Бизнес идет в ЖКХ
В Благовещенске сказали «да» частному оператору
Валентина АНТОНОВА
Планы и попытки альтернативного хозяйствования в сфере коммунальных услуг
вызывают много вопросов у муниципалитетов, повсеместно являющихся собственниками
городских коммуникаций, у депутатов городских собраний, которые должны решать
этот вопрос в интересах потребителей, у самих потребителей, которых больше всего
тревожит рост аварийности систем жизнеобеспечения на фоне увеличения тарифов на
свет, тепло, воду. В Благовещенске приходу частного оператора – дочерней
компании ОАО «Российские коммунальные системы» сказали однозначное «да».
Успех реформы коммунального хозяйства на местах во многом зависит от поддержки
общественности. Осенью 2004 г. в городе Благовещенске создали общественный
совет, в состав которого вошли известные политики, юристы, экономисты,
предприниматели. Они принимали решение о целесообразности закрепления
партнерских отношений с частным оператором в коммунальной сфере города.
Внимательно изучив все аспекты договора муниципалитета с ОАО «Амурские
коммунальные системы», члены совета высказались в поддержку сотрудничества с
региональной «дочкой» ОАО «РКС». Рассмотрение долгосрочного договора
сотрудничества между мэрией Благовещенска и Амурскими коммунальными системами
обещает стать одним из ключевых городских событий 2005 г. Коммунальные
перспективы для города – перекладка коллекторов, реконструкция очистных
сооружений, улучшение уличного освещения, установка новых, экономичных котлов и
приборов учета – зависят от доброй воли администрации и местных депутатов.
Амурские коммунальные системы рассчитывают на утверждение долгосрочного договора
в городской Думе Благовещенска.
А начиналось все в августе 2003 г., когда в городе было зарегистрировано ОАО
«Амурские коммунальные системы». Коммунальной компании передали в аренду
инфраструктуру трех муниципальных предприятий Благовещенска: «Горэлектросети»,
«Гортеплосети» и «Водоканал». Главными проблемами, которые предстояло решать
частным коммунальщикам, было недофинансирование коммунального комплекса,
недостаточная координация коммунальных служб города, нерешенные правовые вопросы
и задолженность «старых» муниципальных коммунальщиков перед ОАО «Амурэнерго».
Что удалось сделать за все это время? В ОАО «АКС», отвечая на этот вопрос,
советуют оценивать результаты обязательно в сравнении с тем, что было. Для
экономической и технологической наглядности, так сказать. Например, в прежние
годы муниципальные предприятия города собирали немногим более 70% оплаты за
оказанные коммунальные услуги. Усилиями ОАО «Амурские коммунальные системы» этот
показатель вырос до 90%. Пока в Благовещенске не было АКС, в областном центре
широко применялась практика ограничений поставок электроэнергии потребителям, в
том числе населению. Целые районы часами сидели без света. А вот ОАО «АКС»
удалось практически снять проблему, выстроив четкую работу сбытового
подразделения. Благодаря этому в течение нескольких месяцев компания АКС вышла
на стабильные расчеты за электроэнергию с поставщиком – ОАО «Амурэнерго».
– По сути, коллектив компании проходит пока период становления. Перед
сотрудниками ОАО «АКС» стоит много сложных задач, которые нужно решать в
оперативном порядке, – говорит исполнительный директор ОАО «Амурские
коммунальные системы» Александр Сурат. – Конечно, пока не все удается. Если
вопросы взаимодействия с энергетиками и коммунальными службами города в стадии
постепенного урегулирования, то проблема технического состояния сетей и
оборудования не может быть решена при действующей системе тарифообразования и
финансирования отрасли. Существующий уровень тарифов не оставляет резерва для
инвестиций в модернизацию. Но то, что зависит не от политической воли, а от
компетенции частного оператора, в ОАО «АКС» привыкли решать оперативно и
своевременно. Это вопрос профессиональной репутации, если хотите.
В разгаре второй отопительный период, за прохождение которого отвечают Амурские
коммунальные системы. Вот мнение деловых партнеров, специалистов филиала АКС
«Амуртеплосервис»: проведение ОЗМ под контролем с АКС заметно отличается от
прежних отопительных сезонов. Частная компания проявила разумную
предусмотрительность и позаботилась об обеспечении запаса топлива. А ведь раньше
нередко случалось так, что в самые холодные зимние месяцы угля в котельных
оставалось лишь на 1–2 дня. Сегодня топлива хватит на несколько месяцев работы,
к тому же вагоны с углем подходят ежедневно.
Готовясь к нынешней зиме, Амурские коммунальные системы работали по двум
основным направлениям: ремонт оборудования и создание запасов топлива на
котельных. В итоге, коммунальная компания поставила в город более 150 т труб для
замены и ремонта тепловых сетей. Был своевременно сформирован оптимальный запас
материалов, которые закупались на заводах-изготовителях в Хабаровске, Иркутске,
Санкт-Петербурге – именно эти производства сумели предложить наиболее выгодные
условия по соотношению «цена, качество и способ оплаты материалов».
Стоит отметить, что ОАО «АКС» много работают над повышением профессионального
уровня персонала. К примеру, только за 1-е полугодие повысили свою квалификацию
26 специалистов. Муниципальные коммунальные предприятия до сих пор не очень
заботились о переподготовке работников. Программа профессионального роста – это
инструктажи, тренировки персонала, переаттестация. Такие мероприятия
способствуют решению практических производственных задач, росту престижа
профессии. Коммунальное дело не стоит на месте, работать по старинке для частной
компании просто неприемлемо.
– Повышение ответственности перед нашими потребителями – одна из приоритетных
задач ОАО «АКС», – подчеркивает Александр Сурат.
Для руководства Амурских коммунальных систем это реальный проект в формате
«коммунальный оператор-потребитель». В Благовещенске до недавнего времени плату
за услуги ЖКХ принимали в мало приспособленных для этого помещениях. В 2004 г.
открылся новый современный офис «Расчетно-кассового центра» филиала ОАО «АКС», в
котором принимаются платежи населения за коммунальные услуги, проводятся сверки
лицевых счетов и оформление субсидий.
– Мы работаем на повышение уровня жизни горожан, – говорит исполнительный
директор ОАО «АКС». – В этом то и состоит миссия компании: РКС отвечает не за
трубы и котлы, а за качество воды в кране, комфортную температуру батарей,
преобразование городской среды.