Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Январь 2005 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Бартер рухнул, но энергомост сохранился

Почти все без исключения бывшие партнеры СССР по СЭВ, сменив ориентацию, дружными рядами перешли под крылышко ЕС. Какие изменения произошли в их отношении к вчерашнему «старшему брату», в частности, в сфере энергетики? Мы начинаем серию публикаций с рассказа о Венгрии.

Борис РОДИОНОВ

В сентябре 1962 г. в Венгрию пришла первая советская нефть по магистральному трубопроводу «Дружба». Десять лет спустя вступил в строй трубопровод «Дружба-2» повышенной пропускной способности, рассчитанный на 10 млн т в год. Так заработал энергетический мост Москва–Будапешт, по которому с Востока на Запад шла приволжская, а позднее сибирская нефть, а в обратном направлении – бартерная продукция венгерского машиностроения, фармацевтической, пищевой и аграрной промышленности.

Расходы венгерской стороны на строительство трубопроводов окупились всего за три года. На трассе «Дружбы» выросли крупные предприятия: Дунайский нефтеперерабатывающий завод, нефтехимический комбинат Tisza, сооруженные при техническом содействии СССР. Их продукция успешно шла за рубеж.

В 1973 г., после арабо-израильской войны, произошел драматический «взрыв цен» на мировом нефтяном рынке. Чтобы смягчить его последствия для стран СЭВ, Москва еще длительное время продолжала поставлять нефть своим союзникам по 16 переводных рублей за тонну, тогда как мировые цены подскочили до 80 долл. Да и с 1975 г., после ревизии условий торговли, советская нефть оставалась для венгерских партнеров относительно недорогой, что позволяло им поддерживать сравнительно высокий жизненный уровень населения.

Начиная с 1975 г., в Венгрию стали поступать крупные объемы советского природного газа. Многие электростанции, теплоцентрали, котельные перешли с бурого угля на экологически чистое топливо, в Будапеште стало легче дышать. Существенно улучшились экономические показатели предприятий, перешедших на новый вид топлива. Удельный вес газа в энергопотреблении страны со временем приблизился к 40%. В 70–80-х годах в рамках единой энергосистемы стран СЭВ в Венгрию поставлялось также значительное количество электроэнергии с украинских электростанций по линии электропередач Винница – Альбертирша.

После смены общественного строя в Венгрии и прекращения деятельности СЭВ энергетический мост устоял. Россия осталась главным поставщиком энергоносителей для Венгрии. На смену бартеру и «халяве» пришли мировые цены в долларах. Благодаря долгосрочным контрактам и налаженной сети трубопроводов, российские нефть и газ и поныне остаются самыми выгодными для наших венгерских партнеров. Из России Венгрия получает около 5 млн т нефти в год, из других стран – 1 млн, собственная добыча на истощившихся месторождениях Южной Венгрии не превышает 1,5 млн т. Действует совместное российско-венгерское предприятие по добыче нефти в Западной Сибири, дающее Будапешту больше, чем все его собственное производство.

Совладельцем этого предприятия и крупнейшим поставщиком нефти в Венгрию являлся ЮКОС. Когда у компании возникли проблемы, министр иностранных дел Венгрии обратился с письмом к своему российскому коллеге, который заверил: Москва будет четко выполнять все свои договорные обязательства. Готовя эту статью, автор позвонил в торгпредство Венгрии и получил подтверждение: поставки идут бесперебойно, венгерская сторона не имеет оснований для беспокойства.

Собственная добыча газа в Венгрии составляет 4 млрд м3 в год и постепенно падает. Небольшое количество газа импортируется с Запада, через Австрию по трубопроводу HAG. В основном же газ приходит с Востока, через Украину (80% – российские поставки). Долгосрочным контрактом предусмотрено до 2015 г. продать 195 млрд российского газа, причем с 2011 г. объем поставок будет увеличен. С оплатой газа проблем не возникает. Газпром контролирует в Венгрии банк AEB, входящий в первую десятку коммерческих банков страны.

Для Газпрома и российских нефтяных компаний Венгрия интересна, прежде всего, как член Евросоюза, транзитная страна, через которую можно наращивать транспортировку энергоносителей в Южную Европу. Нефтепровод «Адрия», построенный в свое время для перекачки ближневосточной нефти и давным-давно простаивающий из-за ее дороговизны, легко можно приспособить для «реверса»: транспортировки сырья из России к адриатическим портам. Проект, сулящий немалые выгоды для всех транзитных стран, включая Венгрию, продвигается, однако, с трудом. Одновременно прорабатывается возможность прокладки через Венгрию нового газопровода в Северную Италию.

Главным партнером Газпрома и российских нефтяных компаний в Венгрии является нефтегазовый концерн MOL – контролируемая государством акционерная компания регионального значения. За последнее время MOL приобрел крупные активы в Хорватии (компания INA), Румынии (бензоколонки), Словакии (Slovnaft). MOL и Газпром создали в Венгрии совместное предприятие Panruszgaz.

Недавно MOL выставил на продажу акции своих дочерних предприятий, занимающихся транспортировкой и распределением газа по сетям внутри страны. Тендер выиграл E.ON-Ruhrgas, немецкий партнер Газпрома. После этого, сообщило агентство РИА «Новости», состоялась рабочая встреча главы Газпрома Алексея Миллера с генеральным директором MOL Жолтом Хернади. Последний сообщил, что MOL поддерживает намерение Газпрома войти в акционерный капитал переходящих в руки E.ON-Ruhrgas транспортных и распределительных компаний.

Не следует, конечно, думать, что российско-венгерское сотрудничество в нефтегазовой области протекает безоблачно. Попытки российских компаний закрепиться на венгерском рынке в качестве инвесторов и совладельцев акций наталкиваются на сопротивление. Часть прессы и деловых кругов видят в Газпроме «троянского коня возрождающейся российской империи». Всячески стараются дискредитировать и некоторых деловых партнеров Газпрома, приписывая им связи с «российской мафией».

Достается порой и MOL. Когда он проявил интерес к крупному нефтеперерабатывающему заводу в Польше, влиятельная варшавская «Газета выборча», ссылаясь на аналитиков из Центра восточных исследований, предостерегала: за венгерским концерном стоит российский капитал, якобы контролирующий 10% акций MOL. Будапешт категорически опроверг это утверждение.

Особое место в двустороннем энергетическом сотрудничестве занимает атомная энергетика. Свыше 40% потребностей Венгрии обеспечивает атомная электростанция Paks на Дунае. Четыре блока ВВЭР-440 были построены в 70–80-х годах по программе экономической интеграции стран СЭВ. За основу был взят усовершенствованный «нововоронежский» проект, на стройке трудились сотни советских специалистов. Значительная часть оборудования была поставлена чехословацким предприятием Skoda-Plzen.

После Чернобыльской катастрофы на АЭС Paks была проведена большая работа по дополнительному усилению систем безопасности с привлечением известных западных фирм. Придирчивые эксперты Евросоюза не возражали против продолжения эксплуатации всех четырех блоков до окончания проектного срока, то есть до 2012–2017 гг. А теперь принята программа мероприятий по продлению срока эксплуатации АЭС.

Чешская Skoda JS, входящая ныне в состав российской компании ОМЗ, поставит по этой программе Paks автоматику на сумму 20 млн долл. Подписан также российско-венгерский протокол к межправительственному соглашению, гарантирующий продолжение поставок ядерного топлива на АЭС Paks и прием отработанного ядерного топлива на хранение и переработку в Россию. Обе стороны вынуждены при этом преодолевать сопротивление защитников окружающей среды, протестующих «против превращения России в свалку ядерных отходов».

Безупречная репутация Paks была подпорчена в 2003 г., когда произошла незначительная утечка радиации при удалении отработанных твэлов. Причиной стало нарушение в системе охлаждения. Сам реактор работал безупречно. Некоторые органы печати стали уже кричать о «крупнейшей после Чернобыля ядерной катастрофе», но МАГАТЭ разъяснило: произошел лишь «серьезный инцидент», ущерб для здоровья людей оказался минимальным. Франко-германская фирма Framatom, ответственная за загрузку и выгрузку твэлов, признала свою вину и выплатила неустойку.

Сложной технической проблемой оказалась безопасная эвакуация поврежденных твэлов. Ее решение по результатам тендера было поручено российской компании ТВЭ-1, которая и поставляет на Paks ядерное топливо. Сегодня все четыре реактора АЭС работают в нормальном режиме, поставляя в энергетическую сеть страны наиболее дешевое электричество.

С приемом Венгрии в Европейский союз в мае 2004 г. Российско-венгерские связи в области энергетики стали органической составной частью «энергетического диалога» между Москвой и Брюсселем. Будапешт заинтересован в успехе этого диалога больше многих европейских столиц. По последним данным, Венгрия импортирует 75% потребляемой нефти, 84 – газа, 24 – угля и 17% – электроэнергии. Как уже отмечалось, среди поставщиков нефти и газа на венгерский рынок с подавляющим перевесом лидирует Россия. Для Венгрии жизненно важно, чтобы в условиях объявленной либерализации рынка энергоносителей в рамках Евросоюза продолжали действовать долгосрочные контракты. На это направлены и усилия российской дипломатии.

Совершенно очевидно, что накопленный за десятилетия опыт российско-венгерского энергетического сотрудничества окажется весьма полезным при формировании Единого энергетического пространства России и Евросоюза.

 

Еще статьи на эту тему:


Журнал «Мировая энергетика»

Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru