Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Январь 2005 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Образование на всю жизнь? Образование через всю жизнь!

Специальные технические и технологические знания устаревают быстро, что вызывает потребность в организации новых учебных программ не только для студентов, но и дипломированных специалистов, не желающих отставать от жизни. Каким образом вузам, готовящим кадры для ТЭК, удается это делать?

Мария ТРОФИМОВА

Подготовка инженеров для нефтяной промышленности началась в Советской России в 1920 г. – в Московской горной академии. Спустя девять лет там же был открыт нефтяной факультет, на базе которого в 1930 г., то есть ровно 75 лет назад, основали Московский нефтяной институт имени его первого директора – академика Ивана Михайловича Губкина. Позже вуз не раз менял свое название: Московский институт нефтехимической и газовой промышленности, Московский институт нефти и газа и, наконец, Российский государственный университет нефти и газа. Неизменными оставались две вещи – имя Губкина и то, что «керосинка» всегда являлась головным вузом для подготовки специалистов ТЭК. Сегодня на базе университета работает учебно-методическое объединение вузов России по высшему нефтегазовому образованию.

Чему учить?

«Учить студентов нужно так, чтобы наш выпускник, с одной стороны, мог участвовать в научно-техническом прогрессе, а с другой – чтобы мог быть генератором новых идей и двигал его дальше, – считает ректор Альберт Ильич Владимиров. – Благодаря тому, что в нашем университете есть передовая наука, ясно, какие технологические достижения актуальны сегодня, какие станут актуальными через пять–восемь лет. Соответствующие знания преподаватели и несут в студенческую аудиторию».

Принцип опережающего образования реализуется в университете через постоянное обновление учебных программ и учебных дисциплин. Не остаются неподвижными программы даже по классическим дисциплинам: математике, физике, химии. И уж тем более не имеет права застывать содержание спецкурсов, которые касаются характера будущей деятельности. Появились, например, такие новые направления, как компьютерное моделирование, основы компьютерного конструирования, конфликтология, этика делового общения и т.п. Причем курс компьютерного моделирования становится уже не прикладным, а фундаментальным, потому что это, по словам ректора, стало одним из главных видов деятельности выпускников.

Разумеется, большинство специальностей не носит конъюнктурного характера. Факультеты геологии, разработки и эксплуатации нефтегазовых месторождений, химической технологии и экологии и прочие не могут радикально преобразоваться или исчезнуть, потому что являются для университета системообразующими. Каждый соответствует определенным группам технологий, составляющим в совокупности всю технологическую цепочку современного нефтегазового производства – от поисков нефтегазовых месторождений до сбыта продуктов нефтегазопереработки.

Но со временем могут происходить и происходят определенные структурные подвижки, в частности, вносятся коррективы в названия, отражающие изменение в существе образовательных программ и направлениях научной деятельности. Так, факультет, называвшийся когда-то газонефтепромысловым, стал факультетом разработки и эксплуатации газовых и нефтяных месторождений. Инженерно-экономический – факультетом экономики и управления. А факультет Проектирования сооружений и эксплуатации систем трубопроводного транспорта как самостоятельный возник из двух профильных специальностей на других факультетах.

Появляются и новые специальности, новые направления подготовки, новые кафедры. Специфика ряда из них определяется тем, что в нефтегазовом производстве многие достижения происходят на стыке нескольких научных и технологических направлений. Например, недавно в «керосинке» открыли – впервые в России – кафедру газохимии, поскольку специалистов по переработке газа в промышленных масштабах не хватает. Еще одно новое направление – Нефтепродуктообеспечение и газоснабжение. Примечательно, что ориентировано оно не на промышленность, а на нужды граждан – университет готовит специалистов по коммунальным газовым сетям, нефтебазам, автозаправочным станциям.

И только в «керосинке» есть кафедра освоения морских нефтегазовых месторождений.

Как учить?

Этот вопрос вуз решает, тесно контактируя с отраслью. Это происходит, прежде всего, через совместные научно-исследовательские и проектные работы. Один из новых механизмов подобного взаимодействия – Попечительский совет, который возглавляет председатель Совета директоров ОАО «ЛУКОЙЛ» Валерий Грайфер. Традиционно эффективным инструментом взаимодействия вуза и предприятий ТЭК являются Государственные аттестационные комиссии, в них, в частности, входят и представители промышленности, как правило, ведущие специалисты. После защиты дипломных проектов комиссия составляет отчет, в который вносятся различного рода предложения: например, усилить то или иное направление подготовки студентов.

Еще один механизм – практика, на которую ездят студенты и преподаватели. Для них это отличный способ увидеть, что нового появляется в отрасли.

Например, сегодня на повестке дня стоит проблема транспорта сжиженного природного газа по морю (как альтернатива трубопроводам), чтобы выходить на рынок США, Японии, других стран. С чего начать подготовку специалистов в этой сфере? Прежде всего, – объясняет профессор Владимиров, – определяем программу – каким содержанием должно быть наполнено это направление обучения. Потом нужно подготовить людей, которые способны читать лекции. Поскольку университет проводит научные исследования, в том числе и в области газохимии, есть специалисты, которые ведут соответствующие разработки. Есть они и в смежных отраслевых организациях. Например, в компании Гелиймаш, которая занимается транспортом сжиженного газа, значительная часть специалистов – выпускники «керосинки». Их-то альма-матер и привлекает к тому, чтобы развить это направление обучения.

Полуфабрикаты по-губкински

Подготовку по новым направлениям можно начать, во-первых, введением новых предметов для старшекурсников, во-вторых, набором на новую специальность с 1-го курса. Так, в 1990 г. университет открыл юридический факультет. В России это был первый случай, когда в техническом вузе начали готовить правоведов, но именно в тот момент стало ясно: изменившейся экономике в большом количестве нужны специалисты в области хозяйственного права, недропользования, торговли углеводородным сырьем, каких не готовят ни юрфак МГУ, ни юридическая академия.

Соответствовать требованиям технического прогресса позволяет университету и такая структура, как базовая кафедра – в отраслевом НИИ, в РАН, научном центре нефтегазовой компании. Например, базовые кафедры РГУ есть и в Академии наук (Институте проблем нефти и газа), и в головном институте Газпрома (ВНИИГАЗ), и в крупном научно-технологическом центре Газпрома (Промгаз). Базовые кафедры позволяют университету привлекать к учебной деятельности интеллектуальный потенциал отрасли, ее материальную базу: если в вузе нет специалистов определенного профиля или не хватает оборудования и приборов, то на базовой кафедре найдется все.

По мнению профессора Владимирова, Болонская конвенция, к которой недавно присоединилась Россия, ставит на повестку дня вопрос о дополнительном высшем образовании, дополняющем базовое. Выпускник технического вуза на уровне бакалавра – это, считает ректор, не готовый специалист, а всего лишь полуфабрикат, кадровый ресурс, нуждающийся в доводке. В частности, в том дополнительном образовании, которое позволит ему стать специалистом, имеющим не только дополнительные специальные знания, но и практические умения и профессиональные навыки, нужные работодателям.

В РГУ им. И.М.Губкина студенты могут пройти все уровни подготовки по программам высшего образования – от бакалавра до магистра. Выпускники магистратуры идут в большинстве своем в аспирантуру университета, а бакалаврам и дипломированным специалистам вуз предлагает широкий спектр программ дополнительного профессионального образования. Таким образом университет реализует новую образовательную парадигму «образование не на всю жизнь, а через всю жизнь».

Они учились в «керосинке»

Ассоциация выпускников РГУ нефти и газа им. Губкина образована в 1991 г. В России такая общественная организация появилась впервые. До этого бывший ректор института, который одновременно являлся и председателем Союза ректоров России, часто бывал в зарубежных поездках и констатировал, что в университетах всех развитых стран есть и ассоциации выпускников, и попечительские советы. Но инициатором создания подобной организации в «керосинке» стал ее нынешний ректор – Альберт Владимиров. Председателем Ассоциации является начальник учебно-методического управления РГУ им. Губкина, профессор Виктор Шейнбаум.

Анатолий ДМИТРИЕВСКИЙ,
академик, директор Института проблем нефти и газа РАН
Выпускник 1961 г., закончил геологоразведочный факультет, инженер-геолог
Лично у меня с «керосинкой» связана вся жизнь: здесь учился я сам, моя жена, потом – сын и дочь, жена сына, внучка, племянница…
Ассоциация выпускников – вещь естественная: люди, получившие образование в одном институте, объединены и профессионально, и идеологически, стараются поддерживать альма-матер.
Сегодня появляется много надуманных структур, а ассоциация – совершенно естественное явление, существующее и в Америке, и в Европе. Но если выходцы из Стэнфорда и Гарварда помогают родным университетам материально, то со стороны выпускников российских вузов это помощь большей частью морально-интеллектуальная.
Не сочтите за саморекламу, но сегодня я являюсь руководителем научной школы РГУ. В прошлом году мы получили грант президента России на ее развитие. Научная школа хороша тем, что дает новый импульс для связи вуза с теми, кто уже закончил обучение.
В «керосинке» есть хорошая традиция: актовые лекции, которые читаются первокурсникам. 1 сентября 2002 г. я читал лекцию «Интеллектуальный потенциал России».
Есть цикл лекций, который называется «Академические чтения». Они примечательны тем, что на них бывшие студенты рассказывают о своих идеях, наработках в научной и практической областях. Причем впервые это произносится именно в стенах родного института.

Иван МАТЛАШОВ,
директор административного департамента Минпромэнерго, председатель Совета фонда выпускников-губкинцев.
Окончил институт в 1977 г. по специальности «Машины и оборудование нефтегазовых промыслов», инженер-механик
Меня иногда спрашивают, отличаются ли нынешние выпускники от выпускников моего поколения. Да, безусловно, отличаются. С конца 70-х до нынешнего времени расстояние значительное. Мы живем в другой стране и давно уже не в социализме. И это заметно влияет на то, какие предметы изучают нынешние студенты. Можно представить себе, какой резерв времени для получения полезных знаний дали ушедшие в прошлое такие «авторитетные» дисциплины, как «История КПСС», «Основы научного коммунизма», «Организация и планирование социалистического производства», «Диалектический и исторический материализм» и прочие. Я считаю, что нет различия в наборе изучаемых классических дисциплин – физики, математики, химии, сопротивления материалов, теоретической механики. Здесь, очевидно, и содержательная часть мало изменилась, разве что совершенствовалась техника и технические средства изучения предметов. Что же касается прикладных дисциплин, то тут изменилось практически все, так как техника, технология, технические средства обеспечения претерпели значительные изменения. Научный прогресс, доступ к информации и ее наличие значительно изменили содержательную часть предметов, и в этом – преимущество нынешних выпускников перед нами, шанс получить хорошие знания. Стартовый потенциал молодых специалистов выше. Да так и должно быть, я могу только радоваться этому.
На вопрос, какими должны быть механизмы, связывающие образование и бизнес-сообщество, ответить сложно. Раньше было проще. У вузов был строгий план подготовки инженеров, также существовал план приема молодых специалистов на работу. То есть существовал неизвестный современным студентам механизм распределения. Любое высшее учебное заведение (я имею в виду инженерное) находилось под пристальным взором отраслевого министерства, которое и обеспечивало связь образования и бизнеса (тогда такое слово не имело сегодняшнего расширенного значения и звучало почти с криминальным оттенком). Программа взаимодействия высших инженерных учебных заведений и производства утверждалась и успешно реализовывалась, в существовавшей социально-экономической формации это оправдывало себя.
Студенту прошлых лет было легче получить практические навыки на производстве. Сегодня многое изменилось. Студент, имеющий гарантии будущего трудоустройства – счастливчик, а еще более удачливый тот, кто направлен на учебу предприятием-заказчиком, которое заботится о своем подопечном. Наиболее продвинутые бизнес-компании (холдинги, предприятия) сегодня идут в институты, размещают свои заказы на подготовку специалистов, материально и технически помогают учебному процессу и учебному заведению. Это нормальный, эффективный механизм сотрудничества, встречное движение к успеху.

Организации научных чтений, конференций, открытых уроков, подрядных проектов, подготовки научных трудов и разработок в вузах – это, безусловно, необходимый набор инструментов сотрудничества с бизнесом. Думаю, что в условиях развивающегося рынка эти инструменты должны сформировать наиболее эффективный механизм выгодного взаимодействия с бизнесом.

Юрий ЛУЖКОВ,
мэр Москвы
Выпускник 1958 г., инженер-механик
Юрий Михайлович проявил себя как преданный сын «керосинки», помогая альма-матер в хозяйственных вопросах. Например, когда выяснилось, что здание РГУ им. Губкина стоит на плывуне, городские власти помогли в срочном порядке укрепить фундамент. И вопрос о расширении территории университета был решен положительно – сегодня на добавленных квадратных метрах выросли библиотека и общежитие для иностранных студентов, в котором вуз давно нуждался.

Кадровые агентства о цене дипломов РГУ нефти и газа

Подбором кадров для ТЭК всей России занимается несколько рекрутинговых компаний. Менеджерам двух из них был задан один и тот же вопрос: как котируются выпускники «керосинки» на рынке труда?

Галина СГОННИК, компания АНКОР

Статистики по поводу того, сколько выпускников именно РГУ нефти и газа были трудоустроены через нашу компанию, мы не ведем. Но люди, имеющие диплом этого университета, нас интересуют. При этом есть одно «но».

АНКОР занимается подбором кадров для иностранных компаний, которые продают оборудование для нефтегазовой промышленности. Для того чтобы это продавать, человек должен иметь соответствующие знания. Поэтому со студенческой скамьи мы соискателей не принимаем: одно из требований к ним – опыт работы на производстве или в бизнесе.

Впрочем, опыт этот может быть получен и одновременно с учебой: скажем, выпускник не две недели практики отбыл на заводе, а задержался там. Кроме того, студент мог, например, поработать в качестве агента по продажам в дистрибьютерской компании или в профильном проектном институте (хотя бы расчетчиком в отделе) или на закупках сидел – обзванивал поставщиков. Смысл в том, что в процессе работы он хотя бы познакомился с профильными компаниями.

Конечно, бывает, что клиент нашей фирмы говорит: хочу получить выпускника такого-то вуза, пусть и без опыта. Но тогда подразумевается хорошее знание языка (мы, повторяю, в основном работаем с иностранными компаниями). В этом случае человека берут на меньшие деньги и уже сами «доводят» до необходимой им квалификации. Но этот вариант, скорее, исключение, чем правило.

Антон ФРОЛОВ, ТРИЗА EXCLUZIVE

Что выпускники РГУ им. Губкина котируются высоко – это факт. В России не так много вузов, которые дают достойное образование специалистам ТЭК. В том числе и для работы за рубежом – языковая подготовка в этом вузе находится на достаточно высоком уровне.

Но что касается нашей компании, мы специализируемся на высшем и среднем менеджменте. Если говорить о выпускниках РГУ нефти и газа, то среди них мы кадры не подбираем, но трудоустраиваем дипломированных специалистов, тех, кто уже, образно говоря, потрогал руками нефтяные вышки. Многие бывшие выпускники всем известны – они занимают высокие посты в крупных компаниях ТЭК. Кстати, на рынке труда котируются и юристы, и экономисты, которых готовят в этом вузе.

Что думают компании ТЭК о вузах, готовящих для них специалистов

Николай СПАСИЧЕНКО,
старший вице-президент по административной и организационно-кадровой работе ОАО «АК «СИБУР»

Мы считаем, что квалифицированный персонал – одно из главных достоинств компании. Традиционно было принято считать профильными учебными заведениями, готовящими специалистов для нашей отрасли, Московский химико-технологический институт им. Менделеева и Московскую государственную академию тонкой химической технологии им. Ломоносова. Однако на наших предприятиях весьма успешно трудятся и специалисты, имеющие диплом университета нефти и газа им. Губкина. Его выпускники зарекомендовали себя как грамотные специалисты. Одно то, что сегодня только в центральном аппарате компании питомцы «керосинки» составляют почти 10% руководителей подразделений, говорит само за себя.

Пресс-служба группы компаний НОВАТЭК

В ООО «Геойлбент», занимающемся добычей нефти и газа (Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа) давно и успешно работают два выпускника университета им. Губкина. Это начальник центральной инженерно-технологической службы и начальник цеха добычи нефти и газа Северо-Губкинского месторождения. Мнение коллектива о них – компетентны, исполнительны, инициативны, знают все тонкости работы нефтяника, опытные производственники. Их опыт и знания приносят весомую пользу производству.

В ООО «Ханчейнефтегаз» дипломированных выпускников этого вуза пока нет, однако на третьем курсе по направлению компании учатся два студента.

В ООО «Юрхаровнефтегаз» – самом северном предприятии НОВАТЭК, работают шесть бывших студентов «керосинки». Руководство ими довольно, отмечает их отличные деловые и личные качества, большой потенциал, перспективы карьерного роста.

Генеральный директор ОАО «Пурнефтегазгеология» – старейшего предприятия НОВАТЭК, – Александр Донцов также закончил тогда еще Московский институт нефти и газа в 1993 г. Донцов – молодой, современно мыслящий руководитель, который переводит старое геологическое предприятие на новые рельсы добычи углеводородов. В этом году по инициативе генерального директора заключен договор о производственной практике трех студентов университета им. Губкина. Все трое оставили хорошее впечатление. Руководство Пурнефтегазгеологии рассматривает этот вуз как базовый в рамках программы повышения квалификации своих сотрудников.

Необходимо отметить, что один из старейших работников Пурнефтегазгеологии, легендарный мастер по испытанию скважин, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Ленина, заслуженный геолог РСФСР Алексей Борисович Мыльцев в 1970 г. закончил «керосинку» заочно.

В одном их самых стабильно развивающихся предприятий НОВАТЭК, ОАО «Таркосаленефтегаз», работает пока только один выпускник 1981 г., но четырех студентов университета уже совсем скоро ждут здесь в качестве молодых специалистов. Пока они каждый год проходят производственную практику на трех промыслах компании. Согласно договору, специалисты Таркосаленефтегаза регулярно повышают квалификацию в стенах университета им. Губкина, что явно говорит о том, как оценивает руководство компании уровень квалификации преподавателей вуза.

И, наконец, 12 выпускников работают непосредственно в ОАО «НОВАТЭК». Это ведущие специалисты, начальники управлений и департаментов. Среди них – первый заместитель председателя правления НОВАТЭК – Алексей Фридман.

Пресс-служба компании ОАО «ЛУКОЙЛ»

Сколько выпускников «керосинки» среди огромного количества сотрудников компании, подсчитать трудно. Но в том, что многие из них весьма заметны, не ошибешься. Только в совете директоров трое имеют диплом этого вуза: председатель Совета директоров Валерий Грайфер (год окончания – 1952-й), первый вице-президент Равиль Маганов (1974 г.), вице-президент, начальник управления поставок и продаж Юрий Сторожев (1977 г.).

ЛУКОЙЛ рассматривает Московский университет нефти и газа как профильный вуз, сотрудничество с которым имеет большой смысл. Студенты, которым назначена стипендия компании, получают право после окончания вуза работать у нас.

27 февраля 2003 г. подписано соглашение о сотрудничестве между ЛУКОЙЛом и университетом. Документ предусматривает подготовку специалистов, организацию студенческой практики, взаимодействие в подготовке курсовых и дипломных проектов. ЛУКОЙЛ высоко оценивает вклад университета в профессиональную подготовку, послевузовскую переподготовку и повышение квалификации сотрудников компании.

 

Еще статьи на эту тему:
— В образование надо вкладывать так же, как в ЛЭП, генераторы и турбины
— Охота на профессионала
— По закону Миллера
— Дамы выбирают кавалеров


Журнал «Мировая энергетика»

Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru