Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Февраль 2005 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Недра – это наше все

Рассмотрение в правительстве проекта Федерального закона «О недрах» подведет итог многолетнему периоду острых дискуссий о предмете и основных направлениях законодательной реформы недропользования. Пожалуй, концептуальные положения проекта парламент сохранит и одобрит, а изменения и дополнения будут вноситься только в рамках юридической доработки весьма «сырого» текста документа.

Егор ДОРОШЕНКО,
эксперт Фонда развития парламентаризма в России

Новая редакция закона «О недрах» рассматривается как основной, но не всеобъемлющий законодательный акт в сфере недропользования. В проекте предпринята попытка установить единые принципы построения всей системы законодательства, однако сделано это крайне неудачно. Не совсем понятно, почему авторы считают, что эксплуатация недр существенно важнее землепользования или охраны природы. «Недра – это наше все», – видимо, посчитал законодатель и предписал, что если при пользовании недрами возникают отношения в сфере пользования землей, водой, лесом, животным миром, иными природными ресурсами и объектами культурного наследия, такие отношения регулируются лесным, земельным, экологическим и водным законодательством только в том случае, если они не урегулированы Федеральным законом «О недрах». То есть по остаточному принципу.

В систему законодательства о недрах проект включает и специальные законы о континентальном шельфе, внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне, геологическом изучении недр, добыче отдельных видов полезных ископаемых, захоронении радиоактивных отходов и токсичных веществ. По версии разработчиков проекта, эти законы (а также гражданское законодательство) будут регулировать отношения недропользования «с учетом» положений закона «О недрах». К сожалению, остается лишь догадываться, что именно подразумевается под этой формулировкой.

Основной, а точнее – самой «громкой», новеллой проекта является принципиально новая концепция недропользования, которая предусматривает, что право пользования участком недр возникает на основании гражданско-правового договора пользования участком недр, заключаемого с пользователем недр, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти либо исполнительным органом субъекта Российской Федерации. Впрочем, в тексте документа место нашлось и административно-правовому механизму лицензирования, о роли которого говорится весьма туманно. По общему правилу, предоставление права пользования участком недр на основании решения органа исполнительной власти (лицензии) осуществляется лишь в случаях, специально предусмотренных законом. Однако в соответствии с переходными положениями проекта, все нормы о лицензировании распространятся только на отношения недропользования, возникшие до вступления нового закона в силу.

Все положения проекта, касающиеся договорной формы предоставления права пользования участком недр, являются принципиально новыми для российского законодательства о недрах. Основными принципами гражданско-правового механизма недропользования являются:
◊ заключение договора пользования участком недр, как правило, на основании результатов аукциона (за некоторыми исключениями);
◊ предоставление участков недр в пользование в соответствии с государственными программами использования недр;
◊ определение условий договора пользования участком недр по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом;
◊ рациональное использование участка недр в соответствии с условиями договора и с соблюдением требований по охране недр;
◊ возможность передачи пользователем права пользования участком недр другому субъекту предпринимательской деятельности с согласия уполномоченного правительством федерального органа исполнительной власти или полномочного органа исполнительной власти субъекта РФ;
◊ применение неустойки в случаях нарушения основных условий договора.

Проект включает положения о договоре пользования участком недр, созданные в соответствии с характерной для российского законодательства гражданско-правовой законодательной моделью. Так, в документе определяются предмет договора, его форма, существенные условия, срок, права и обязанности сторон, ответственность, порядок изменения и расторжения. Законопроект предусматривает не только новый вид гражданско-правового договора, но и детально регулирует его основные подвиды.

К наиболее существенным изменениям, посвященным субъектам государственного управления недропользованием, относится установление закрытого перечня полномочий органов государственной власти субъектов РФ и его сокращение (в частности, из перечня исключено участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы).

Некоторые изменения претерпели положения о пользователях недр. Так, по общему правилу пользователями недр не могут быть иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица и международные организации. Единственное исключение – права пользования участками недр, которые были получены иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами и международными организациями до вступления в силу новой редакции Федерального закона «О недрах». Кроме того, федеральное законодательство может предусматривать ограничения в отношении российских юридических лиц, составляющих с иностранными гражданами, лицами без гражданства или иностранными юридическими лицами группу лиц (в соответствии с антимонопольным законодательством). В частности, в проекте федерального закона установлено, что в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации организатор аукциона может вводить ограничения (вероятно, запрет) на участие таких юридических лиц. Кроме того, положения проекта о пользователях недр, как и действующий федеральный закон, содержат ссылки на возможные исключения в отношении отдельных категорий пользователей.

Документ содержит важные новеллы в отношении права собственности на недра в границах территории Российской Федерации. Действующая редакция федерального закона предусматривает особого рода совместную государственную собственность Федерации и регионов и фактически не содержит положений о разграничении госсобственности (за исключением участков недр федерального значения). Представленный проект относит недра на территории РФ, включая содержащиеся в них полезные ископаемые, к федеральной собственности и соответствующим образом перераспределяет полномочия по государственному управлению фондом недр.

Авторы проекта конкретизируют понятие объекта недропользования – участка недр. В тексте документа приводится точное определение этого понятия, а также предусматривается принятие специального федерального закона о государственном кадастре участков недр. Вслед за действующей редакцией Федерального закона «О недрах», которая предусматривает оборот прав пользования недрами в той мере, в какой это допускается федеральным законодательством, проект федерального закона подтверждает оборотоспособность права пользования участком недр, конкретизируя лишь отдельные ограничения.

Подтверждая право собственности пользователя участка недр на добытые из недр полезные ископаемые, проект вводит понятие стратегических видов минерального сырья и устанавливает, что в отношении стратегических видов минерального сырья федеральным законом может быть установлено приоритетное право Российской Федерации на его покупку.

Пользование участком недр может быть ограничено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды. В случаях возникновения обстоятельств, временно не позволяющих осуществлять пользование участком недр, пользование таким участком недр может быть приостановлено до устранения этих обстоятельств.

Закон о недрах предполагается дополнить рядом специальных глав, посвященных отдельным видам эксплуатации месторождений. В частности, проект предусматривает сроки и условия осуществления пробной или опытно промышленной эксплуатации месторождений углеводородного сырья, требования к обустройству месторождений (строительство объектов инфраструктуры), условия ввода в промышленную разработку и т.п.

В проекте несколько расширен перечень требований по рациональному использованию и охране недр, уточняется порядок ввода месторождений полезных ископаемых в промышленную разработку, конкретизируется понятие нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче. Вводится принцип обязательного страхования ответственности за причинение вреда при пользовании участками недр, в рамках которого пользователь недр обязан застраховать ответственность перед государством и третьими лицами за причинение вреда недрам и окружающей среде. Минимальный размер страховой суммы и порядок заключения договора страхования при пользовании участками недр устанавливаются специальным федеральным законом.

В целом, новая редакция закона о недрах дополнена рядом норм прямого действия, конкретизирующих законодательные требования к отношениям недропользования. Законодатель предпринял попытку не только в корне изменить концепцию государственного управления недрами, но и создать законодательный акт, включающий систему детализированных правовых норм комплексного регулирования пользования недрами. И, к сожалению, забыл при этом о самом главном – о механизмах государственного контроля над исполнением условий эксплуатации недр. Остается надеяться, что рассмотрение проекта в Государственной думе позволит хоть немного подправить этот недостаток.

 

Еще статьи на эту тему:
— Спорный принцип «двух ключей»
— Тест на прочность еще предстоит выдержать.
— Закон раздора
— Как нам распилить месторождение
— Эволюционное развитие
— Исключительное право - читай, частное
— Чиновник на раздаче
— Разграничь и властвуй


Журнал «Мировая энергетика»

Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru