Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Февраль 2005 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Три взгляда на реформу

Участники рынка предложили свой план действий по реформированию газовой отрасли

Владимир ФЕЙГИН,
главный директор Института энергетики и финансов,
заместитель председателя правления КРГ

Государству принадлежит основополагающая роль в развитии газовой отрасли страны – отрасли, которая обеспечивает половину производства и внутреннего потребления энергоресурсов. Именно государство формирует основы энергетической политики, руководит ходом реформ, регулирует оптовые цены на газ для Газпрома, тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам для независимых организаций, распределительным сетям, размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками, розничные цены на газ, реализуемый населению. Не регулируется только тариф на транспортировку по магистральным трубопроводам газа, произведенного Газпромом.

Но процессы формирования системы госрегулирования начались в отрасли на пять лет позже, чем в электроэнергетике. Только в 1997 г. были сделаны первые шаги к установлению экономически обоснованной системы оптовых цен на природный газ, которая учитывает стоимость его транспортировки от мест добычи до потребителей (решением ФЭК России о введении оптовых цен, дифференцированных по шести ценовым поясам). Сейчас ценообразованием занимается Федеральная служба по тарифам, которая с 2005 г. установила уже 11 ценовых поясов. Но, по большому счету, настоящая цена газа должна определяться в процессе рыночных отношений.

Сегодня существует три взгляда на реформирование отрасли, в том числе и в правительственных структурах: оставить все как есть, отпустить цены на газ и посмотреть, как их скорректирует рынок, и третий – двухсекторная модель с постепенным снижением регулируемого сектора, который сейчас доминирует.

Второй год правительство откладывает решение этого вопроса. Первая отсрочка произошла в декабре 2003 г., но ожидания перемен всех участников рынка – как производителей, так и потребителей – были так велики, что это послужило толчком к созданию некоммерческого партнерства Координатор рынка газа (КРГ), которое разработало модель двухсекторного рынка и предложило ее правительству.

Модель предусматривает переходный период для адаптации потребителей к новым условиям свободного ценообразования, сохраняет за Газпромом статус оператора внутреннего рынка газа и экспорта, обеспечивает равноправный доступ всех независимых производителей к свободным мощностям системы магистральных трубопроводов, равные условия для всех субъектов свободного сектора, максимальную защищенность россиян от возможных негативных последствий роста цен на голубое топливо (сохранить на весь переходный период регулируемые цены для населения и для определенных на федеральном уровне бюджетных организаций). Государство должно определить, кого вывести на свободный рынок в первую очередь, какие там будут объемы продаж, как ликвидировать перекрестное субсидирование. Недаром более половины членов наблюдательного Совета КРГ – представители государственных органов.

Газпром, являющийся активным участником КРГ, согласовал эти подходы, Минпромэнерго поддержало наши предложения, с Минэкономразвития мы еще в диалоге. После того, как в декабре 2004 г. правительство опять отложило обсуждение реформирования газовой отрасли, мы предложили проект постановления, которое разрешит продажу 5 млрд м3 газа Газпрома и эквивалентных объемов – независимых производителей на биржевых площадках по свободным ценам. Конечно, это незначительные объемы (меньше 3% от внутреннего потребления), и на этом этапе настоящую цену газа будет определить сложно. Тем не менее важно отработать всю совокупность необходимых механизмов. Планируется независимая биржевая площадка, на которой будут представлены участники рынка, которая будет работать по прозрачным правилам и взаимодействовать с электронной торговой площадкой Межрегионгаза. Последняя существует два года, и пока вышла на совокупный объем продаж нелимитного газа в 2,2 млрд м3. Так что мы ждем постановления правительства, которое разрешит провести эксперимент.

Множество вопросов требуют решения на законодательном уровне. Так, в действующем законодательстве отсутствует закон (или глава в Гражданском кодексе РФ), регулирующий деятельность трубопроводного транспорта и учитывающий существенные отличия этого вида транспорта от остальных. Дело не сдвинется с места без законодательного закрепления четкого определения Единой системы газоснабжения как основного объекта федерального оптового рынка газа, определения и разделения функций оператора всех подсистем рынка и собственников соответствующей инфраструктуры, единой системы договоров на транспортировку по магистральным трубопроводам. Суммируя, можно сказать, что двухсекторная модель со всеми сопутствующими решениями и преобразованиями – это золотая середина между двумя полярными взглядами на реформирование рынка газа, наиболее отвечающая государственным интересам и интересам участников рынка.

 

Еще статьи на эту тему:
— Бросившие руль
— Государство возвращается
— Для нас главное - наполнить бюджет
— Как скрестить ужа с ежом
— Глаза боятся, а руки делают


Журнал «Мировая энергетика»

Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru