиме, не вызывающем серьезных дискуссий специалистов и резонанса в прессе и общественности.

Беларусь и Российская Федерация – самые близкие деловые партнеры и союзники. Как искренне сказал на одном из закрытых заседаний Высшего Госсовета Союзного государства российский президент Владимир Путин, «ближе белорусов у россиян родни нет, и не будет». Но, при этом, не стоит забывать, что Беларусь и Российская Федерация – это два суверенных и равноправных субъекта международного права. Два живых организма со своими национальными и государственными приоритетами и интересами. Исходя из этого, мы и строим наши отношения во всех сферах, включая вопросы энергетики. Посредством переговоров, поиска взаимоприемлемых решений, постепенного признания позиций сторон в отношении объемов энергоресурсов, компромисс был найден, однако цена на газ нас не совсем удовлетворяет.

В настоящее время стороны продолжают разработку перспективных топливно-энергетических балансов Беларуси и России до 2020 г. Согласно принятому решению проекты документов в Совет Министров Союзного государства должны быть внесены не позднее II квартала 2005 г.

– Владимир Викторович, прокомментируйте, пожалуйста, перспективы строительства Единого экономического пространства и участие в этом процессе Республики Беларусь.

– Развитие отношений со странами-соседями, государствами, образовавшимися на постсоветском пространстве, в том числе многостороннее интеграционное взаимодействие с ними – по-прежнему остается главным приоритетом внешнеполитического курса нашего государства. О том, что это важнейший компонент практической политики законодательной и исполнительной ветвей власти Беларуси, неоднократно в своих публичных выступлениях говорил президент Александр Лукашенко.

На протяжении ряда лет СНГ играло позитивную роль в мирной трансформации бывших союзных республик в суверенные государства. В таком качестве Содружество остается востребованным и сейчас. В то же время либеральная форма организации, не предусматривающей наднациональные органы, обязательность принимаемых решений, не дает достичь того уровня взаимодействия, который отвечал бы общим интересам государств и народов. Одним словом, механизмы в рамках СНГ не позволяют говорить об интеграции в полном смысле этого слова.

Собственно это обстоятельство и явилось побудительным мотивом и стимулом перехода к разноскоростной и разноформатной интеграции на пространстве СНГ, созданию различных интеграционных субрегиональных объединений (союз России с Беларусью, ОДКБ, ЕврАзЭС, ЕЭП, ОЦАС, ГУУАМ). Как известно, Беларусь принимает активное участие в большинстве из них.

Наиболее продвинутой формой взаимодействия государств на территории Содружества является, безусловно, создаваемое Союзное государство. Здесь мы достигли самого высокого уровня сотрудничества в сферах экономики, обороны и безопасности, внешней миграционной политики, обеспечения равных прав граждан. То, что ставится в качестве перспективных целей с другими интеграционными партнерами, в Союзном государстве либо реализовано, либо прорабатывается. В рамках Союзного государства мы объединены общим миграционным пространством, постепенно переходим к валютной интеграции, а также формируем единую ценовую политику, унифицируем налоговое законодательство. Ведется активная работа по созданию единого экономического, научно-технического, образовательного, информационного пространства. Высокий уровень сотрудничества достигнут во внешней политике, в области обороны и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбе с преступностью. Все это позволило добиться внушительных экономических результатов. В 2004 г. наш взаимный товарооборот превысил 16 млрд долл. и был рекордным для последних лет.

Предполагалось, что переход на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения в полном объеме без изъятий в отношении нефти и газа придаст дополнительный импульс двустороннему сотрудничеству. Так оно, в конце концов, и будет. Но пока на практике дело обстоит не так гладко, как должно было быть. Причины банальны. К примеру, «рождественские каникулы» в России не самым лучшим образом отразились на нашем экономическом сотрудничестве. Несмотря на то, что обе стороны своевременно провели необходимые внутригосударственные процедуры, обменялись соответствующими уведомлениями, и соглашение вступило в силу с 1 января 2005 г., Федеральная налоговая служба России не смогла своим письмом от 29 декабря уведомить российскую сторону о том, когда же соглашение вступает в силу. Поэтому белорусские предприятия первую половину января не могли отгрузить свою продукцию российским партнерам, поскольку ни субъекты хозяйствования, ни налоговые органы РФ на местах не знали о том, что соглашение вступило в силу и как надо работать в новых условиях.

К сожалению, неразбериха с новыми правилами взимания НДС в начале года вылилась в повышение цен на ряд товаров, поставляемых в Беларусь. Так, к примеру, газ подорожал для белорусов практически на 18–20%. «У нас возникает ситуация, при которой надо к прежней цене на газ приплюсовывать 18% НДС. Таким образом, на 18% может повыситься цена на газ, а это – повышение для потребителей цен на голубое топливо, на электричество, на тепловую энергию», – обозначил проблему на совещании с правительством 11 января президент Беларуси Александр Лукашенко.

Конечно, это вопросы частного характера, и они не могут в целом повлиять на климат доверия, нацеленность на сотрудничество, характерные для наших отношений. Ведь Союзное государство мы рассматриваем как своего рода полигон для создания эффективной модели интеграции, которая может быть с большой пользой реализована и в других интеграционных проектах на пространстве СНГ.

– Как вы оцениваете ближайшую перспективу интеграционных процессов на постсоветском пространстве?

– Ключевые направления интеграционного развития будут в текущем году оставаться главными приоритетами белорусской внешней политики. Это, прежде всего, сотрудничество в области обеспечения национальной и региональной безопасности, включая сферу противодействия новым вызовам и угрозам со стороны международного терроризма. Сотрудничество на этом направлении, с учетом реального развития событий, пожалуй, на сегодня наиболее востребовано. Здесь создана солидная договорно-правовая база взаимодействия и в режиме двусторонних договоренностей, и в рамках ОДКБ.

Не буду оригинальным, если замечу, что фундаментом для полноценных интеграционных отношений является экономика. Задачи здесь очерчены – это ориентация на создание Единого экономического пространства, которое включает, прежде всего, создание равных условий хозяйствования для всех экономических субъектов. Не подлежит сомнению, что Единое экономическое пространство подразумевает защищенность прав собственности и реальное равенство условий для национальных и иностранных инвесторов, совершенствование системы налогообложения, обеспечение стабильности валютного и таможенного режимов.

Готовность (или неготовность) государств СНГ к отказу от части своих суверенитетов привела к выбору в качестве интеграционной стратегии ее разноскоростной, разноуровневый ход. Надо отметить, что каждое из интеграционных объединений обладает своей спецификой, полезным опытом, по-своему уникально и ценно. Беларусь активно взаимодействует с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном в рамках ЕврАзЭС. Россия, Украина, Беларусь и Казахстан – государства-участники Соглашения по формированию Единого экономического пространства. В сентябре 2003 г. в Ялте было подписано соглашение о формировании ЕЭП. Создание этой качественно новой региональной интеграционной организации, объединяющей таможенные территории государств-участников, ведется достаточно высокими темпами. ЕЭП предполагает проведение единой внешнеторговой и согласованной денежно-финансовой и кредитной политики. В сентябре 2004 г. в Астане состоялась встреча руководителей стран-участниц ЕЭП, на которой было решено подготовить 29 первоочередных документов и подписать их до 1 июля 2005 г. Кроме этого, был намечен переход в рамках «четверки» к взиманию НДС на товары по принципу страны назначения в полном объеме и без изъятий.

Надо отметить, что на эти четыре страны приходится около 90% взаимного торгового оборота государств-участников СНГ. Это огромный рынок с численностью населения в 230 млн человек. Понятно, что Беларусь реально подходит к оценке политических и экономических мировых тенденций, которые диктуют необходимость интеграции.

Лучшим подтверждением искренней заинтересованности Беларуси и ее руководства в ЕЭП может служить тот факт, что несколько встреч президента Республики Беларусь А. Лукашенко в прошлом году с коллегами – президентами Российской Федерации – В. Путиным, Республики Казахстан – Н. Назарбаевым, Украины – Л. Кучмой были посвящены вопросам формирования Единого экономического пространства. Переговоры на высшем уровне в прошлом году проходили 23 мая в Ялте и 15 сентября в Астане, где были подписаны важные документы. О многом говорит наша инициатива проведения очередной встречи глав-государств ЕЭП на территории Республики Беларусь.

– Как Беларусь намерена действовать в рамках ЕврАзЭС?

– Наше государство активно использует все те возможности и преимущества, которые предоставляют интеграционные образования СНГ. Так, в рамках ЕврАзЭС уже реально действует режим свободной торговли, то есть тот режим, которого мы пока не можем в полной мере достичь в рамках 12 государств Содружества. Созданы условия для свободного беспошлинного передвижения товаров, производимых на территории государств Сообщества, без изъятий. Следующий этап – формирование таможенного союза, который может стать реальностью уже к 2006 г., после чего открывается прямой путь и к формированию единого торгово-экономического пространства.

Весьма важно, что ЕврАзЭС «вписалось» в жесткое регламентированное односкоростное движение, когда решения подписываются одновременно всеми пятью участниками и становятся обязательными для исполнения. Приведу только один небольшой пример результативности работы ЕврАзЭС: к настоящему времени де-факто исключены из практики взаимного торгово-экономического сотрудничества, применявшиеся ранее антидемпинговые меры. Из такой согласованности, способности на компромиссы, подчинения частных и сиюминутных интересов общему делу и складывается наша интеграция, возвращение к доброму опыту хозяйствования в рамках единых правил Союза, правда, на современном витке истории.

Но ЕврАзЭС не замыкается только на решении внутренних экономических проблем. Организация стремится к налаживанию контактов с внешним миром: получен статус наблюдателя в Генассамблее ООН, проведен ряд рабочих встреч с Секретариатом ОБСЕ, подготовлен к подписанию Меморандум о взаимодействии с Всемирной таможенной организацией, ведутся консультации с международными финансовыми институтами. Комиссия ЕС высказалась за развитие диалога с ЕврАзЭС.

В прошедшем году заметно активизировалась работа Организации Договора о коллективной безопасности. Многие эксперты, в том числе западные, считают, и не без оснований, что в перспективе ОДКБ может стать одним из ключевых элементов системы коллективной безопасности на обширном пространстве Евразии (устав ОДКБ зарегистрирован в ООН, прорабатывается получение статуса наблюдателя в Генассамблее ООН).

Думается, опыт и потенциал белорусов, накопленный многими поколениями, может и будет достойно использован для укрепления позиций наших интеграционных структур на мировой арене.

Выражаем благодарность пресс-службе и пресс-центру посольства Республики Беларусь за помощь в организации интервью.

 

Еще статьи на эту тему:
— Газпром "дожал" Минск
— Белорусский фактор


Журнал «Мировая энергетика»

Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru